главная

СТРОИТЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ


Церковно-созидательная деятельность Святителя Митрофана


Ценный материал, содержащий сведения о состоянии Воронежской епархии при Святителе Митрофане,
дают «Книги переписные Воронежския епархии всех городов и уездов поповым и дьяконовым детем,
и церковным причетником и их церковническим детем мужеска пола 1705 года»,
извлечения из которых напечатаны в «Воронежской старине», выпуск второй.

В историческом отношении данные «Книг переписных» имеют важное значение. Они составлены через месяц-два после приезда на кафедру преемника Святителя Митрофана – архиепископа Арсения I. Поэтому в них отражено состояние Воронежской епархии после 21-летнего управления епархией ее великого «первопрестольника» Святителя Митрофана. В «Книгах переписных» мы находим подробные сведения о церквах и составе духовенства Воронежской епархии в отдаленное от нас время, от которого мало сохранилось сведений по местной церковной истории.
Сопоставляя сведения «Окладных книг Рязанской митрополии 1676 года» с данными «Книг переписных», получаем следующее: в первоначальных пределах Воронежской епархии число церквей за время управления Святителя Митрофана увеличилось на пятьдесят. Если сличить «Книги переписные» 1705 года с «Окладными книгами Рязанской митрополии 1676 года» (дополненными по 1682 год), можно составить более или менее точный список церквей, вновь устроенных при Святителе Митрофане в Воронежском и Елецком уездах, где их ранее не было. Из такого перечня можно было бы усмотреть, что в Воронежской епархии при Святителе Митрофане была оживлена церковно-строительная деятельность. О постройке церкви в новом месте подавали Святителю челобитную жители тех мест, а о перестройке старых – священники. На постройку давалась благословенная грамота, за которую взимались в Архиерейском Казенном Приказе пошлины. В одном случае в «Книгах переписных» ( № 15), когда церковь строилась двухпрестольная, взяты были двойные пошлины. Взыскивались пошлины и при выдаче антиминсов на освящение церквей. В селе Оськино вместо сгоревшей церкви Святитель Митрофан благословил до возведения новой построить часовню. Одна из новопостроенных церквей (собственно перестроенная), Покровская (или Пятницкая) города Коротояка, была теплая.
Приведем частичный перечень церквей, которые были построены при епископе Воронежском Митрофане.
19 апреля 1684 года патриархом была дана благословенная грамота на построение, вместо обветшалой, новой каменной соборной церкви с тем же наименованием – Благовещения Пресвятой Богородицы.
На Московском подворье Воронежской епархии в 1694 году устроена была церковь во имя святого Иоанна Предтечи.
В 1699 году на реке Битюге основан по благословению Святителя Митрофана Свято-Троицкий Битюцкий мужской монастырь.
В 1699 году сгорела Пятницкая церковь в городе Воронеже. 27 декабря этого же года Святитель Митрофан освятил в Воронеже новопостроенную каменную Успенскую церковь, существующую поныне.
28 ноября 1699 года дана благословенная грамота на построение новой церкви в честь Покрова Божией Матери в деревне Полне Елецкого уезда. В 1700 году Успенский монастырь в городе Воронеже переведен, по указу Петра I, со всем строением в Акатов Алексеевский монастырь.
В 1700 году Святителем Митрофаном даны благословенные грамоты на построение церквей: Архангельской – в селе Кривке Усманского уезда (29 февраля), Великомученика Димитрия – в селе Куликове того же уезда; Великомученика Георгия Победоносца в новосельной деревне Заверушки Острогожского уезда (7 октября); Зачатия святого Иоанна Предтечи в новосельной деревне Воргола Елецкого уезда (30 апреля); в Оськино Коротоякского уезда Пятницкой церкви, вместо сгоревшей (от 19 ноября), в селе Глушицы и в слободе Ендовище (Успенская церковь) Воронежского уезда; в селе Болховском Елецкого уезда; Николаевской церкви города Коротояка (на перестройку) и Покровской церкви в городе Воронеже в Беломестной слободе, с приделом в честь Воздвижения Креста Господня.
В 1701 году в новосельной деревне (ныне село Верхняя Хава) на реке Хаве Воронежского уезда построена новая деревянная церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
В 1702 году Святитель Митрофан дал благословенные грамоты для построения церквей: в новопоселенной деревне Карамышевке Белоколодского уезда в честь апостола Иоанна Богослова, в новопоселенном месте на речке Сменке Елецкого уезда в честь Великомученика Димитрия Солунского и на перестройку церквей в селах Русской Гвоздевке и Бабякове (для села Бабякова перевезена Николаевская церковь из города Землянска) Воронежского уезда, в селе Рысине Елецкого уезда и Пятницкой церкви в городе Коротояке.
