главная

Кому мешает Православие в школах?


Для большинства мыслящих людей в России сегодня стало очевидным, что последствия отделения государ­ственной системы образования от Церкви оказались более тяжелыми для государства, чем для Церкви. Для государства такое отделение обернулось не только морально-нравственным кризисом, что отражается в росте преступности, небывалом количестве сирот и беспризорников, случаев суицида. По сути, и демогра­фическая катастрофа есть проблема, прежде всего мировоззренческая, религиозная.

Надо сказать, что священники и православные активисты пришли в средние школы еще в начале 1990-х годов. А состоявшийся в ав­густе 2000 года Архиерейский Со­бор Русской Православной Церкви принял определение, утвердившее права верующих детей и их родите­лей на получение общедоступного религиозного образования, а также на то, чтобы содержание обучения в светских школах не противоречило воспитанию, получаемому в право­славной семье. В принятых на Собо­ре «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» под­черкнуто, что Церковь полагает по­лезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей.

В 1997-1999 гг. в нескольких регионах России на средства обла­стных администраций в средних школах стал вводиться курс обуче­ния православной вере. Наиболь­шую известность и масштаб получил опыт Курской области, которая вве­ла преподавание «Основ право­славной культуры» (ОПК) почти в по­ловине (300 из 800) школ области.

По итогам 2000 года в 35 реги­онах было налажено тесное сотруд­ничество с местными органами вла­сти и подписаны договоры о сотруд­ничестве в образовательной сфере. Был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства общего и профессионального обра­зования РФ и Московской Патриар­хии, который со стороны РПЦ воз­главил тогдашний управляющий де­лами Священного Синода, ныне мит­рополит Воронежский и Борисог­лебский Сергий (Фомин), а со стороны Ми­нистерства – заместитель министра Л. Гребнев. Первым успехом Церкви стало письмо министра образования от 4 июля 1999 г. «О предоставле­нии религиозным организациям воз­можности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и му­ниципальных образовательных уч­реждений». Этот документ позволял религиозным общинам проводить уроки воскресных школ в стенах го­сударственных (с разрешения ди­ректора школы, конечно).

После выхода в свет учебника «Основы православной культуры» (ОПК), сразу ставшего популярным, министр образования В. Филиппов 22 октября 2002 г. подписал специ­альное письмо (№ 14-52-876ин/16) с изложением примерного мето­дического плана предмета «Право­славная культура». Оно фактически легитимизировало уже имеющуюся практику чтения курса в некоторых регионах и дало старт массирован­ному введению ОПК в школах.

Одновременно активизирова­лись антиправославные силы. Отно­шение федеральных органов к ОПК с начала 2003 г. по лето 2004 г. не­сколько разменялось. В течение вес­ны-лета 2003 г. министерство при­шло к решению о необходимости изменения названия курса на «Ос­новы мировых религий» (ОМР). Суть изменений стала ясна после того, как в России побывал комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблес, который от­крыто выступил против ОПК. «Такой предмет,– заявил он,– должен вклю­чать в себя освещение основ всех мировых религий, а не отдавать пре­имущество какой-либо одной из них, даже если ее исповедует большин­ство граждан той или иной страны». (Хотя в Италии, к примеру, отдается предпочтение католичеству, а в Гре­ции – православию.)

Министерство образования и науки уже под новым руководством проводит дискриминационную поли­тику по отношению к РПЦ. Оно отка­зывает православным людям в праве получать базовые ценности той наци­ональной культуры, в рамках которой и ведется образование. Ребенку предлагается мешанина из обрывков знаний о религиях, которые приведут к тому, что из школы он выйдет чело­веком, не знающим основ своей на­циональной культуры, своей веры, тех духовных ценностей, на которых было создано русское государство, русская культура.

