главная

НА НЕМ ПОЧИЛА БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА



На Заседании Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, состоявшемся 24 декабря 2002 года, среди других обсуждаемых вопросов были рассмотрены материалы, подготовленные для канонизации Святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского, в лике местночтимых святых Воронежской епархии,
представленные митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий Авраамий Гаврилович) родился 29 октября 1773 годав селе Повстин Пирятинского уезда Полтавской губернии в семье священника.
Начальное обучение Авраамий получил дома, первым педагогом его был родной отец. С самого раннего детства он воспитывался в духе благочестия, очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под Новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.
В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил фамилию Смирницкий.
После училища Авраамий поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1796 году. Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения книги Ефрема Сирина о Страшном суде. Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в число братии Киево-Печерской Лавры.
21 февраля 1797 года он был пострижен в монашество с именем Антония в честь преподобного Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20ноября 1799 года – во иеромонаха.
С первых же дней иночества Антоний придавался подвигам воздержания, молитвы и смирения, отличался большой строгостью в выполнении монашеских правил.
Его смирение было необычайно: «Много лет я прожил, – обыкновенно говаривал он, – а добрых дел нет». Если кто хвалил его, он всегда замечал: «Он еще не все знает мои слабости и недостатки».
С 1808 года иеромонах Антоний заведовал лаврской типографией.
20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести. Иеромонах Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано, так как другой путь был уготован ему свыше.
2 января 1815 года отец Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же стало заметно, что Господь дал ему дар прозорливости.
10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской Лавры иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита, в каковом звании он трудился в течение 8 лет.
Особенное внимание отец Антоний уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды Лавру посетил император Александр I со своим хором. По желанию императора литургию служил наместник Лавры, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. «Скоропоспешно, – ответил подвижник,– так что я затруднялся в чтении молитв». «Люди дорожные», – оправдывался государь. «Дело Божие, – сказал набожный и прямодушный наместник, – должно делать в надлежащем порядке».
За полтора года до получения архиерейского сана Антоний имел откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, царица и сказала ему: «Отец Антоний, иди за мной». Она привела его в церковь. Войдя, они стали против аналоя, и царица приказала священнику венчать их, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку (вощеную ткань, бумагу. – Прим. ред.), которая была ветхая и совсем худая. Царица сказала: «Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново». После того она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику, подвижнику схимонаху Вассиану. «И он мне на оное сказал, – рассказывал святитель, – это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит благословение на тебе Божие, и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка».
31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в Лавре во епископа Воронежского. И в архиерейском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: «Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне».
Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себя всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так, его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор – место упокоения Святителя Митрофана.
Много уделял внимания Преосвященный Антоний составу служителей храмов и их благочестию. Венцом благолепия и благоустройства было само служение епископа Антония. Сохранился ряд восторженных отзывов о торжественности и благоговейности служения Преосвященного. Оно производило на молящихся сильное действие, так что, стоя в церкви, они невольно забывали все земное и сосредоточивались на совершении Божественной службы. Вот что рассказал об одной пасхальной литургии Преосвященного Антония помещик Симбирской губернии Н. А. Мотовилов, известный как человек, близкий преподобному Серафиму.
«Я с умилением и ужасом видел архипастыря, окруженным светом немерцающего сияния, а когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносил молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницею винограда, видел пламень, выходящий из уст владыки Антония в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Прикосновения этого дивного пламени удостаивались не все. Некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот Божественный пламень обходил, и они чернели, как уголь. В числе сослужащих был один протоиерей, который весь был опоясан, как свивальниками (длинными узкими полосами ткани для обвивания младенца поверх пеленок. – Прим. ред.), черными полосами. Вид его был как зебра. Впоследствии этот протоиерей был изобличен в каких-то дурных деяниях и извергнут из сана.»
Ни одной службы в храме не проходило без проповеди. Часто архипастырь говорил сам или священники по его назначению. После литургии начинался прием посетителей, двери покоя епископа Антония были открыты для всех, и всех он принимал с одинаковым вниманием.
В 1829 году Преосвященный Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 литургии.
В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь – холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. Епископ Антоний сам обходил все дома и улицы с крестными ходами, окропляя дома святой водой. Он наложил трехдневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась.
