главная

солдатское


Почему-то многие считают, будто к знаменитым право­славным святыням или чудотворным иконам надо непременно отправляться на край света. Но земля воронежская в этом отношении не менее благодатна. Дело ведь далеко не в точке на географической карте и не в «популярности» того или иного святого места. Святость - она и есть святость, где бы ни находилась.

Село Солдатское располо­жилось прямо у трассы в Остро­гожском районе. Село старин­ное, как почти и вся Острогожчина. Основали Солдатское еще в XVII веке «старые» солдаты, получившие землю в этих мес­тах за свою службу. Недалеко имеются села Ездочное и Сторо­жевое – названия говорят сами за себя, ведь край обживался в период очередной русской ко­лонизации.

Храм в Солдатском освящен во имя Афанасия Исповедника. А ранее церковь именовалась Архангельской. Что ж, все пра­вильно, в эпоху освоения неспо­койного и бурлящего в этничес­ком отношении Дикого поля в нашей воронежской земле воз­никло весьма и весьма много Архангельских храмов, приде­лы в коих, как правило, освяща­лись во имя Архангела Михаи­ла.

Церковь в Солдатском, что стоит сейчас, не старая, ей «все­го» сто с небольшим лет. Архи­тектура изящна, и храм выглядит стройным красавцем, стены ко­торого сложены из буро-крас­ного кирпича. Впечатляет коло­кольня. Афанасьевская церковь, как утверждают местные жите­ли, не закрывалась «ни при со­ветской, ни при немецкой влас­ти». Явление, согласитесь, до­вольно редкое. Пытались, ко­нечно, храм взорвать в 30-е годы, но мудрый председатель колхоза, хоть человеком слыл и неверующим, однако, как он сам часто повторял, «Бога бояв­шийся», засыпал в трапезную церкви все зерновые запасы, за­явив при этом, что зерно ему хранить больше негде. «Если хотите, взрывайте», – развел руками председатель. Вот так и спасли храм. Подобная практи­ка, кстати, была в те годы весь­ма и весьма распространенна. С 1943 по 1971 гг. в церкви служил в чине иерея Калугин Нико­лай Васильевич. Трудные годы достались ему. Впрочем, а ког­да они были легкими для наше­го многострадального народа? Калугин-то и оказался свидете­лем того, что случилось в Афа­насьевской церкви в годы войны. В селе стояли венгерские части. Не сказать, чтобы они уж очень сильно зверствовали, но и в бла­годеяниях их уж никак не запо­дозришь. К нашим храмам ма­дьяры относились скорее пре­небрежительно, а то и подчерк­нуто издевательски. Незадолго перед отступлением несколько подвыпивших оккупантов заяви­лись в храм Божий. А в Афана­сьевской церкви находилась старинная ростовская икона Ни­колая Чудотворца. Венграм за­хотелось показать, как они презирают нашу веру и наши свя­тыни. Шаг, между прочим, от­нюдь на бездумный, а направ­ленная акция, ибо в последнюю страшную войну многие и мо­рально, и физически спасались благодаря вере. Так вот, один из венгерских солдат прикладом ударил по стеклу Святого обра­за. Удар получился сильным, од­нако стекло, на удивление, вы­держало. Еще удар, еще. И тут задрожала земля, будто от зем­летрясения, а икона – целехонь­ка. Испуганные вояки удалились и рассказали о случившемся своим товарищам. Те подняли их на смех и предложили проде­монстрировать, как надо разби­вать иконы. Всей гурьбой ввали­лись в храм и попытались про­делать то же самое. Бесполезно. Образ Николая Чудотворца ни­чуть не пострадал, лишь малый уголок стекла откололся, зато земля задрожала сильнее. Вско­ре в Солдатское пришли совет­ские войска, а у венгров при от­ступлении погибли только те, кто пытался надругаться над обра­зом Николы Угодника. Образ этот и сейчас находится в хра­ме, в иконостасе с правой сто­роны. Впоследствии икона про­славилась как чудотворная. Не один болящий, впавший в скорбь или уныние, обрел исце­ление и утешение после посеще­ния Афанасьевского храма села Солдатского.

В свое время в Солдатском иногда проживала блаженная Лиза. Всем своим поведением Лиза вызывала насмешки и осуждение прихожан и жителей села. И мало кто догадывался, что блаженная показывала окру­жающим, кто они на самом деле по своей сути, внешне, может, и искренне, считавшие себя благо­честивыми христианами. Пове­дение блаженной Лизы есть чис­тейшей воды русское юродство в одном из его высших проявле­ний. Бывало, Лиза предвидела грядущие события. Умерла она лет около десяти назад, и моги­ла ее есть на сельском кладби­ще, что рядом с храмом. Не так давно приезжавшие в село по­здней осенью паломники сорва­ли с Лизиной могилы совсем вы­сохшие веточки. Прошло мало времени, и у всех, кто взял эти ве­точки к себе домой, они зацве­ли. Причем не в воде, а просто так. Сохранилась и ее каморка, обстановка в которой самая скромная. Да и что материально­го после пребывания на этой земле могла оставить блаженная Лиза? Иное дело – духовное на­следство. Лизу помнят многие. После общения с ней люди зача­стую переосмысливали свои жизненные позиции. Наверное, вот так и проявляется благодать Божия, изливаемая на человека. Происходит подобное по-разно­му, однако часто наша внутрен­няя слепота мешает нам это ви­деть, а духовная толстокожесть – впитывать. Далеко за примером ходить не надо. Мы ищем чуда и жаждем святости в дальних кра­ях, не обращая внимание на то, что рядом.
 

06.12.2006 г.

Игорь МАРКИН, Нестор ПЕТРОВ