главная

Дивен Бог во святых Своих


Преподобный Нектарий Оптинский
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский
Священномученик Иоанн Алешковский
Cвященномученики Николай Садовский и Павел Попов, мученик Григорий Богоявленский
Священномученик Сергий Кротков
Преподобномученица Наталия Ульянова

Преподобный Нектарий Оптинский

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице. Он умер, когда сыну исполнилось семь лет. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Хотя она была строгой, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Однако и мать его вскоре умерла. Николай остался круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца. Семя веры, зароненное в его душу благочестивой матерью, не пропало. Юноша в свободное время ходил в храм и читал церковные книги. Рос он тихим, богомольным.
В восемнадцать лет его решили женить. Николай пошел за благословением к столетней елецкой старице Феоктисте, духовной дочери Святителя Тихона Задонского, но схимница направила его к старцу Илариону Оптинскому.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие, и здесь Промыслом Божиим обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (см.Иер. 10, 23).
Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, он впоследствии никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту, став духовным сыном преподобных Анатолия (Зерцалова) и старца Амвросия.
Первым послушанием Николая в Оптиной был присмотр за цветами в скиту. Бывало, задерживаясь на своем послушании, он опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что тот отвечал: «Подождите, Николка проспится — всем пригодится». Позже его назначили пономарем.
Под руководством своих великих наставников будущий старец быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию и позже вспоминал: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал». У преподобного Нектария была келья, выходившая дверью в храм. В ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов, только со старцем и духовником. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из кельи: в храм и в могилу. Монашество он ставил очень высоко и всем наказывал хранить его, «даже, если револьвер приставят». Получив мантию, он почти совсем перестал выходить из кельи, в которой даже окна были заложены. 19 января 1894 года отец Нектарий был посвящен во иеродиакона, а через четыре года Калужским архиереем Макарием рукоположен во иеромонаха.
Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. По своему смирению он скрывал эти высокие духовные дарования под внешним юродством. Отец Нектарий занимался не только духовным, но и научным самообразованием. Он говорил: «В Божественном творчестве нет остановки, все движется, и Ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень».
В 1913 году оптинская братия избрала его в старцы. Преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен, и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию согласился принять на себя старчество. Принимал старец Нектарий посетителей в хибарке преподобного Амвросия. Иногда он оставлял на столе в приемной книги, которые посетители в ожидании приема смотрели и находили в них ответы на свои вопросы. А преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к батюшке Амвросию — и келья сама говорит за него.
Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера». Порой он оставлял посетителя одного, чтобы тот побыл наедине со своими мыслями, а иногда — долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.
После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Отец Нектарий, будучи провидцем, пред сказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».
Скончался преподобный Нектарий 29 апреля 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 13июля 1989 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, состоялось обретение мощей старца. Когда торжественная процессия с его мощами двигалась по обители, от них исходило чудное благоухание. Мощи были янтарного цвета, мантия оказалась нетленной. В настоящее время святые мощи старца Нектария почивают в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.
Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с верой, получает благодатную помощь в трудных жизненных ситуациях.

Память старца Нектария совершается: в день кончины — 29 апреля (12 мая); обретение мощей — 13 (26) июня; в Cоборе преподобных Оптинских старцев — 11 (24) октября;
в Соборе Воронежских святых — 4 (17) сентября.
 

