главная

ЦЕРКОВЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АЗОВСКОГО ФЛОТА

 

Первые успехи в морских боях, взятие Азова в 1696 году показали, что для России продолжение
войны с Турцией немыслимо без сильного флота на Черном море.

Боярская Дума определила строить морские суда по следующим положениям: «Святейшему Патриарху, и властям, и монастырям, с осьми тысяч крестьянских дворов корабль. З бояр и со всех чинов служилых людей с 10 000 крестьянских дворов корабль».[1]
Церковь практически сразу поддержала начинание молодого царя. В конце 1696 года патриарх и другие иерархи, а также монастыри образовали семнадцать кумпанств [2]. Среди них: два кумпанства Святейшего патриарха; три кумпанства Троице-Сергиева монастыря; по одному кумпанству митрополитов: Новгородского, Казанского, Ростовского, Псковского, Крутицкого, Суздальского и Белгородского; архиепископов: Тверского и Вологодского; епископа Тамбовского; монастырей: Новодевичьего, Саввинского, Сторожевского [3].
Кумпанствам предстояло построить пятьдесят два судна, подразделявшихся на четыре класса: двадцать баркалонов, четырнадцать барбарских кораблей, шесть бомбардирских судов, или ших-бомбард, и двенадцать галер.
Строительство баркалонов, за исключением двух кораблей, которыми занимались кумпанства митрополита Казанского и Свияжского Маркелла и архиепископа Вологодского и Белоезерского Гавриила, пришлось на долю светских кораблестроительных сообществ. Троице-Сергиевым монастырем строились два бомбардирских корабля. Помимо этого на духовные кумпанства была возложена постройка двенадцати галер.
Баркалон представлял собой парусное судно 35 метров в длину, 7,3 метра в ширину, с осадкой в воде 2 метра 13 сантиметров. Минимальное вооружение корабля составляли 26 железных и медных пушек Галеры были значительно меньше: длина их составляла 22,5 метра, а ширина 4 метра 32 сантиметра. Бомбардирское судно, или ших-бомбард, предназначалось для артиллерийского обстрела вражеских крепостей и отличалось от других кораблей сравнительно большей шириной (около 8 метров) по отношению к длине (25,5 метра) [4].
Для постройки тридцати четырех судов были отведены участки по правому берегу реки Воронеж, начиная от города, вниз до слободы Чижовки. Кроме того десять кораблей строились на пристани села Ступино под Рамонью, три - на реке Хопер, один - в городе Коротояке и четыре - в селе Паньшино.
Не без многих промахов и недоразумений приступили кумпанства к выполнению возложенных на них задач. Условия подряда или рядной записи были различны: кумпанство архиепископа Тверского и Кашинского Сергия уговорилось с иноземцем Андреевисом Болдвином на постройку галеры к назначенному сроку с полным вооружением и снабжением всеми припасами за 9700 рублей, причем подрядчик принимал на себя все расходы по перевозке леса с отведенных мест, по содержанию мастеров и прочим издержкам, которые могли возникнуть при строительстве. Кумпанство архиепископа Псковского и Изборского Илариона (Смирнаго) отдало постройку своей галеры тому же иноземцу и на тех же условиях за 10000 рублей.
Однако были духовные кумпанства, которые брались за постройку кораблей своими силами, именно у них возникали на первых порах организационные проблемы. Например, кумпанство митрополита Ростовского и Ярославского Иоасафа (Лазаревича) заготовляло необходимые для галеры материалы, кроме леса, в Москве, после чего их под надзором старца и стряпчего направляли в Воронеж, где всеми делами распоряжались особые доверенные лица; строителем был австрийский мастер Франц Пиколе. Помимо этого на строительстве галеры использовались монастырские люди и наемные русские мастера [5]. Кумпанство митрополита Казанского Маркелла, предпринявшее в начале строительство своими средствами и издержавшее 1617 рублей 20 алтын и 4 деньги, записью от 9 июня 1697 года подрядило Елизария Избранта с его мастерами и работными людьми за 9880 рублей представить баркалон к указанному сроку. При этом Избрант взялся за работу с обязательством покрыть издержки кумпанства из собственных средств. Известен случай, когда корабельный мастер Зиновий Суровцев 13 июля 1697 года составил рядную запись с кумпанством вологодского архиепископа на постройку баркалона за 8100 рублей, а уже записью от 15 июля передал свои права на работу за 300 рублей капитану Августу Мейеру.
