главная

Дорога  к храму


На днях в Грозном открылся восстановленный православный Храм Михаила Архангела. Храм, которому уже около ста лет, был разрушен во время военных действий в 1995 году. В обряде освящения приняла участие и большая группа воронежцев, прибывших в столицу Чечни с паломнической миссией. В составе делегации – бывшие жители республики, матери погибших воинов, ветераны боевых действий, представители Общественной палаты, журналисты – всего 28 человек.

Возрождение православного храма в Грозном началось два года назад при активном участии наших земляков. Первую скрипку в этом деле играла бывший преподаватель сопромата грозненских вузов, а ныне сопредседатель Общественной палаты Воронежской области Валентина Шумлянская. По ее инициативе деньги на храм собирали по всей России. Год назад в Воронеже отлили, доставили и теперь установили на колокольню грозненского храма семь колоколов, а также подарили храмовую икону Михаила Архангела.

…Двадцать часов пути в автобусе, и вот на административной границе Осетии и Ингушетии нас встретил для сопровождения чеченский ОМОН. В Грозный мы въехали со стороны Старопромысловского района. Все сразу прильнули к окнам – еще очень заметны следы двух войн. Здесь все так и говорят: «Первая и вторая чеченская войны». Слова «антитерорристическая операция» не в ходу.

Центр столицы Чечни произвел более приятное впечатление, но это уже другой город, не тот уютный и зеленый Грозный, что остался в памяти бывших его жителей. Попытки разыскать здание филармонии, где в 60-е годы работали музыканты-воронежцы Роберт Крайнович и Раиса Левашова, не увенчались успехом – здание разрушено и снесено.
Новые и восстановленные постройки на фоне разрушенных зданий конечно, выделяются. На месте бывшего сквера с памятниками Лермонтову и Пожидаеву возводится большая мечеть. Говорят, она будет самой большой на всем Кавказе. На месте президентского дворца и здания Совета министров республики – сквер и памятник первому президенту Ахмату Кадырову. К его сыну, председателю правительства Чечни Рамзану Кадырову, относятся вроде бы уважительно (но здесь не надо забывать о кавказском менталитете), во всяком случае, внешне это проявляется именно так. Вот и его портретов на плакатах куда больше, чем изображений президента Республики Чечни Алу Алханова.
Несколько лет назад улицы Грозного даже днем были полупусты. Жители выходили из домов только в случае крайней необходимости. Сегодня людей на улицах стало заметно больше. Всё, как и везде: у киосков с печатной продукцией несколько человек рассматривают газеты и книги, правда, один из них – в камуфляже и с автоматом. Людей с оружием мы встречали на перекрестках, блок-постах и вокруг важных объектов в центре города. Это несколько смущает, но местные жители относятся к подобным вещам с пониманием – лучше так, чем перестрелки, стоны раненых и скорбь по погибшим.

Грозненцы стали лучше одеваться и, вкупе с открытым, незлобным вором, оставляют приятное впечатление. Про незлобный взгляд я не оговорился. Еще жив такой стереотип восприятия (по Михаилу Лермонтову): «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал…» Хотя великий русский поэт, который в составе армии Ермолова воевал в здешних местах, писал и о том, что убивать друг друга, когда вокруг такая чудесная природа, преступно…

В школе чеченского села Валерик раньше был музей поэта, в котором начинал свою трудовую биографию воронежский писатель и журналист Виктор Будаков. Если же перечислять всех, кого связала воронежская и чеченская земля, не хватит и места в газете.
Молодежь и детей совершенно невозможно отличить от их сверстников в других городах России. Те же ранцы на спинах, модная одежда, беззаботность и любознательность. Чеченские и ингушские девушки вообще многих из нас очаровали своим обаянием и красотой.

Следующий день был посвящен главному событию – освящению православного храма Михаила Архангела. С раннего утра прихожане собрались у сверкающего чистотой и отделкой храма. Понятно, что было их немного, но вот подъехал автобус с воронежской делегацией, подошли несколько терских казаков, еще какие-то люди – и церковь оказалась заполненной. Оглядевшись, я заметил несколько женщин, внешне похожих на чеченок, которые внимали молитвам и крестились.

Торжественное богослужение и освящение восстановленного храма сменилось панихидой по убиенным воинам. Воронежцы привезли в Грозный 185 свечей, освятили их, зажгли и поставили пред иконой Марии Заступницы.

Сто восемьдесят пять – именно столько воронежских ребят сложили головы на этой непризнанной и непонятной войне. Не все матери погибших солдат решились приехать в Грозный. Надежда Дмитриевна Киселева, Любовь Ефимовна Колиошко, Валентина Ивановна Анохина, Александра Николаевна Сапкина – решились. Конечно, их душевная рана никогда не заживет, но какое-то просветление, хотя бы временное облегчение все же в таких случаях наступает.

В крестном ходе вокруг храма участвовали епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, настоятель храма Михаила Архангела отец Варлаам, хор Ставропольской духовной семинарии и все прихожане. В заключение к верующим обратились пришедшие на торжество руководители министерств и правительства Чеченской республики. Особо трепетная тишина установилась в храме, когда говорил бывший муфтий Чечни, а ныне советник президента по вопросам религии Хасмагомед Дениев. От имени президента Чечни Алу Алханова и председателя правительства Рамзана Кадырова он вручил главе епархии поздравления, а настоятелю храма – денежную премию в размере ста тысяч рублей.

Все прихожане получили от правительства Чеченской республики продовольственные подарки. Подарки же воронежской делегации – продукты питания, одежда и обувь – оставили в храме для особо нуждающихся прихожан.
Автор этих строк не удержался от соблазна подняться на колокольню и сфотографировать воронежские колокола и панораму Грозного. Сверху хорошо проглядывается перспектива улицы Ленина, на которой расположен храм, а на другом берегу реки Сунжа виднеется величественное здание новой мечети. Так и стоят два храма – мусульманский и христианский – на одной улице, олицетворяя две мировые религии и утверждая совместное проживание на одной территории двух народов.

Рядом с православным храмом на разборке разрушенного здания работала группа чеченцев. Румиса Авторханова вместе с сыновьями разбирала завалы старой онкологической больницы.

– Старый кирпич – он крепче нового, – говорила нам чеченская мать. – Он еще послужит людям, пойдет в дело.

А затем мы осмотрели город. Гидом была милая ингушка Айни. Она показала новый детский городок в Октябрьском районе, памятник трем национальным героям Чечни: Ханпаше Нурадилову, Николаю Гикало и Асламбеку Шерипову. Увидели мы и строительство новых жилых домов в центре города, и развалины зданий, до которых еще не дошли руки строителей.

Состоялся и прием в Министерстве печати, на котором были озвучены наши предложения по сотрудничеству Общественных палат двух регионов, высказаны пожелания учредить звание лауреата «Золотого Фонда Чеченской республики». Вызвала интерес встреча за «круглым столом» воронежской делегации с членами правозащитной организации. Уже после официальной части мы долго не расходились и обменивались мнениями с Тамарой Хатаевой, Елизаветой Зулаевой, Дени Яхьяевым, Исмаилом Бисултановым.

И как рефрен то и дело звучала фраза: «Друг без друга нам никак не обойтись!»

Грозный – Воронеж

www.kommuna.ru

«Коммуна», №186 (24822) от 30.11.06г.

Михаил ВЯЗОВОЙ