Не случайно на первом заседа­нии в январе 2005 года XIV Меж­дународных Рождественских образовательных чтений собравшиеся освистали министра образования и науки Андрея Фурсенко, когда он попытался рассказать о работе над учебным пособием по истории ми­ровых религий. Из зала раздались крики: «Вы в России живете или где?» А вот министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соко­лов после заседания попечительско­го совета общецерковной выставки-форума «Православная Русь», на­оборот, сказал: «Время (для препо­давания ОПК) пришло. Хотя нет за­конодательной основы, практика уже существует во многих регионах. Надо изучить этот опыт, воспользо­ваться имеющимися методическими разработками». В качестве приме­ра он привел опыт Смоленской об­ласти, где этот предмет преподается по решению губернатора.

Таким образом, несмотря на протесты недоброжелателей ОПК, этот предмет рано или поздно нахо­дит свое место в системе российско­го образования. Предмет ОПК очень востребован на местах. К примеру, в прошлом году своим постановле­нием Курская областная Дума ут­вердила областную целевую про­грамму «Духовно-нравственное вос­питание детей и молодежи Курской области на 2006-2010 годы» с об­щим объемом финансирования из средств областного бюджета 14 млн. 300 тысяч рублей. В паспорте про­граммы отмечается: «Опыт реализа­ции программ изучения православ­ной культуры в 1996-2002 гг. и в 2003-2005 гг. показал ее жизненность и востребованность в школах и других образовательных учрежде­ниях».

Свой путь к православию про­шли органы государственного и му­ниципального управления и учителя Белгородской области. Здесь поня­ли, что воспитание немыслимо без равнения на образ, без возведения личности на духовно-нравственный уровень. Православие в этом смыс­ле дает практически действующую мораль, устоявшуюся систему нрав­ственных норм. В настоящее время ОПК здесь рассматривают как изу­чение культуры титульной нации. Около 80 процентов школьников области с согласия родителей изу­чают курс православной культуры. Около 100 детских садов ориенти­ровано на духовно-нравственное воспитание.

А совсем недавно Белгородская областная Дума утвердила закон «Об установлении регионального компонента государственных обра­зовательных стандартов общего об­разования в Белгородской облас­ти», согласно которому с 1 сентября 2006 года в школах региона вво­дится обязательное изучение пред­мета «Православная культура» во 2-11 классах. Прокурор области Вя­чеслав Волков, присутствовавший на заседании, не увидел в законопро­екте нарушений российского зако­нодательства. В результате закон был принят большинством голосов при шести «против» и одном воздер­жавшемся.

В Курской и Белгородской обла­стях закономерно пришли к мысли, что через воспитание и образование надо идти к изменению социокультурного пространства, к преодоле­нию демографического кризиса.

На сегодняшний день на терри­тории Воронежской области дей­ствуют не менее 16 религиозных конфессий. Согласно опросам, 80% жителей области относят себя к пра­вославным. Приверженцы всех ос­тальных религий составляют менее 5% населения. Казалось бы, кому как не Воронежской области исто­рически столь обязанной в своем становлении РПЦ, последовать при­меру соседей и на региональном уровне узаконить ОПК, дать толчок к развитию православного образо­вания. Но, к примеру, в миллионном Воронеже существует только одна школа, в ранге экспериментальной площадки муниципального уровня, где ОПК преподается как предмет и входит в учебный план школы. В рай­онах области смелее идут на то, что­бы включить ОПК в учебный план как школьный компонент. Несмотря на отдельные успехи, отдельные приме­ры сотрудничества православия и образования, в целом воронежская правящая элита настроена против тесного сотрудничества с Церковью. Тому виной не только засилье нерус­ского инословного элемента в идео­логических сферах, но и слабость патриотического политического крыла. Характерным примером тому могут служить недавние парламент­ские слушания в Воронежской обла­стной Думе. Там произошло полное совпадение марксистской и либе­ральной точек зрения на демогра­фический кризис, обнаруживая идейное родство этих течений. Воп­реки тому, что КПРФ давно себя по­зиционирует как традиционалистс­кая партия, депутат обл. Думы, ор­тодоксальный коммунист Сергей Ру­даков предложил «каленым желе­зом» выжечь из резолюции слуша­ний пункт о преподавании в школах ОПК. Его горячо поддержал и успо­коил начальник главного управления образования области Яков Львович. И пока этот антиправославный союз существует, учение Христа еще дол­го будет недоступным учащимся во­ронежских школ.