Итак, к лету 1697 года необходимые подготовительные работы были завершены, и церковные кумпанства могли приступить к постройке военных судов. Лесозаготовительные работы оказались трудоемким делом, выполнением которого кумпанства были заняты все лето 1697 года. Сказывалось и отсутствие практического опыта в организации работ: не было достаточного количества работников и необходимых инструментов, тягловой силы и средств передвижения. Медлительность в развертывании и проведении работ по заготовке строительных материалов стала поводом для царского указа 25августа 1697 года, которым приказывалось заложить корабли к 1сентября 1697 года.
Однако указ Петра I был выполнен далеко не всеми кумпанствами. Особенно тяжелое положение сложилось в кумпанствах митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона, епископа Тамбовской епархии и Троице-Сергиева монастыря. Эти кумпанства, как предполагал адмиралтеец (чиновник, управляющий верфями, складами, мастерскими и отвечающий за постройку и ремонт военных кораблей) А. П. Протасьев, даже не приступали к заготовке корабельного леса, их строительные площадки оказались почти пустыми. Потребовались объяснения. Представители кумпанства митрополита Илариона в докладной записке 20 октября 1697 года сообщали, что задержка в строительстве корабля была вызвана дальним расстоянием их лесного участка от верфи («...а водою будет до Воронежа с 500 верст») и мелководьем верхней части реки. Тем не менее они заверяли, что «к указанному сроку тот их галер всем построен будет» [6].
В свою очередь представители кумпанства Троице-Сергиева монастыря на запрос адмиралтейца в ноябре 1697 года докладывали, что «у них леса в готовности есть и из бору их везут на подводах на указанное место и привезены будут вскоре» [7]. Сложнее оказалось установить причину остановки строительных работ в кумпанстве тамбовского епископа. Однако в результате расследования, проведенного Владимирским судным приказом, выяснилось, что кумпанством еще 5 августа 1697 года «тот галер со всеми припасы был отдан на подряд иноземцу Францу Тиммерману» [8], и прекращение строительства связано с передачей корабельного снаряжения и заготовленной древесины доверенным лицам подрядчика. Духовные кумпанства и сами заботились о сроках строительства и качестве кораблей. Например, кумпанство Новодевичьего монастыря подало жалобу за неготовность корабля на мастера Давыда Рыца [9].
В целом государь был доволен деятельностью духовных кумпанств. 3 декабря 1697 года последовал именной царский указ: «делать другие корабли из пильного лесу со всякими припасы, с двух кумпанств по кораблю, с патриарших и с архиерейских и с монастырей с 16 000, а с помещиковых и вотчинниковых со 20 000 дворов» [10]. Именной указ привел к созданию следующих складных духовных кумпанств: Святейший патриарх с митрополитом Рязанским и Муромским Авраамием, митрополит Новгородский и Великолуцкий Евфимий с Саввинским монастырем, Ростовский митрополит Иоасаф с митрополитом Крутицким Тихоном, Суздальский митрополит Иларион с Тверским архиепископом Сергием, митрополит Белгородский и Обоянский Авраамий с Тамбовским епископом, Троице-Сергиев монастырь с Новодевичьим. Эти двенадцать духовных кумпанств приступили к постройке шести галер. Кроме того на долю кумпанства Троице-Сергиева монастыря досталась постройка бомбардирского корабля. Затем еще один баркалон был совместно заложен кумпанствами Казанского митрополита Маркелла и Вологодского архиепископа Гавриила  [11].