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский

Будущий священномученик родился 2 апреля 1889 года в семье лесничего Максима Гагалюка. При крещении его нарекли Антонием. Семья жила на опушке леса близ города Ново-Александрии.
 Как-то зимним вечером Максим Гагалюк застал в лесу четырех крестьян, вырубавших деревья. Они набросились на лесничего и сильно избили его. Едва раненый добрался до своего жилья, порубщики подожгли и его дом, который сгорел дотла со всем нехитрым имуществом. Через выбитые окна мать спасла детей. Крестьяне, сбежавшиеся на пожар, отвезли на подводе раненого лесничего в больницу, где он, к скорби родных, вскоре умер.
Екатерина Гагалюк осталась одна с шестью малыми детьми на руках. Ее приютили в ближайшей деревне. Пятилетний Антоний, утешая горько плачущую мать, взобрался к ней на колени и, обняв за шею, сказал: «Мама, ты не плачь, когда я буду епископом — я возьму тебя к себе». «Где ты слышал это слово «епископ»? — удивленно спрашивала малыша Екатерина, но тот уверенно повторял ей те же слова.
 Вскоре, по просьбе матери, Антония приняли в сиротский приют, куда поваром поступила и сама Екатерина. В приюте Антоний окончил церковно-приходскую школу и вскоре был отправлен в Холмское духовное училище, затем поступил в том же городе в духовную семинарию.
 За месяц до выпускных экзаменов Антоний Гагалюк заболел воспалением легких. Болезнь протекала тяжело, и в семинарии всерьез опасались за его жизнь, служили молебны об исцелении юноши.
 «Я находился в забытьи, и передо мной появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывающими его голое тело до пят, — рассказывал Антоний матери впоследствии. — Он ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Эти слова посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю!» Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого».
Выпускные экзамены в семинарии Антоний выдержал с отличием и поступил в Петербургскую духовную академию.
По окончании ее он поехал в Яблочинский Онуфриевский монастырь, в Холмскую Русь, читать лекции по богословию на курсах, организованных для учителей. Перед отъездом из обители он вновь заболел. Врачи признавали его состояние почти безнадежным. Лежал он в келье в забытьи, как вдруг перед его очами, — так позже писал он матери, — предстал тот же старец, что посетил его три года назад. Старец сурово посмотрел на него и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословляет». Открыв глаза, увидел Антоний, что в келье служат молебен преподобному Онуф рию, чудотворный образ которого стоял возле кровати. Прослезившись от умиления, Антоний заявил присутствовавшему здесь архимандриту Серафиму, что по приезде в академию примет иноческий постриг.
5 октября 1913 года студент Антоний Гагалюк был пострижен в монашество с именем Онуфрия, вскоре рукоположен в сан иеродиакона, а затем и во иеромонаха.
С ученой степенью кандидата богословия иеромонах Онуфрий окончил Петербургскую духовную академию и получил назначение в Пастырско-Миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии.
В 1918–1919 годах на Херсонщине, как и по всей Украине, полыхала гражданская война. Монастырь не раз подвергался налетам различных банд, был разгромлен, многие монахи убиты, а иеромонаха Онуфрия похитили. Милостью Божией крестьяне отбили его у бандитов и отвезли в город Бориславль, где, спустя некоторое время, он был возведен в сан архимандрита и переведен в Кривой Рог настоятелем Никольского храма.
Хиротония архимандрита Онуфрия (Гагалюка) во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, состоялась в Киево-Печерской Лавре 23 января 1923 года.
Через шесть дней после хиротонии епископ Онуфрий был арестован и переведен в Одесскую тюрьму, где содержался три месяца. Вскоре он оказался в ссылке в Харькове. В это время владыка отправляет послания и приветствия православным пастырям и мирянам своей епархии, к нему стекаются многочисленные посетители из разных городов, сел и деревень. Находясь в Харькове, владыка Онуфрий заботился о чистоте Православия, вел борьбу с обновленцами, писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера. Его вновь арестовали в декабре 1926 года и после вынесения приговора отправили в село Кудымкар в ссылку.
 Здесь епископу было запрещено читать церковные молитвы в храме во время богослужений и петь на клиросе. Свое время он посвящал написанию трудов по различным вопросам церковной жизни. В октябре 1928 года последовал очередной арест, и Владыку отправили в тюрьму в Тобольск.
Через некоторое время святитель был освобожден из-под стражи и получил разрешение на выезд в Старый Оскол. На станции Горшечное наряд милиции высадил владыку из поезда. Он был препровожден в погреб пристанционного дома, где его продержали трое суток, после чего отпустили.
Старооскольская епархия была образована одновременно с назначением владыки Онуфрия: он был ее первым правящим епископом. В Старом Осколе ему было разрешено совершать богослужения только в одном храме и запрещалось выезжать в районы епархии. Его первые службы в храме и проповеди привлекли к нему сердца верующих, и он был вознагражден горячей любовью православного народа.
 Желая насилием принудить Владыку сократить свою деятельность, власти трижды выселяли архиерея из квартиры. В марте 1933 года его арестовали и этапом отправили в Воронежскую тюрьму, где продержали три месяца.
 После освобождения епископ Онуфрий не раз бывал в Воронеже. В 1934 году он два месяца гостил у священномученика Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского и Задонского.
 В июне владыка Онуфрий был назначен епископом на Курскую кафедру. Здесь он пробыл два года. В июле 1935 года Владыку вновь заключили в тюрьму по обвинению в создании контрреволюционной группировки, а 4 декабря вынесли приговор о лишении свободы на десять лет. По этому же обвинению были осуждены на раз ные сроки заключения епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и еще пятнадцать священнослужителей.
В июле 1937 года местные власти приняли решение об истреблении находившихся в тюрьмах исповедников. 27 февраля 1938 года против владыки Онуфрия вновь возбудили уголовное дело. 17 марта его приговорили к смертной казни. 1 июня 1938 года, вместе с другими шестнадцатью священномучениками, епископ Онуфрий был расстрелян.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе архиепископ Онуфрий (Гагалюк) был канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Память его совершается: в день мученической кончины — 19 мая (1 июня); в Соборе новомучеников и исповедников Российских — 25 января (7 февраля); в Соборе Воронежских святых — 4 (17) сентября

