главная

Не менее семи баллов по Закону Божию

 

Морской ученый комитет (1847-1891) входил в состав Морского министерства и заведовал сбором сведений о научных открытиях, а также учебными заведениями данного ведомства. После упразднения этой организации ее функции были распределены между Морским техническим комитетом и Главным морским штабом [1]

В своей деятельности Морской ученый комитет тесно сотрудничал с Русской Православной Церковью, что особенно проявлялось в сфере морского образования. В 1875 году комитет разработал положение о приготовительных классах Морского училища (название Морского корпуса с 1866 года). В этом документе указано, что воспитанники младшего и старшего приготовительных классов Морского училища в обязательном порядке должны изучать Закон Божий [2]. Больше того, по мнению Морского ученого комитета, одно из условий отчисления испытуемого Морского училища - оценка менее 7 баллов по Закону Божию" [3]. Морское начальство уделяло большое внимание знанию основ христианского вероучения не только при подготовке и поступлении испытуемых, но и во время обучения кадетов в Морском училище. От воспитанников учебного заведения требовали также знания церковно-славянского языка и умения переводить выдержки из Евангелия.
В 1885 году Морской ученый комитет издал следующее постановление: "С отчетного года увеличить число уроков по Закону Божию в обоих отделениях училища, а именно: вместо одного урока в них, как было прежде, теперь назначено по два урока. Этим делается более действительным религиозное влияние на воспитанников в первые годы их училищной жизни, что очень важно" [4]. Забота Морского ученого комитета о преподавании Закона Божия не ограничивалась только Морским училищем. Например, с 1869 года желающий поступить в Штурманское училище также должен был обязательно сдать экзамен по Закону Божию [5]. Такие же требования предъявлялись при подготовке унтер-офицеров флота. Закон Божий был неотъемлемой частью учебной программы для подшкиперов, баталёров, машинных и артиллерийских содержателей, машинных унтер-офицеров. Этот предмет также входил в программу экзаменов юнкерских классов в Николаеве [6].
В 1871 году священники Штурманского училища выступили инициаторами занесения имен воспитанников училища, убитых в сражениях и погибших при кораблекрушениях, на специальные мраморные доски. Морской ученый комитет удовлетворил эту просьбу и выделил средства для увековечения памяти погибших. Мемориальные доски были установлены в церкви при Штурманском училище [7].
Комитет проводил активную просветительскую деятельность и среди рабочих Ижорских заводов, выполнявших заказы для флота. Главное место в публичных лекциях для рабочих также занимали беседы о Законе Божием [8].
В рамках издательской программы Морского ученого комитета вышел ряд книг духовного содержания. В 1854 году была издана работа протоиерея В.Троянского "Краткое начертание обязанностей христианского воина" [9]. Затем в 1866 году вышла книга священника Штурманского училища Александра Лебедева "Учение веры" [10]. Наконец, в 1877 году Морской ученый комитет издает книгу священника Михайловского "Христолюбивому воину повсюдный список" [11]. Все эти книги служили духовной опорой военным морякам в их нелегкой службе, в сражениях с неприятелем и борьбе со стихией.
Большое научное значение имела изданная тем же Комитетом книга иеромонаха Пекинской православной миссии Алексия (Виноградова) "Китайско-русский разговорник" [12].
Морской ученый комитет интересовался некоторыми церковными книгами, давая по ним заключение с точки зрения их пользы для флота. Вот один из отзывов на труд Евгения Тура "Священная история Ветхого Завета": "Морской ученый комитет рассматривал поступившее в комитет для отзыва сочинение Евгения Тура "Священная история Ветхого Завета" и нашел, что оно по своему изложению и внутреннему содержанию будет весьма полезно для чтения нижних чинов. Имея в виду, что книга эта рекомендована Святейшим Синодом для внеклассного чтения и цена ее довольно умеренная (60 копеек), Морской ученый комитет рекомендовал это сочинение с разрешения управляющего Морским министерством для библиотек нижних чинов" [13].
Из приведенных фактов видно, что морское руководство целенаправленно заботилось об укреплении веры православной как среди офицеров, так и среди нижних чинов, прекрасно сознавая, что только традиции Русской Православной Церкви способны сформировать и сделать жизненно стойкими нравственные и моральные качества русских моряков, воспитать в них чувство воинского долга перед своим народом и Отечеством.

-----------------------------
1 Отчет о действиях Морского ученого комитета за 1891 г. СПб., 1892.С.48.
2 Положение о приготовительных классах при Морском училище//Мор. сб. 1875. 5.С.16-17
3 О приеме в общий и младший приготовительные классы Морского училища// Морской сборник. 1877. 11.С2-3.
4 Отчет председателя ученого отделения Морского технического комитета и комитета морских учебных заведений за 1885 г. СПб., 1886.С.52.
5 Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ).ф. 162, оп.1, д.1406,л.9-10.
6 Отчет председателя ученого отделения Морского технического комитета и комитета морских учебных заведений за 1871 г. СПб., 1872, С. 3.
7 Там же. С. 62.
8 РГАВМФ.ф. 162, оп. 1.Д. 1406, л. 9.
9 Там же, д. 524, л. 17-18.
10 Там же, д. 1172, л. 7.
11 Там же, д. 1726, л. 6.
12 Тамже, д. 2334, л. 4.
13 Отчет о деятельности Морского ученого комитета за 1888г. СПб., 1889. С. 57.

 

© Дмитрий Ливенцев