главная

Беседа, говоренная в задонском монастыре в столетний юбилей от
кончины святителя Тихона Задонского



Святителю Христов и отче наш Тихоне! Сто лет ты усердно предстательствовал в загробной своей жизни пред Престолом Всевышнего за спасение своего земного Отечества. Продолжи, угодниче Божий, твое
многомощное молитвенное ходатайство и в новое столетие.

Сколько милостей Божиих излилось на нас грешных по молитвам Святителя Тихона в это прошедшее столетие его загробной жизни! Сколько исцелилось людей от разных неизлечимых болезней! Сколько неверующих обратилось к Господу всем сердцем, видя пред очами своими многие поразительные знамения и чудеса, совершившиеся при святых мощах угодника Божия. Но какая последняя, конечная цель, для которой Господь так чудно прославляет угодников Своих? Ужели это делается только для того, чтобы исцелить нас от наших телесных болезней, чтобы знамениями и чудесами поразить умы неверующих и привлечь их к вере? Но велика ли польза от исцеления одного тела? Ведь оно опять многократно может заболевать и, наконец, совсем может умереть. Великое ли дело и обращение неверующего, если он останется при одной только вере? Ведь и бесы веруют (Иак. 2,19), говорит Божие Писание, и оно же открывает нам, какой несчастный результат их веры: они веруют и трепещут. Какая же главная цель, для которой Господь прославляет еще на этой грешной земле святых Своих, даруя им Свои могущественные, можно сказать, Божественные силы, которыми они влияют на всех нас неотразимо? Это смягчение и облагорожение наших нравов, возвышение наших мыслей и чувств от земли к небу, исправление нашего поведения, - одним словом, святость нашей жизни. Святи будете, говорит Господь (Лев. 19, 2) всем призываемым ко спасению, яко же Аз Свят семь. Будучи Сам Верховным Первообразом нравственной чистоты и святости для всех Ангелов и человеков, Господь, по милосердию Своему, в каждый век предъявляет нам образцы святой жизни в подобных нам людях. Смотрите, как бы так говорит Он нам, вот как мои избранники возлюбили Меня, вот как они соблюдали Мои заповеди; они приблизились ко Мне всем сердцем своим еще на земле; за то Я взял их теперь в Мою небесную блаженную жизнь. Подражайте им, и вы некогда будете вместе с ними в Моем Небесном Царствии. Да, братья, подражание святым, а чрез то уподобление Самому Господу Богу должно стать задачею всей нашей жизни.
Что же, приближаемся ли мы сколько-нибудь к этой высокой цели, выполняем ли эту великую задачу?.. Увы! Увы!.. [1]. Стоит только выйти из храма, где почивают святые мощи, стоит удалиться из богоспасаемого града, в котором хранится это многоценное сокровище, и у многих, если не у всех молитвенников, у многих горячих, по-видимому, поклонников святыни снова начинается история прежней обыденной греховной жизни.
Нет! Не подобает, скажу словами Апостола, сим тако бывати. Мы, получившие от Бога величайшее счастье жить со святыми в одной Христовой Церкви, непременно должны и сами позаботиться о святости своей жизни. Вы сожители святым, говорит нам слово Божие. Будем же соответствовать своему высокому призванию!
С чего же начать нам свое исправление и как его продолжать? Святителю отче Тихоне! Своим богопросвещенным умом вразуми Ты нас и настави на путь истины! Слышу сердцем моим, что вещает всем нам угодник Божий: "Первее всего, говорит он, возлюбите вы воздержание; современный русский народ погибает от недостатка этой святой добродетели; многие из неправославных, сектантов и раскольников превосходят его трезвостью и воздержанием; он так низко упал в этом отношении, что достоин глубокого сожаления и горьких слез; вся Русская Святая земля осквернена теперь этим гнусным пороком; все в народе от мала до велика - стар и млад упиваются вином до забвения своего христианского и человеческого достоинства. Истрезвитесь!..
Вы в этом XIX христианском веке, при всем развитии наук и искусств, нередко бедствуете и страждете, как будто никогда не почивало на вас благословение Божие. Отчего это? Оттого, что вы забыли древнее братство; живете на земле, как чуждые друг другу люди; у вас нет взаимной помощи. И в этом превосходят вас многие сектанты и раскольники. Случается когда общественное или частное бедствие - голод, неурожай, градобитие и прочее подобное, у них бывают в достаточном количестве запасные средства к жизни, из которых у них заимствуется благовременная помощь. У вас ничего подобного нет; вы не хотите знать никаких братств, никаких обществ трезвости, сбережения своего трудового капитала, вы не образуете при каждой церкви так называемых церковных попечительств, на которые указывает вам само правительство ваше, как на великое вспомогательное средство к вашему даже земному благоденствию. Тогда вы точно перестали бы жить только для себя, а жили бы друг для друга и все для Бога.
Наконец, третий мой и самый важный отеческий совет вам и вместе пастырское наставление. Восстановите вы благоговейное почитание святых постов, воскресного дня и прочих праздников Господних! Достойно чествуйте празднества Богоматери и святых! В настоящее время вы, к великому прискорбию и сожалению моему и всех русских святых, начали проводить эти дни крайне небрежно; в малом числе приходите в храмы Божий, а целыми сотнями и тысячами отправляетесь на свои торжища и ярмарки, с утра до вечера переполняете дома невоздержания и делаетесь чрез то посмешищем не только для инославных христиан, но и для самых неверующих во Христа Бога - для каких-нибудь евреев и поклонников Магомета, которые при всем их заблуждении трезвенно и добропорядочно проводят дни своих праздников и постов. Вы знаете из описания моего жития, как я восставал некогда всею силою моего духа против бесстыдного игрища, бывшего при мне во граде Воронеже; с тою же пламенною ревностью по Боге и по вашем спасении восстаю и ныне в лице современных вам пастырей - восстаю на ваши полуязыческие сборища, на ваши игры и бесстыдные забавы, которыми вы оскорбляете святость великих постов и святых праздников и объявляю: горе будет тем, которые не послушаются моего пастырского гласа, моих отеческих увещаний!.."
Мы видим, что современное глубокое падение русского православного народа происходит не от одного его невежества, но по преимуществу по действию сатаны, который с особенною силою и яростью устремился теперь на сокрушение Православной Церкви, коварно рассуждая таким образом: "если я успею одолеть силами ада моего эту Церковь, которую Бог преисполнил всеми дарами своими, всеми средствами ко спасению рода человеческого, тогда с прочими церквами и народами мне справиться будет легко; ведь в этих церквах давно уже нет христианской веры во всей ее чистоте; мне страшен один православный, в особенности могучий русский народ; нападу же я на него со всею моею злобою, чтобы растлить его вконец, а то, пожалуй, рано или поздно и прочие народы позаимствуют от него огонь Божественной благодати, живущей еще в нем, и свет чистой веры, которая перешла к нему в целости от его святых предков".
Так рассуждает сатана, но нам дано проразумевать козни вражий. Станем же добре на страже Святой Церкви нашей и нашего вечного спасения. Молитвами Пресвятой Богородицы, силою крестною и молитвенною помощью всех святых отразим от себя пагубного врага и выполним свое высокое призвание -сохранить и передать православную веру и святую жизнь не только своему потомству, но и всем современным и будущим народам - для спасения всего рода человеческого.