Священномученик Иоанн (Алешковский)

Священномученик Иоанн родился 13 февраля 1888 года в селе Новое Ракитино Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) в семье священника Григория Алешковского. Воспитанный благочестивыми родителями в вере Христовой и любви к Православной Церкви, юный Иоанн был послушным ребенком, часто посещал храм Божий, помогая отцу в богослужении. По окончании сельской школы отрок, не сомневаясь, избрал духовное поприще, поступив в духовную семинарию.
По окончании семинарии, в 1909 году, он был рукоположен в сан диакона. В 1915 году диакона Иоанна возвели в сан священника и направили в один из приходов Финляндии, где он прослужил до 1918 года, а после отделения Финляндии от России вернулся на Родину. Впервые он был арестован в 1929 году по подозрению в антисоветской агитации, но вскоре был освобожден за недоказанностью обвинения. В том же году у него конфисковали дом и все имущество за неуплату налогов.
С 1930 года иерей Иоанн служил в Никольском храме села Малышево Раменского района Московской области. В январе 1938 года сотрудники НКВД заставили двух священнослужителей подписать показания, в которых говорилось, будто отец Иоанн систематически вел антисоветскую агитацию и призывал верующих в случае переворота в стране расстреливать коммунистов и всех их сторонников.
26 января 1938 года священноисповедник вновь был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Вскоре начались допросы и истязания. Приведем фрагменты допроса отца Иоанна:
— Следствию известно, что вы вели агитацию против советской власти... и собирались принять репрессивные меры против коммунистов. Дайте по этому поводу показания! — потребовал следователь.
— Агитацией против советской власти я не занимался и не занимаюсь, — ответил священник. — Каких-либо репрессивных мер против коммунистов я не собирался принимать, этого не было. Не зная, в чем обвинить священноисповедника, следователь спросил:
— Скажите, по каким вопросам вы не согласны с мероприятиями, проводимыми партией и советской властью?
— Во-первых, в том, что нашим детям не предоставляют одинаковых с остальными прав в учебе, а во-вторых, я считаю незаконной изоляцию духовенства, — отвечал батюшка.
На вопрос следователя, признает ли он себя виновным в антисоветской агитации, священник ответил отрицательно, отвергая все предъявленные обвинения.
11 февраля 1938 года «тройка» НКВД приговорила священноисповедника к расстрелу. 17 февраля 1938 года священник Иоанн Алешковский был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Иоанн Алешковский прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Память его совершается: в день мученической кончины — 4 (17) февраля; в Соборе новомучеников и исповедников
Российских — 25 января (7 февраля); в Соборе Воронежских святых — 4 (17) сентября

Cвященномученики Николай Садовский и Павел Попов, мученик Григорий Богоявленский

Священномученик Николай родился в 1894 году в селе Студенки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) в семье священника Александра Садовского. Завершив учебу в духовном училище, он поступил в Воронежскую семинарию, по окончании которой был рукоположен во иерея.
В 1935 году отца Николая арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вместе с ним был арестован священник города Мичуринска Павел. Будущий священномученик родился в 1890 году в Московской губернии в бедной крестьянской семье. Его отец, Илья Попов, искренне желал, чтобы Павел служил у Престола Божия. Сын осуществил мечту родителей: стал священником и, несмотря на суровые испытания, пронес свою веру до конца.
Тогда же задержали псаломщика Григория Александровича Богоявленского, сына священника Воронежской епархии, уроженца села Новые Матронки Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Все они проходили по обвинению в организации группы, занимающейся контрреволюционной деятельностью и антисоветской пропагандой, возглавляемой архиепископом Курским и Обоянским Онуфрием (Гагалюком) и епископом Белгородским Антонием (Панкеевым). В 1935 году священника Николая Садовского приговорили к восьми годам лишения свободы, а отца Павла и Григория к пяти. Вместе с ними были осуждены на разные сроки еще тринадцать человек.
В феврале 1938 года уголовное дело было пересмотрено. Новое обвинение основывалось на показаниях коменданта Средне-Бельского лагеря: «Отбывая меру уголовного наказания при Средне-Бельском лагпункте Дальлага НКВД и выполняя обязанность коменданта зоны с июня 1937 года, мне приходится наблюдать за лагерным населением и видеть, что происходит в среде заключенных. Исходя из этого, я пришел к такому выводу, что все заключенные указанной выше зоны, смыкаясь между собой на почве единства воззрений, сплотились в определенные контрреволюционные группировки разных направлений... Контрреволюционная деятельность выражается в том, что они, будучи почти все отнесены к группе инвалидов, дезорганизуют производство. Кроме этого... открыто собираются группами в палатке и совершают религиозные обряды, поют молитвы... Некоторые заключенные из представителей Православной Церкви имеют большую переписку с внешним миром и очень часто получают из разных городов Советского Союза крупные посылки, которыми делятся с остальными священнослужителями... Попы по воскресеньям надевают подрясники и производят чтение молитв...»
В контрреволюционной деятельности никто из обвиняемых виновным себя не признал. В начале марта 1938 года «тройка» НКВД приговорила их к расстрелу. 1 июня 1938 года священники Николай Садовский и Павел Попов, псаломщик Григорий Богоявленский, вместе с архиепископом Онуфрием, епископом Антонием и другими священно- и церковнослужителями приняли мученическую кончину.
К общецерковному почитанию новомученики были прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года в соборе новомучеников и исповедников Российских.

