главная

Путь и истина Ивана Бунина


8 ноября(по старому стилю) исполняется 50 лет со дня смерти нашего земляка, замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина. Во всех городах, так или иначе связанных с жизнью писателя
(Воронеже, Ельце, Орле, Москве, Петербурге, Париже), проводятся вечера его памяти, научные конференции и семинары,
 звучат его стихи, дневниковые записи, великолепная проза. Однако сегодня, восстанавливая «религиозный вектор»
 (И. А. Есаулов) отечественной словесности, мы стремимся не только исследовать художественные, эстетические проблемы творчества И. А. Бунина, но и обозначить основные вехи его духовного пути – почти всегда крайне сложного для каждого художника катастрофичного, демонического ХХ века.

И.А. Бунин формировался как человек и писатель в кризисную эпоху рубежа XIX–XX веков, когда в европейском и российском общественном сознании теоцентризм предшествующих веков сменялся безбожным и воинствующим антропоцентризмом, наблюдалось проникновение религиозно-философских идей Востока, возрождение языческих и архаических воззрений. Выросший и воспитанный в православной семье (мать писателя Людмила Александровна Чубарова была глубоко верующим человеком), Бунин всегда отличался уважительным отношением к христианству. В его лирике много стихотворений на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов («Бегство в Египет», «Гробница Рахили», «Саваоф», «Столп огненный»), несколько поэтических переложений Апокалипсиса («Сын Человеческий, Апокалипсис I», «Из Апокалипсиса», «Судный день», «День гнева, Апокалипсис VI»), созданы образы святых и угодников Божиих («Матфей Прозорливый», «Сон епископа Игнатия Ростовского», «Святой Евстафий»). Появление этих стихотворенийв разные периоды жизни писателя обусловлено и его личными религиозными переживаниями, и впечатлениями от путешествий по святым местам, и размышлениями о закономерностях мировой истории и сущности человека, вызванными катастрофичными событиями в России в первые десятилетия ХХ века. Однако глубинный исток бунинской религиозности кроется в его любви к прошлому, в его исканиях разгадок коренных тайн бытия, которые он соотносил с Ответами, представленными в разных мировых религиях. Писатель стремился найти универсальные законы, первопричины явлений, поэтому он выявлял прежде всего то, что сближает разные религиозные традиции, разные времена и людей разных национальностей, а не их различия. Он пытался постигнуть «то неуловимое, что знает один Бог, – тайну ненужности и в то же время значительности всего земного» (рассказ «Сосны»).
И.А. Бунин был наделен особым талантом «переживать красоту» при всей универсальности этой формулы для художественного сознания вообще. Идея двойственной природы красоты, за которую «Бог с дьяволом борются», а «полем битвы» становится «сердце человеческое», воспринятая через Ф.М. Достоевского русской литературой, была чужда Бунину. Воплощенная в явлениях природы, человеке, произведениях искусства, красота для Бунина самоценна и лишена необходимости быть означенной нравственно. Вместе с тем красота в художественном мире писателя всегда подлинна (то есть противопоставлена красивости), изначально в самом акте Божественного творения заложена в мире и поэтому одухотворена и осмыслена, оттого и «жизнь должна быть восхищением», как утверждает писатель в романе «Жизнь Арсеньева».
Краткости и бренности человеческой красоты писатель противопоставлял вечную красоту природы – вот почему «природа не фон и не бывает фоном, а главное и наиболее активное действующее лицо» (Ф. Степун) во всех его произведениях. Природа первая в пасхальное утро «огнистыми лучами зари» возвещает, что «день настал обетованный, Что Бог воистину воскрес!» («Христос воскрес», 1896). В природе возможен «диалог» с Богом: «Волна, шумя, вела беседу с Богом, Не поднимая сонного чела». («Бог», 1908). «Пейзаж русской земли», который, по словам Н.А. Бердяева, «соответствует пейзажу русской души», дарует Бунину «любовь и радость бытия» и глубокое чувство Родины.
«И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав,
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав» – таков его ответ на вопрос Господа о возможности счастья в «жизни земной» («И цветы, и шмели, и трава, и колосья», 1918). Вместе с тем именно осознание природного бытия как первоосновы существования и поиски всеединства на природно-космическом уровне рождали в произведениях писателя пантеистические мотивы, а также отзвуки буддийских и иных религиозных традиций. Этому способствовали странствия Бунина, совершаемые по свойственной ему тяге «обозреть красоту мира» и «познать тоску всех стран и всех времен».