17 декабря 1702 года отведено вновь место под Покровский девичий монастырь за городом Воронежем, близ Троицкой Поляны, около Нищей и Посадской слобод, выше Акатова монастыря. Святитель Митрофан 23 декабря дал благословенную грамоту на перенос на новое место церкви, келий и других строений.
24 апреля 1703 года в Воронеже был большой пожар. В этом пожаре сгорели Богоявленская и Николаевская церкви.
В том же году Святитель Митрофан дал благословенные грамоты на построение церквей: в честь Успения Божией Матери в Битюцкой Лосовской слободе, иначе Лосовской Поляне (ныне село Лосево); Николаевской церкви в селе Голдаевке; Богоявленской церкви в городе Воронеже (вместо сгоревшей) на перестройку церквей в селе Сысльном и Терновом Острогожского уезда, а также на перенесение Михаило-Архангельской церкви села Животинного Воронежского уезда в новопостроенную деревню Антона Веневитинова у реки Дона.
Приведенные сведения о постройке новых церквей в Воронежской епархии при Святителе Митрофане даются только за последние пять лет (с 1699 по 1703 год) святительствования «первопрестольника» Воронежского. Такой отрывочный характер сведений объясняется тем, что документальные записи о построении церквей сохранились в основном в приходо-расходных книгах архиерейского дома, имеющихся только за последнее время. Более полные указания о построении новых церквей, хотя и без точных хронологических дат, можно найти в статье Н. Поликарпова «Книги переписныя Воронежской епархии 1705 года».
По исследованию автора, в 1705 году считалось в Воронежской епархии 232 церкви вместо 182, бывших при начале учреждения епархии в 1682 году (считая в том числе и 9 монастырей, имевших белое духовенство). Это значит, что за время управления Святителем Митрофаном (около 21 года) число вновь построенных в епархии церквей было не менее 50, не включая сюда областей, присоединенных впоследствии (в 1697 и в 1699 годах) к Воронежской епархии. Н. Поликарповым, как мы говорили раньше в этой главе, приводится полный список вновь построенных церквей при Святителе Митрофане в городе Воронеже и Воронежском уезде, которых, оказывается, 15 и в Костенском уезде 4, а также приблизительный подсчет таких церквей (28 или 35) в городе Ельце и в Елецком уезде.
В этот период достраивается и перестраивается Алексеевский Акатов монастырь, кирпичная колокольня которого – самое древнее сохранившееся сооружение города.
По «Книгам переписным» 1705 года в Воронежской епархии значилось 285 церквей (в том числе 9 монастырей); протопопов 4, попов 335, протодиаконов 1, диаконов 198, пономарей 65.
Главный центр управления Воронежской епархии был сосредоточен в воронежской соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, или «в Доме Пресвятой Богородицы». Известно, что Святитель Митрофан считал Пресвятую Богородицу особой покровительницей города Воронежа и сам город Воронеж в своих письмах называл «Домом Пресвятой Богородицы честного и славного ее Благовещения».
Местный историк П. В. Никольский справедливо называет первого епископа Воронежской епархии Святителя Митрофана «строителем» Русской земли. И это действительно так.
Обозревая деятельность Святителя Митрофана, неизбежно приходишь к заключению, что он принимал самое горячее участие в «строении» края, чтобы ввести его в общее русло государственной и церковной жизни. Тот же местный историк говорит: «Мы не знаем, знал ли Святителя Митрофана Патриарх Иоаким, или судил о нем только по его деятельности, но выбор его на Воронежскую епархию поразителен своей удачностью, так как новая епархия именно нуждалась в благочестивом архипастыре – администраторе, который смог ввести эту разнородную окраину в общее русло церковной жизни и уничтожить в ней угловатости, которые мешали делам веры и благочестия».
Говоря об открытии в Воронеже новой кафедры, П. В. Никольский отмечает, что «среди недисциплинированной толпы, среди полной почти раздробленности населения, когда соседние поселения решали споры вооруженными столкновениями, всеми почувствовался оплот мирного устроения края. Явился нравственный центр тяготения, вокруг которого почувствовали мир озлобленные сердца». А Л. Б. Вейнберг прямо заявляет, что Святитель Митрофан «всецело овладел сердцами воронежцев». «Замечательно, – говорит он далее, – что с возникновением Воронежской епархии, все реже и реже встречаются в актах местных архивов лица с нехристианскими именами, проявляется особая забота о местном населении, о благолепии храмов, о призрении калек и престарелых, о выкупе пленных, и замечается смягчение нравов»…
 

 © Сергий (Петров), архиепископ Херсонский и Одесский "История Воронежской епархии от её учреждения до наших дней"