В 1832 году совершилось открытие мощей первого Воронежского Святителя Митрофана (память 7/20 августа, 4/17 сентября, 23 ноября/6 декабря). Это событие явилось венцом славы праведной жизни епископа Антония.
Еще до открытия мощей первого Святителя Воронежского многие хотели иметь изображение его, желал этого и Преосвященный Антоний. Он просил губернского секретаря, художника по призванию, В.И. Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета Святителя. Но, ввиду большой ветхости портрета, Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: «Ты будешь видеть Святителя наяву или во сне». На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал Святителя Митрофана. Лик так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ Святителя.
Прежде чем получить разрешение Святейшего Синода на открытие мощей Святителя Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. Он надеялся и чувствовал, что будет благодать в Воронеже. В этой надежде укреплял его и современный ему подвижник преподобный Серафим Саровский. Он поздравлял епископа Антония с открытием святых мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до самого события.
7 августа 1832 года совершилось торжественное открытие святыни, а 6 декабря Преосвященный Антоний был возведен в сан архиепископа.
С первых дней службы в Воронеже у владыки Антония зародилась мысль об основании при кафедре нового монастыря, и вот 1 сентября 1836 года при Благовещенском соборе был открыт мужской первоклассный монастырь в честь Святителя Митрофана.
Архиепископ Антоний горячо чтил Святителя Митрофана и называл себя служкой его. При Преосвященном Антонии написаны и житие первого епископа Воронежского, и акафист ему благочестивым князем С.А. Ширинским-Шихматовым (в постриге иеромонах Аникита).
С некоторых пор архиепископа Антония настойчиво стала преследовать мысль оставить епархию, удалиться от славы и конец жизни провести в Киево-Печерской Лавре. Святитель Митрофан в видении сказал ему: «Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты. Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, а возносятся и снимаются. Видит Господь твой труд и помогает тебе. И трудное, непривычное дело с Его помощью ты сделаешь. Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев. А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а Помоществующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?»
«Да, я думал Бога ради это сделать, – тихо сказал Антоний, – лучше пещись о душе своей, нежели по неспособности своей не удовлетворять нуждам паствы моей».
«Если Бога ради думаешь делать, то предай дело свое Богу. Когда найдет Бог тебя неспособным, то Сам и повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия исполнилась с тобою воля».
С этих пор архиепископ Антоний отложил мысль о покое и предал себя воле Божией.
Большую любовь и милосердие проявлял Воронежский архипастырь ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского попечительного комитета о бедных, часто сам как бы от неизвестных благотворителей вносил по 300-500 рублей и призывал к пожертвованиям других.
Его покои всегда были полны бедными. К нему собирались ежедневно к обеденному времени странники, вдовы, сироты, калеки. И все получали от него какое-нибудь подаяние. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была многообразна и неистощима. Щедрые пожертвования посылал Преосвященный Антоний и в святые места: в Иерусалим, на Афон, на Синайскую гору.
На Афоне по поручению и благословению Преосвященного Антония иеромонахом Аникитой (Ширинским-Шихматовым) был основан храм во имя Святителя Митрофана.
Не оставлял без внимания архиепископ Антоний и учебных заведений епархии – как духовных, так и светских. Он помогал им материально. Иногда присутствовал на экзаменах, на которых в первую очередь обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.
Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. Святитель постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Он имел дар умиления и дар слез. На нем видимо почивал Дух Святой, прославивший его необыкновенными дарами благодати Божией – чудес исцеления и прозрения будущего, даром проникать в глубину человеческого сердца и в сокровенные изгибы его.
Преподобный Серафим Саровский особенно почитал Святителя, почитали и лица, близкие к Дивеевской обители, после смерти преподобного Серафима обращавшиеся за духовной помощью к архиепископу Антонию.
Еще при жизни преподобного Серафима и по его благословению к Воронежскому архипастырю ездил и получил исцеление от своей вторичной болезни Н. А. Мотовилов, который в своих записках говорил о духовном единении двух великих подвижников. «Я пробыл в Воронеже более трех месяцев в совершенном и полном здравии, – пишет он. – 2 января 1833 года вечером услыхал я от Высокопреосвященнейшего Антония, что батюшка отец Серафим в ночь на этот день, во втором часу за полночь, скончался, о чем он сам, ему явясь, очевидно возвестил. Владыка о нем сам в тот же день соборно отслужил панихиду. А я 4-го января выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь через два дня после погребения отца Серафима».