В 1907 году Бунин совершил путешествие по странам Ближнего Востока – «по следам Христа», результатом которого явился цикл путевых поэм «Тень птицы». С очерковой достоверностью и в то же время поэтическим одушевлением писатель изображает святые места, «где сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний». Библейские реалии явно преобладают на тематическом и композиционном уровне. «Это как бы овеществление Библии», – записала в своем дневнике во время путешествия В.Н. Муромцева-Бунина. (Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989. С.318) Профессор П.Бицилли писал о глубоком понимании Буниным Ветхого Завета: «Никакой реально-исторический комментарий к Библии не дает столько, сколько маленькая книга Бунина» (Бицилли П. Иван Бунин. Тень птицы. // Современные записки. Париж, 1931. Т. 47. С. 494).
Вместе с тем древние земли поразили Бунина сосуществованием в пределах одного пространства разных религий и культов: он с одинаковым поэтическим восторгом описывает храм Святой Софии и мечеть Омара, языческий храм Солнца и Стену плача, цитирует из Библии, Корана и Талмуда, обнаруживая запечатленные во всех религиях общие и неизменные чаяния человека. Это дало писателю возможность осмыслить мир как целое и поставить вопросы «философские, религиозные, нравственные, исторические». Среди общих, самых сущностных и «братки» объединяющих людей всех стран и времен закономерностей бытия Бунин снова выделяет жажду жизни и подверженность смерти: «сплошным некрополем» называет он берега между Тиром и Сидоном. Писатель приходит к выводу о постепенной отягощенности исторической памяти человечества убийствами и гибелью целых стран и цивилизаций (важное место в цикле занимает в связи с этим тема Каина). Только появление в мире Христа, о земных днях которого он вспоминает в своих «путевых поэмах», позволяет Бунину найти ответ на всегда мучивший его вопрос: «Бог ли человек? Или «сын бога смерти?» На это ответил Сын Божий», то есть ответил своей смертью и своим бессмертием. В то же время этот вывод вполне закономерен и безусловен для писателя только в контексте цикла, последний рассказ которого «Геннисарет» посвящен поэтическому воспоминанию о рождении Спасителя.
Но религиозно-философские искания вели писателя и на «Восток Будды» – в 1911 году он посетил Цейлон. В учении Будды писатель «узнал» так близкое ему утверждение о почти непреодолимой силе «подчинения» человека земным желаниям и страстям, сущностно его определяющим и в силу этого обрекающим на страдания и смерть, многократно повторяющиеся. В буддизме писателя привлекли представления о природности человека и всего сущего, трагическая взаимообусловленность жизни, любви земной и смерти, а самое главное – идея о потенциально присущей каждому, но доступной немногим возможности победить обреченность человека смерти. (Не случайно буддизм называют «религией вне Бога».) В художественный мир писателя вошли буддийские образы и мотивы (рассказы «Братья», «Сны Чанга», «Соотечественник», «Готами», «Ночь отречения» и др.), а современники писателя, в частности Б.К. Зайцев, позже стали говорить о присущем ему «азиатско-буддистском чувстве Бога».
Библейская проблематика вновь актуализируется в бунинских произведениях 1920-х годов как реакция на «русский катаклизм» 1917 года. В рассказе «Воды многие» (1925) источником его раздумий о сущности «окаянных дней» России вновь становится святое место – гора Синай и провозглашенные на ней «незыблемо-священные уставы»: «Вот истинно незыблемый маяк человечества, столп и основание бытия, престол законов, их же без кары не преступишь!» Вот почему революция и большевистский режим, узаконившие «преступание» вечных заповедей, по мысли автора, так гибельны для России. В статье «Миссия русской эмиграции» (1924) Бунин с гневом и болью пишет о замене Синайских скрижалей и Нагорной проповеди «новым и дьявольским», о поругании раки с мощами преподобного Сергия Радонежского, ознаменовавших разрушение нравственных основ целого государства и символизировавших для автора новое предательство Христа. Об этом – одно из самых замечательных стихотворений Бунина «России» («О, слез невыплаканных яд!»), являющееся поэтическим переложением салма 136 («На реках Вавилонских»), Писатель убежден, что именно православные ценности и святыни должны остаться для русской эмиграции (а в ее лице для России, как истинно христианской европейской державы, противостоящей ужасам большевистской «азиатской деспотии») мерилом совести, любви, милосердия и позволят сохранить в человеке «Божеский образ и подобие». Это тот период жизни и творчества Бунина, когда он особенно ясно осознал Православие как свою духовную родину.
