главная

ВОРОНЕЖСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ИСТОРИК П.В. НИКОЛЬСКИЙ



Не каждому из краеведов удается написать книгу, не устаревающую с годами. Новые источники часто не вписываются в сложившиеся схемы и заставляют пересматривать и дополнять прежние выводы. Такова логика развития науки.
Иная ситуация сложилась с «Историей Воронежской духовной семинарии» П.В. Никольского

Со временем она приобрела характер первоисточника. Правда, в этом заслуга не только автора. В годы минувшей войны фонд духовной семинарии в местном архиве был уничтожен, от него остались две единицы хранения. Документы Святейшего Синода, хранящиеся в Санкт-Петербурге, мало что способны сказать о конкретной, повседневной жизни нашей бурсы. Состоявшееся в 1995 году празднование 250-летнего юбилея Воронежской духовной семинарии опиралось в основном на материалы историка Никольского.
Интересно еще одно обстоятельство: книга была написана молодым исследователем, не достигшим и тридцати лет, в рекордно короткий срок.
Павел Васильевич Никольский родился в семье диакона Тамбовской епархии в 1870 году. Для юноши из среды духовенства естественно было получить семинарское образование. За Тамбовской семинарией последовала Казанская духовная академия, курс которой он окончил в 1894 году. 15 марта П.В. Никольский был назначен в Воронеж на должность преподавателя церковной и библейской истории местной семинарии. С февраля 1896 года в течение восьми лет преподавал русский язык в епархиальном женском училище. В 1899 году он принял на себя и заведование семинарской библиотекой. В 1904 году, оставив преподавательскую деятельность, он принял должность епархиального наблюдателя церковных школ Воронежской губернии.
Печататься Никольский начал еще в студенчестве. В 1890-1892 годах он помещал в «Тамбовских епархиальных ведомостях» статьи историко-богословского содержания. В январе 1896 года появилась его первая публикация в «Воронежских епархиальных ведомостях». Год спустя он обратился к теме, которая сделала его известным. В четвертом номере «Епархиальных ведомостей» за 1897 год была опубликована статья об источниках по истории духовной семинарии, которая свидетельствовала о том, что Павел Васильевич вплотную приступил к написанию труда о прошлом этого учебного заведения.
В 1898 и 1899 годах двумя частями вышла «История Воронежской духовной семинарии». Книга основана на скрупулезном изучении семинарского архива. Хронологические рамки труда П.В. Никольского были достаточно обширны: от попыток создания бурсы в 1728 году, ее реального начала в 1745 до 1874 года. История старейшего в Воронеже училища подана на широком фоне жизни епархии. Автор справедливо отмечал ту роль, которую в деятельности семинарии в каждый конкретный период играл глава епархии. Павла Васильевича интересовало содержание обучения, поэтому он раскрывает смысл многочисленных реформ и новаций, направлявших духовное образование в течение полутора веков.