Следует иметь в виду, что в то время не было не только привычных нам телеграфа и телефона, но даже и железной дороги. Мотовилов, который несомненно торопился, чтобы попасть к погребению преподобного Серафима, добрался от Воронежа до Сарова только на 8-й день, значит, и извещение о смерти старца не могло дойти в Воронеж быстрее этого. А между тем архиепископ Антоний отслужил панихиду в самый день его смерти, соборне, в присутствии, можно думать, большого количества людей. Значит, у него не было ни малейшего сомнения в истинности полученного им особым путем известия.
Также еще при жизни преподобного Серафима к архиепископу Антонию приводили и известную впоследствии Дивеевскую юродивую Пелагею Ивановну. Она тогда еще только начинала свой подвиг. Родные считали ее «порченой» и в надежде на исцеление повели к мощам Святителя Митрофана и к Преосвященному Антонию. Владыка благословил их и три часа беседовал с Пелагеей Ивановной наедине. Спутницы ее, гордившиеся тем, что могут сделать пожертвование, разобиделись, что Преосвященный оказал предпочтение «дурочке», а он сказал им: «Не земного богатства ищу я, а душевного». И отпустил их с миром.
Невольно бросается в глаза, что ищущие исцеления шли в Воронеж не только к мощам Святителя Митрофана, а к здравствующему владыке Антонию. Так делали многие, в том числе и Н. А. Мотовилов, который пишет: «До сих пор... благодатию Божиею и общими молитвами великого старца Серафима и трех святителей великих: Митрофана, Тихона и Антония, пользуюсь совершенным здравием, о чем печатно свидетельствую».
Значит, слава благодатной жизни архиепископа Антония была настолько велика, что свет ее был виден даже рядом с такими великими светильниками, какими были святители Митрофан и Тихон и преподобный Серафим Саровский.
Незадолго до смерти, уже больной, владыка Антоний посетил Задонск, где в 1845 году были обретены мощи Святителя Тихона (общецерковное прославление состоялось в 1861 году; память 13/26 августа). Это событие наполнило радостью сердце архиепископа. Перед гробом Святителя он воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!»
По возвращении из Задонска Преосвященный Антоний стал все более и более слабеть.
12 сентября 1846 года он в последний раз отслужил Божественную литургию. Чувствуя все большую слабость, он продолжал заниматься делами, в декабре диктовал поздравительные письма на праздник Рождества Христова.
17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил святую воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедаться, а 18 декабря после ранней обедни в своих покоях приобщился Святых Таин.
19 декабря владыка попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а сам в это время долго молился в своем кабинете. Затем сдал все дела викарию и всю ночь провел в молитве.
Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным.
По окончании соборования Преосвященный Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощения, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свечей, сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось.
В десятом часу вечера 20 декабря 1846 года, на 74-м году жизни, архиепископ Антоний отошел ко Господу.
Погребение было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой Святителя Митрофана.
И при жизни, и по кончине своей Святитель Антоний не раз являлся разным людям в сонном видении, то утешая, то предостерегая, а то и наказывая. Иногда являлся не один, а со святителями Митрофаном и Тихоном.
Архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов; память 28 ноября/11 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» приводит некоторые данные об архиепископе Антонии именно как о человеке, которого особенно уважал преподобный Серафим Саровский, и при этом делает следующий вывод: «В счастливые первые 30 лет XIX столетия в России еще были светильники и великие рабы Божии, которые, может быть, своими молитвами и спасали отечество в тяжелые годины нашествия двунадесяти язык и западных влияний. К ним должен быть причислен и Преосвященный Антоний».
Празднование памяти архиепископа Воронежского и Задонского Святителя Антония будет совершаться в день его прославления – 10(23)мая, в день празднования Собора Воронежских святых 4 (17) сентября и 20 декабря (2 января) в день его праведной кончины.
 

 © Митрополит Мануил (Лемешевский, † 1968), "Русские православные иерархи"