Память их совершается: в день мученической кончины - 19 мая (1 июня); в Соборе новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля); в Соборе Воронежских святых - 4 (17) сентября

Священномученик Сергий Кротков

Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Когда мальчику исполнилось три года, отец его умер, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. Люди они были состоятельные, однако воспоминания о годах детства, проведенных у них, остались у будущего священномученика тяжелыми и безрадостными. Сергей был отдан для обучения в Рязанскую духовную семинарию. Как сирота, он учился за казенный счет.
По окончании семинарии Сергей Михайлович был определен преподавателем Закона Божия в церковно-приходскую школу. Вскоре он сочетался браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Орлова, служившего в городе Луховицы Рязанской епархии. В 1903 году Сергий был рукоположен во иерея и назначен к служению на место своего тестя.
Когда началась Первая мировая война, его направили полковым священником в 139-й Моршанский полк, который воевал на Австрийском фронте. Он прошел всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой. За безупречное пастырское служение во время военных действий отец Сергий был награжден орденом Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея. Он прослужил полковым священником до большевистского переворота в 1917 году. И лишь после того, как полк был расформирован, исповедник переехал в Воронежскую губернию, где получил место настоятеля в храме села Валуйчик Валуйского уезда. Перед отъездом с фронта епископ Кременецкий Дионисий (Валединский) предложил священнику не возвращаться в Россию, где в то время начиналась революционная смута, и поселиться в Западной Европе, но тот отказался.
В 1922 году протоиерея Сергия назначили настоятелем Никольского храма села Царево Пушкинского района Московской области, где он прослужил до 1930 года. В столь тяжелое для православных время священник проявил себя как истинный воин Христов в своем исповедническом пастырском служении. Даже внешняя, бытовая сторона жизни была нелегка: голод, нищета, недостаток самого необходимого. Чтобы истопить печь, отец Сергий шел на реку Талицу, нырял в холодную воду и вылавливал тяжелое, мокрое бревно. И, ныряя, бывало, говорил: «Благодать-то какая!»
Прихожане любили своего пастыря за благочестие, за строгое уставное богослужение, которое всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную молитву. Ко всем - и к верующим, и к неверующим протоиерей Сергий относился с истинной христианской любовью и приветливостью. Будучи нестяжателен сам, он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая последние деньги.
В храме во имя святителя Николая всегда было много молящихся, что послужило причиной серьезного искушения для отца Сергия. Неподалеку, в селе Нагорном, служил священником Николай Веселовский, который часто бывал в Цареве. Враг спасения нашего внушил ему мысль стать настоятелем Никольского храма. Вскоре ему удалось выхлопотать желаемое назначение, а протоиерея Сергия перевели в храм Покрова Божией Матери в селе Покровское Московской епархии, рядом с Царицыно (ныне в черте города Москвы). Отец Сергий с семьей остался жить в своем доме в селе Царево и добираться до нового места служения ему было крайне неудобно. Отец Сергий вместе с другими пассажирами ехал на открытой платформе, нахлобучив шапку-ушанку, срок носки которой давным-давно кончился, прижав к груди сплетенную из камыша сумку. Ехать было небезопасно из-за «лихих людей».
В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет. Одна из прихожанок, знавшая его в то время, вспоминала: «Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку, висящую на стене. На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, никогда не просил денег и если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы бесплатно. Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания».
В конце 1937 года власти приняли решение закрыть храм. Один из жителей села по распоряжению сельсовета стал собирать подписи под заявлением о закрытии храма, но ему это не удалось. В конце февраля 1938 года протоиерея Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное положение представляется в данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение о грозящем ему аресте, исповедник Божий не оставил служения. «Что же, - сказал он своим домашним, - прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству?!» Пастырь решил нести свой крест до конца, не страшась угроз мучений и смерти. 2 марта 1938 года, отслужив литургию, отец Сергий вышел из храма. На улице его ждал извозчик, который отвез священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму.
Из протоколов допроса:
- Следствие располагает данными, что вы вели контрреволюционную деятельность. Так ли это?
- Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе. В религиозной вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь. Открыто пропаганды среди населения я не вел, но недовольство свое советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался.
14 июня 1938 года «тройка» НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 1 июля 1938 года. Христов воин протоиерей Сергий Кротков погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года протоиерей Сергий Кротков причислен к сонму святых новомучеников и исповедников Российских.