Историк приводит подробные биографические сведения о ректорах, инспекторах и педагогах семинарии, среди которых, напомню, были первый воронежский краевед Евфимий Алексеевич Болховитинов (впоследствии Евгений, митрополит Киевский и Галицкий) и историк епархии Дмитрий Иванович Самбикин (впоследствии Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский). Особое внимание автор обращал на участие профессоров в написании книг богословского и исторического содержания, на их сотрудничество в журналах и газетах. Писать о выпускниках Никольскому не было нужды: в 1884 году список воспитанников за предшествующий век с краткими сведениями об их судьбе вышел отдельной книгой (автор – преподаватель семинарии Алексей Иванович Николаев). Краевед уделил внимание помещениям семинарии, условиям жизни учеников, внутреннему распорядку и дисциплине.
Свой труд Никольский представил на соискание степени магистра богословия и 11 июня 1900 года успешно защитил его на публичном диспуте в Казанской духовной академии. «История Воронежской духовной семинарии» признана была образцом для подобного рода сочинений. Сохранившиеся в Воронеже экземпляры этой книги по-своему примечательны. В книге, хранящейся в университетской библиотеке, имеется дарственная надпись автора епархиальному женскому училищу, в Никитинской библиотеке – обе части соединены в одном переплете с владельческими знаками краеведа Василия Васильевича Литвинова (1873-1941), текст содержит его многочисленные пометки. Последовавшие после 1874 года события отражены Никольским в брошюре «Историческая справка о состоянии Воронежской духовной семинарии за последнее двадцатипятилетие» (Воронеж, 1899).
Благодаря энергии П.В. Никольского Воронежская духовная семинария 26 сентября 1899 года отметила свое 150-летие. Произошло это спустя четыре года после реальной даты. Такое несовпадение во времени объясняли тем, что в работе семинарии в 1760-е годы был перерыв. Но, как мне кажется, именно выход книги Никольского подтолкнул руководство и духовенство епархии к чествованию своей «альма матер». Отчет о праздновании юбилея Павел Васильевич поместил в «Памятной книжке Воронежской губернии на 1900 год». Здесь же он представил краткое резюме своих работ по истории семинарии.
Хотя П.В. Никольский состоял членом губернского статистического комитета, входил в комиссию по устройству губернского музея и стал одним из учредителей Ученой архивной комиссии, основная его работа в начале ХХ века протекала в Церковном историко-археологическом комитете (ЦИАК). В этом комитете, учрежденном в начале 1901 года, Павел Васильевич состоял членом правления, а затем делопроизводителем. В конце 1906 года Александр Матвеевич Правдин (1846-1907), первый председатель ЦИАК, уехал из Воронежа. Занявший его место кафедральный протоиерей Алексей Михайлович Спасский (1849-1920) большую часть времени проводил в столице как депутат III Государственной Думы. С 26 октября 1907 года П.В.Никольский стал исполнять его обязанности в комитете, а 5 февраля 1910 года он официально был избран председателем ЦИАК.
Десятки статей опубликованы П.В. Никольским в «Воронежской старине», ежегоднике комитета. Одна из его работ печаталась на протяжении семи лет, со второго по девятый выпуск «Старины». Это было капитальное исследование, озаглавленное «Монашество на Дону» и основанное на комплексном изучении источников. Оно охватывало события церковной жизни с конца ХVI и до середины ХIХ века. Одновременно Павел Васильевич публиковал очерки по истории отдельных монастырей – Спасо-Преображенского Толшевского, Успенского Дивногорского и Покровского девичьего в Воронеже. Не остались без его внимания и крупные церковные юбилеи: 200-летие со дня смерти Святителя Митрофана (1903) и 50-летие со времени канонизации Святителя Тихона Задонского (1911). Историк посвятил иерархам ряд своих работ.