Святителю Христов и отче наш Тихоне! Еще раз вознесем к тебе немощное слово наше и молитвенный вздох наш. Сто лет ты усердно предстательствовал в загробной своей жизни пред Престолом Всевышнего за спасение своего земного Отечества. Продолжи, угодниче Божий, твое многомощное молитвенное ходатайство за всех нас грешных и недостойных - и пастырей и пасомых - продолжи и в новое столетие. Веруем, что многие из наших отцов и братии, с усердием приходивших к Тебе, уже вселены по твоим молитвам в обителях праведных и теперь вместе с Тобою наслаждаются небесным блаженством. Сподоби
и нас всех - весь этот усердный народ, с такою горячею верою ежегодно притекающий к твоим многоцелебным мощам,
сподоби получить от Господа Бога временное благоденствие и вечное спасение!
Аминь.

-----------------------------
1 Мы как бы для того только и приходим к святым мощам угодников Божиих, чтобы получить от них исцеление своих телесных недугов, да еще помолиться пред ними о своем земном благополучии, а чтобы исправить свою жизнь, отстать от какого-либо порока, возлобить те добродетели, которыми украсились святые, об этом многие ли из нас и думают? А если кому и приходит на мысль что-либо подобное, то достает ли твердой решимости, силы воли, чтобы последовать доброму намерению, которое навевается здесь, у раки святых мощей, на его душу?
 

Епископ Острогожский Макарий (Троицкий, +1906), викарий Воронежской епархии