Память его совершается: в день мученической кончины - 18 июня (1 июля); в Соборе новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля); в Соборе Воронежских святых - 4 (17) сентября.

Преподобномученица Наталия Ульянова

Преподобномученица Наталия родилась в 1889 году в городе Ельце Орловской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) в семье столяра Николая Николаевича Ульянова.
В 1910 году Наталья приехала в Москву и поступила в Новодевичий монастырь и подвизалась в нем на различных послушаниях до закрытия монастыря в 1922 году. После этого девушка, как и многие другие насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры. К монахиням были подселены люди, настроенные к вере враждебно.
До 1930 года послушница Наталия подвизалась в качестве певчей и псаломщицы в московских храмах, а в 1930 году поступила на государственную службу - курьером и уборщицей в Московский городской банк, находившийся на Ильинке. Ей пришлось нести все тяготы, которые выпали на долю народа. Неоднократно бывала мобилизована на общественные работы: то на очистку снега на железной дороге, то на торфоразработки.
9 марта 1938 года лжесвидетели подписали против нее составленные следователем показания, в частности о том, что Наталия враждебно настроена к существующему строю, говорит, что в колхозах плохо живется и пользы в дальнейшем от колхозов не будет, что крестьяне голодают, раздеты и разуты. На следующий день, 10 марта, послушницу Наталию арестовали и заключили под стражу в 7-е отделение милиции Фрунзенского района города Москвы. 11 марта следователь допросил исповедницу:
-- Вы арестованы за клеветнические провокационные измышления о жизни колхозного крестьянства в СССР, которые вы распространяли среди населения вашего дома. Признаете ли в этом себя виновной? - спросил следователь.
- Не признаю, так как среди населения своего дома я никакой агитации не вела и о том, что крестьяне живут плохо, никому не говорила, - ответила Наталия.
15 марта «тройка» НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Наталия была расстреляна 22 марта 1938 года и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года преподобномученица Наталия Ульянова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Наталия родилась в 1889 году в городе Ельце Орловской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) в семье столяра Николая Николаевича Ульянова.
В 1910 году Наталья приехала в Москву и поступила в Новодевичий монастырь и подвизалась в нем на различных послушаниях до закрытия монастыря в 1922 году. После этого девушка, как и многие другие насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры. К монахиням были подселены люди, настроенные к вере враждебно.
До 1930 года послушница Наталия подвизалась в качестве певчей и псаломщицы в московских храмах, а в 1930 году поступила на государственную службу - курьером и уборщицей в Московский городской банк, находившийся на Ильинке. Ей пришлось нести все тяготы, которые выпали на долю народа. Неоднократно бывала мобилизована на общественные работы: то на очистку снега на железной дороге, то на торфоразработки.
9 марта 1938 года лжесвидетели подписали против нее составленные следователем показания, в частности о том, что Наталия враждебно настроена к существующему строю, говорит, что в колхозах плохо живется и пользы в дальнейшем от колхозов не будет, что крестьяне голодают, раздеты и разуты. На следующий день, 10 марта, послушницу Наталию арестовали и заключили под стражу в 7-е отделение милиции Фрунзенского района города Москвы. 11 марта следователь допросил исповедницу:
-- Вы арестованы за клеветнические провокационные измышления о жизни колхозного крестьянства в СССР, которые вы распространяли среди населения вашего дома. Признаете ли в этом себя виновной? - спросил следователь.
- Не признаю, так как среди населения своего дома я никакой агитации не вела и о том, что крестьяне живут плохо, никому не говорила, - ответила Наталия.
15 марта «тройка» НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Наталия была расстреляна 22 марта 1938 года и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года преподобномученица Наталия Ульянова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Память ее совершается: в день мученической кончины - 9 (22) марта; в Соборе Воронежских святых - 4 (17) сентября.