П.В. Никольский не прекратил сотрудничества с «Воронежскими епархиальными ведомостями». Многие его статьи духовно-нравственного содержания печатались на страницах общероссийских журналов (таких, как «Русский архив», «Странник», «Православный путеводитель», «Вера и церковь», «Православно-русское слово», «Народное образование»), выходили отдельными изданиями. Искренне верующий человек, Павел Васильевич видел и церковное, и общественное нестроение, которое пришло на русскую землю в начале ХХ века. Вечным темам человеческого бытия посвящены его публикации «Вопросы жизни при свете вечности», «Значение веры в личное бессмертие для нравственной жизни», «Письма о русском богословии», «Церковная и общественная жизнь. 1905 год».
Статьи, затрагивающие современное положение местного духовенства, были объединены в книгу «Интересы и нужды епархиальной жизни». Краткие сведения обо всех 1060 храмах епархии, их приходах и причте (названы имена священников, диаконов и псаломщиков) содержатся в составленной Никольским «Справочной книге для духовенства Воронежской епархии на 1900 год». Это единственное в Воронеже издание подобного рода.
Никольский не ограничивался только церковными проблемами. В 1912 году, когда на страницах «Воронежского телеграфа» разгорелась полемика между краеведами В.П. Малыхиным и А.М. Путинцевым по поводу взаимоотношений И.С. Никитина и Натальи Матвеевой, он тоже принял в ней участие. Павел Васильевич предложил обратиться к семейному архиву брата Натальи Антоновны, помещика Землянского уезда М.А. Матвеева, и к ее детям, носившим фамилию Ретунские, в поисках неизвестных документов.
Последним публичным выступлением П.В. Никольского в Воронеже была речь на заседании Церковного историко-археологического комитета 23 февраля 1912 года «Митрополит Евгений (Болховитинов) и его заслуги в истории Воронежского края». Три месяца спустя, ввиду своего перевода в Новочеркасск, он сложил с себя обязанности председателя комитета. Дождавшись конца учебного года, Павел Васильевич забрал дочерей, тринадцатилетнюю Наталью и одиннадцатилетнюю Валерию, из Мариинской гимназии и переехал в центр казачьего края на Дону. Но Новочеркасск лишь промелькнул в биографии Никольского. В сентябре 1913 года он уже директор народных училищ Полтавской губернии.
После отъезда Павла Васильевича из Воронежа его публикации еще дважды появлялись на страницах «Воронежской старины». Самой поздней по времени была статья «Отголоски бунта Разина в пределах нынешней Воронежской губернии» (1914). Вообще же упоминания о Никольском прекращаются после 1915 года, когда в Киеве вышла его брошюра «Воспитывающее обучение. Из бесед с учителями на летних педагогических курсах в Полтавской губернии». Переписка с полтавскими краеведами не прибавила новых фактов к биографии статского советника П.В. Никольского.
Проведя в Воронеже семнадцать лет, с 1895 по 1912 год, Павел Васильевич Никольский оставил заметный след в местном церковном краеведении.