Вклад церковных кумпанств в создание азовского флота был очень значительным. Например, кумпанство Троице-Сергиева монастыря за весь период своего существования построило три бомбардирских корабля и одну галеру. Все эти суда участвовали как в азовских походах, так и в русско-турецкой войне 1711 года. С ними связана слава молодого русского флота, его первые победы на морском театре военных действий. Помимо этого кумпанство Троице-Сергиева монастыря неоднократно предоставляло правительству крупные денежные суммы на развитие армии и флота. Обратим внимание, что кумпанство Троице-Сергиева монастыря было только одной из многих подобных организаций, которые Православная Церковь создала для поддержки развития русского флота.
В целом же духовные кумпанства построили на воронежских верфях восемнадцать из сорока галер, три из двадцати пяти баркалонов, три из семи бомбардирских кораблей, входивших в Азовский флот.
Нельзя не учитывать моральную поддержку, которую Русская Православная Церковь оказала царю Петру в период строительства Азовского флота. Ярким примером является деятельность первого Воронежского епископа Святителя Митрофана (1623-1703), который стал ревностным помощником и духовным наставником молодого царя [12].
Воронежская епархия не была включена в число обязанных строить корабли, тем примечательнее известный исторический факт, что Святитель Митрофан отдал на постройку Азовского флота все свои сбережения - 6000 рублей, что по тем временам составляло очень крупную сумму. За этот дар Петр I повелел ему именоваться еще и епископом Азовским [13]. Денежные пожертвования «на ратных людей» неоднократно поступали от епископа Митрофана и в последующие годы, за что царь увеличил епархию припиской к ней новых городов. Это был не единичный случай материальной помощи строящемуся флоту среди высших иерархов Русской Православной Церкви. Огромную же духовную помощь имел возможность оказать и оказал государю именно воронежский Святитель, так как строительство русского флота происходило на территории вверенной ему епархии. О том, насколько ценил молодой царь духовную поддержку первого Воронежского епископа, свидетельствуют известные слова, сказанные им на похоронах Святителя: «Не осталось у меня такого святого старца!» [14]
К азовскому периоду русского флота относится и создание института корабельных священников. Трудно сказать точно, с какого конкретно момента стали приглашать на военный флот священников. В московском архиве Министерства иностранных дел сохранилось письмо адмирала Крюйса от 1704 года, где приведена роспись офицеров, матросов и других чинов, требующихся для экипажей галер и бригантин. По этой росписи на семь галер требовалось семь священников, на сто бригантин - три. При этом адмирал Крюйс требовал увеличения количества священников на бригантинах [15].
Таким образом, нельзя не признать заслуги духовенства в создании Азовского флота на воронежской земле и в его победах в морских боях.

------------------------------

1 Письма и бумаги императора Петра Великого. Т.1. СПб., 1887. С. 113-114.
2 Кумпанство - так при Петре I назывались объединения, создаваемые из светских лиц и монастырей с целью корабельного строительства за счет собственных финансовых средств.
3 Елагин С.И. История русского флота. Период азовский. СПб., 1864. С. 53.
4 Российский государственный архив Военно-морского Флота. (РГА ВМФ), ф. 315, оп. 1, д. 621. С. 75.
5 Елагин С. И. Указ. соч. С. 59-60.
6 РГА ВМФ, ф. 175, оп. 1, л. 8.
7 Там же, лл. 10-11.
8 Там же, л. 17.
9 Елагин С.И. Указ. соч. С. 67.
10 Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Т.2. Приложение. СПб., 1858.С. 527.
11 Елагин С.И. Указ. соч. С. 63.
12 Исторические сведения из жизни Святителя Митрофана,СПб., 1832. С. 29.
13 Энциклопеди-ческий словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1896. Т. 37.С. 287.
14 Житие святого отца нашего Митрофана, епископа Воронежского. Воронеж, 1907.С. 35.
15 История флотского духовенства.М., 1993. С. 5.
 

 © Дмитрий Ливенцев