Но совсем недавно губернатор Воронежской области Владимир Кулаков сделал важное заявление, за которым, мы надеемся, последу­ют и решения. На освящении храма Святого Пророка Божиего Илии в Россоши губернатор Воронежской области Владимир Кулаков заявил: «Уже тысячу лет эта религия являет­ся основой существования государ­ства российского. Она в душах и сердцах людей. И это ничем нельзя заменить. Когда наши лжеидеологи в перерывах между воровством начинают искать идею нацио­нальную... Я считаю, что ее не надо искать. Она у нас есть. Давно уже есть в России национальная идея – это христианство, православие. Мы должны просто следовать заветам Христа. И тогда не будет никаких проблем». А по поводу отделения церкви от государства Владимир Григорьевич заметил: «Отделить можно территорию. Можно отделить забором людей. А вот отделить Цер­ковь от народа и государства невоз­можно. Это первое. Второе – сегод­ня страна, наше население крайне нуждаются в мощной идеологичес­кой поддержке. Именно такой иде­ологией является православие. Бе­зусловно, мы должны относиться тер­пимо к другим вероисповеданиям. Но православие – это наша нацио­нальная религия. И мы ее должны всеми силами поддерживать и раз­вивать

Интересно, что сразу после это­го события воронежский губернатор получил «выговор» от известного воронежского журналиста, «смотря­щего» в регионе по либеральной части (см. «Воронежский курьер», №86, от 08.08.06 г.) Представитель издания, учредителем которого яв­ляется областная администрация, родом из тех мест, где вместо церк­вей строят мечети, строго попенял губернатору. Зачем светская власть там, где церковь? И даже сравнил нынешние «начальственные речи» со словами жандармского генерала о религии как «узды, необходимой для всех народов, и в особенности для русских», сказанные в позап­рошлом веке. Узду, конечно, журна­лист понял в марксистском значении «опиума», а не как нравственное ог­раничение. И такое советское по­нимание религии только подчерки­вает вечную актуальность для Рос­сии проблемы «грядущего хама», свободного и суверенного в своей отвязанности от нравственных кри­териев.

Озабоченному лишь «поведени­ем российского государства в Чеч­не» этому воронежскому журнали­сту с особым нюхом на антилибе­ральную крамолу и всем тем, кто за ним стоит, видимо, очень не хочет­ся, чтобы здесь, в российских регио­нах, русское большинство жило по-русски. Но будем надеяться, что стремление региональных властей к самобытности не поколеблют ника­кие откровения россиянской либе­ральной тусовки.

Важно помнить: Православная Церковь – единственный в отечествен­ной истории общественный орга­низм, просуществовавший неизмен­ным на протяжении всех ее десяти веков. Она вполне доказала свою жизнеспособность, и не опираться на эту твердыню было бы просто не по-государственному. А вынуть из нашей жизни православие – значит исказить русскую душу, упразднить русскую державность.

Протестовать против преподава­ния ОПК – все равно, что протестовать против преподавания русской литературы или русского языка. Ни одному гражданину России не поме­шает знакомство ни с русским язы­ком, ни с «Основами православной культуры». При этом он не обязан ис­поведовать православный символ веры. РПЦ, кстати, не возражает, чтобы в школах или регионах с пре­обладающим присутствием мусуль­ман преподавали бы «Основы му­сульманской культуры» или же одновременно и тот, и другой предмет.

Но не будем забывать, что наша страна имеет русское большинство, и, следовательно, государственная политика в России в области обра­зования и культуры должна с этим считаться.
 

№33 (52) 30.08.2006 г.

Святослав ИВАНОВ