Приложение

Основные публикации П.В. Никольского по истории Воронежской епархии

Где искать сведения о первых годах существования Воронежской духовной семинарии? // Воронежские епархиальные ведомости. 1897. № 4. С. 169-170.
Материалы для истории проповедничества в Воронежской епархии // Там же. 1897. № 19. С. 530-540.
Частное духовное училище. Эпизод из истории духовной школы // Там же. 1898. № 2. С. 51-59.
Инструкция преосвященного Тихона II (1768-1775), данная Воронежской духовной семинарии // Там же. 1898. № 11. С. 483-488.
Воронежский семинарист старого времени: (Post-scriptum к истории Воронежской духовной семинарии) // Там же. 1899. № 3. С. 102-117; № 4. С. 143-159.
История Воронежской духовной семинарии. Воронеж, 1898. Ч. I. 236 с.; Воронеж, 1899. Ч. II. 229 с.
Историческая записка о состоянии Воронежской духовной семинарии за последнее 25-летие // Воронежские епархиальные ведомости. 1899. № 10. С. 426-440; № 11. С. 462-473; № 12. С. 535-538; № 13. С.562-565; № 14. С. 601-609; № 16. С. 639-647; № 17. С. 677-683; № 18. С. 722-732; № 19. С. 758-762; № 21. С. 843-854; № 22. С. 886-896.
Воронежская духовная семинария за 150 лет своего существования // Памятная книжка Воронежской губернии на 1900 г. Воронеж, 1900. Отд. III. С. 37-44.
Отношение св. Тихона к приходскому духовенству // Русский архив. 1900. № 11.
Справочная книга для духовенства Воронежской епархии на 1900 год. Воронеж, 1900. 223 с.
Интересы и нужды епархиальной жизни. Воронеж, 1901. 287 с.
Разработка истории Воронежской истории: (Критико-библиографический обзор) // Воронежские епархиальные ведомости. 1901. № 4. С. 121-126; № 5. С. 178-191; № 6. С. 231-246.
Значение веры в личное бессмертие для нравственной жизни. Воронеж, 1902. 35 с.
Материалы для истории Спасо-Преображенского Толшевского монастыря // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 19-57.
Бывшая Даншина пустынь в ХVII веке // Там же. С. 177-187.
Материалы по истории монашества на Дону. Обзор грамот коллегии экономии // Там же. Воронеж, 1903. Вып. 2. С. 64-170.
Положение монастырей Воронежской епархии при Св. Митрофане // Там же. С. 170-210.
Очерки по истории церковной смуты на Дону: К 200-летию со дня кончины Св. Митрофана. СПб., 1903. 71 с.
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, как исторический деятель допетровской эпохи // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 3. С. 1-12.
Карта Воронежской епархии конца ХVII и начала ХVIII вв. с объяснительными замечаниями // Там же. С. 355-360.
Успенский Дивногорский монастырь: Исторический очерк. Воронеж, 1904. 80 с.
Описание юбилейных торжеств // Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 4. С. 5-21.
Созидатели русской земли. Речь, произнесенная 23 ноября [1903 г.] в зале городской Думы // Там же. С. 41-49.
Церковная и общественная жизнь. 1905 год. Спб., 1906. 86 с.
Церковная школа. Воронеж. 1906. 38 с.
Вопросы жизни при свете вечности: Публичные чтения. СПб., 1906. VIII, 161 с.
Материалы по историии монашества на Дону // Воронежская старина. Воронеж, 1906. Вып. 5. С. 5-125.
Письма о русском богословии. СПб., 1907. 109 с.
Памяти А.М. Правдина // Воронежская старина. Воронеж, 1908. Вып. 7. С. 33-38
Монашество на Дону // Там же. С. 59-159; Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 77-180; Воронеж, 1910. Вып. 9. С. 149-235;
Воронежский Покровский девичий монастырь // Там же. Воронеж, 1908. Вып. 7. Приложение. С. 163-182.
Святитель Тихон Задонский. Воронеж, 1909. 83 с. То же. Изд. 2-е. Воронеж, 1911. 64 с.
Из дневника семинариста Димитрия Самбикина // Воронежская старина. Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 35-48.
О христианском воспитании в школе (из бесед со слушателями педагогических курсов в Воронеже). Воронеж, 1910. 76 с. То же. 2-е изд. Воронеж, 1911. 78 с.
Антоний II. Архиепископ Воронежский (1826-1846) и обретение мощей святителя Тихона // Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10. С. 19-54.
Толшевский монастырь и память в нем о святителе Тихоне // Там же. С. 165-169.
Задонские монастыри, как памятники Святителю Тихону // Там же. С. 170-201.
Пятидесятилетний юбилей со дня открытия мощей св. Тихона Задонского // Там же. Воронеж, 1912. Вып. 11. С. 183-230.
Митрополит Евгений (Болховитинов) и его заслуги в истории Воронежского края // Там же. С. 276-290.
Властители дум: Литературно-критический очерк. СПб., 1913. 44 с. То же. 2-е изд. Полтава, 1914. 46 с.
Легенда или история: По поводу издания: А.С. Кременецкий. Успенский Дивногорский монастырь. Воронеж, 1912. 127 с. // Воронежский телеграф. 1913. 6 сент., № 201.
Участие архиепископа Анастасия в восстановлении церковно-приходских школ: (Письмо к председателю ВЦИАК) // Воронежская старина. Воронеж, 1913. Вып. 12. С. 154-158.
Отголоски бунта Разина в пределах нынешней Воронежской губернии // Там же. Воронеж, 1914. Вып. 13. С. 122-130.
Воспитывающее обучение: Из бесед с учителями на летних педагогических курсах в Полтавской губернии. Киев, 1915. 7 с.
 

© Александр Акиньшин