главная

Бог в помощь

 
На Всероссийском конкурсе православных общин в местах заключения лучшей была признана община Семилукской колонии. Всего же на это звание претендовало более ста общин из зон семнадцати областей.

Храм Святителя Николая Чудотворца, что в центре колонии № 1, – оазис среди унылых помещений тюремной зоны. Всюду решетки, колючка, серость – и тут такое пасхальное яичко. Небольшая звонница, а за ней фреска на библейский сюжет «Кто без греха, пусть бросит камень». Осел изображен на картине таким образом, что, куда ни отойдет смотрящий на него, попадает в прицел его сощуренных глазок. Будто хочет сказать: «И ты не без греха!».

Эта фреска – последняя работа местной знаменитости – Сергея Деревщикова. Шесть лет назад, когда был заложен храм, Деревщиков сам вызвался его расписывать. Тогда на него смотрели с недоверием: писать иконы не каждому праведнику дано, а тут недоучка-художник, отбывающий срок за двойное убийство. Но в колонии с праведниками проблема, а звать художника с воли – хлопотно, вот и дали ему краски, кисти, церковные книги. Теперь от былого недоверия нет и следа, а протоиерей Петр – настоятель местной церкви – ходатайствует о том, чтобы Деревщикова даже раньше срока отпустили на волю (по приговору ему сидеть еще пять лет). Пока же этого не случилось, соседи из Перелешинской колонии строгого режима упросили начальство Семилукской колонии «одолжить» иконописца на время. Теперь он расписывает уже второй храм в своей жизни.

«Каждый по-своему приходит к Богу, – говорит отец Петр.
– Посмотрите на эти иконы. В них душа художника и душа человека, который пришел к Богу.
Деревщиков и после освобождения, думаю, будет расписывать храмы. У него дар Божий – это очевидно, и дар этот раскрылся именно здесь».

Церковь очень маленькая и очень нарядная. Лики святых здесь как живые. Это непривычно. Регулярно молиться сюда приходят человек 20 – 30, а по праздникам больше сотни. Всего же в колонии более полутора тысяч заключенных. Сидят в основном за совершение тяжких преступлений, примерно половина – за убийства. За убийство же «мотает» свой срок и староста общины – Сергей Ходоренко. В свое время – на воле – он нес послушание в одном из храмов Юго-Западного района Воронежа. И после освобождения хотел бы принять монашеский постриг.

– Как же вы здесь оказались? – задаю я наивный вопрос.
– Я отбываю наказание за преступление, которого не совершал, – признается Сергей, кротко опустив глаза. – Не хочу распространяться на эту тему, скажу только, что все те шесть лет, что нахожусь здесь, не чувствую, что в тюрьме. На все воля Божья, и, видно, нужно было, чтобы я оказался здесь. У меня нет того чувства, что все эти годы прошли даром – напротив, я живу очень богатой духовной жизнью.

Как это ни странно, но именно благодаря заключению понял свое призвание еще один человек (возможно, таких на самом деле и много) – Виктор Ломовской. Оказавшись в тюрьме пятый раз, профессиональный музыкант, окончивший эстрадное отделение Воронежского музыкального училища, и профессиональный же разбойник нашел вдруг свою опору в жизни – колокола. Когда в колонии появилась своя звонница с пятью колоколами, он предложил себя в роли звонаря. Разумеется, науку колокольного звона пришлось ему постигать самостоятельно – по кассетам, книгам, где-то и по наитию. «В те минуты, когда я звоню, – признавался Виктор, – я Божий человек. А когда прячу в ящик языки колоколов, возвращаюсь на грешную землю, к своему обычному зековскому состоянию». За примерное поведение Ломовской был освобожден досрочно, и теперь он звонарь в одной из воронежских церквей. К эстрадной музыке, как и к своей прежней жизни, он возвращаться не намерен. А языки тюремных колоколов он передал в руки своего ученика – Александра Сукочева.

В День всех влюбленных – 14 февраля – в маленьком тюремном храме Семилукской колонии тоже говорили о любви – о любви, которая помогает пережить уныние, отчаяние и, кажется, полную безнадежность, – о любви к Богу. Здесь праздновали маленькую, но победу: их община была признана лучшей во Всероссийском конкурсе православных общин в местах лишения свободы «Спасение души». 1 февраля в Москве в актовом зале Министерства юстиции Семилукская община была признана победительницей во всех номинациях (лучший храм, лучший священник, жизнь общины). Зеков на это мероприятие не позвали. Но спустя две недели диплом первой степени и цифровой фотоаппарат – свидетельство этой победы – перекочевали из рук советника ФСИН России по Воронежской области Николая Кравченко к старосте общины Сергею Ходоренко.

– Нас нисколько не удивила эта победа, – делился с корреспондентом «ВК» Ходоренко. Объективно, у нас очень красивый храм. О жизни нашей общины сняли десятиминутный документальный фильм, который был предложен на суд жюри. К слову, фильм снят профессиональным оператором, который тоже отбывает наказание в нашей колонии. У нас замечательный священник – протоиерей Петр. Победа – это, конечно приятно, но делать из этого события шоу не хотелось бы – не тот случай.

 

№ 17 (2367) от 16.02.06

Светлана ТАРАСОВА