Не менее чем тайна бытия в целом, писателя всегда интересовала загадка души русского человека. Проблема национального характера художественно решалась писателем в плане духовно-психологическом, а не сословно-классовом, ибо «душа и у тех и других (дворян и крестьян. – О.Б.) одинаково русская». Во многих повестях и рассказах 1890–1910-х годов («Мелитон», «Худая трава», «Веселый двор», «Ермил», «Ночной разговор», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев») он показал характеры, в многообразии проявляющие «пеструю душу славянина». «Из нас, как из древа, и дубина, и икона», – вспоминает Бунин в «Окаянных днях» народную самооценку и добавляет существенное: «… в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергей Радонежский или Емелька Пугачев» (Бунин И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М., 1990. С.101). Писатель хорошо понимал, что в смутные периоды российской истории русский народ следовал и последует Емельке Пугачеву, возможно, поэтому в его творчестве появляются рассказы на тему религиозного призвания – о тех, кто следовал Сергию Радонежскому: «Аглая» (1916) и «Чистый понедельник» (1944). Примечательно, что оба рассказа писатель причислял к своим лучшим произведениям («Благодарю Бога, что Он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»). Их героини в юном возрасте уходят в монастырь, то есть откликаются на зов «своих духовных пращуров», святых угодников – «зиждителей монастырей лесных». Однако сугубо религиозный смысл иночества, интересовал Бунина в меньшей степени, нежели его личностный и национальный аспекты. Писатель стремился постигнуть феномен сакрализованного бытия в его соотнесении «со злобой дня», само прорастание жизни во Христе из «житейской мути». На первый план выступает конфликт между обольщением земными страстями и отречением от радостей земной любви. Бунин всегда поэтизировал «сладостное бывание» человека в миру и в мире. Возможность «господства духа над душой и телом» (отец Сергий Булгаков) представлялась ему уделом натур избранных, явлением почти непостижимым, в обоих рассказах писатель лишь пунктирно обозначил ту глубинную, таинственную работу в душах героинь, которая обусловила их жизненный выбор. Вместе с тем он усилил мотив их греховности: Аглая, уходя из жизни, обращается к земле с прощальной, языческой, «русальной» молитвой, а безымянная героиня «Чистого понедельника» познает любовь земную в первый день Великого поста. Однако ни Аглаина покаянная молитва земле, ни сугубая греховность героини «Чистого понедельника» не уничтожили для Бунина высоты и значимости их духовного подвига. Не случайно рядом с Аглаей оказывается святой старец Родион, житие которого (троекратное явление Богоматери, дружеское общение с дикими зверями и сама история молодой девушки, по его благословению принявшей постриг) весьма напоминает житие преподобного Серафима Саровского. Старец Родион предрекает Аглае, что истлеют в ее нетленных мощах только уста, опорочившие себя греховными словами. Духовный порыв героини «Чистого понедельника» еще более значим и символичен: в ее выборе Бунин обозначил тот путь, который может дать направление духовно-нравственному развитию национального характера в катастрофичный для России ХХ век. В «пестрой» душе героини борются языческая безудержность и духовная устремленность; разгулу последних дней масленицы противопоставлена подспудно текущая жизнь монастырей, хранящих истинно православные традиции, в молитвенном подвиге искупающих греховность народа. В «Чистом понедельнике» – одном из своих последних значительных художественных произведений – писатель высвечивает духовный облик Родины, определяемый «любовью к родной пустыни» (Е.Трубецкой), к «иконе». Бунин предвидел для России в самые смутные периоды ее исторического бытия необходимость возвращения к подлинным истокам ее национального бытия, религиозный путь самопознания как единственную возможность преодолеть трагизм русской судьбы.
 

© Ольга Бердникова