главная

Канонизация святых на Архиерейском Соборе 2000 года


«Прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующим о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества».
Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.
(Из доклада на Архиерейском Соборе 2000 года)

Важнейшим деянием Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года стало прославление в лике святых сонма новомучеников, исповедников и подвижников благочестия, просиявших в нашем Отечестве в XVI–XX веках. Для воронежцев это событие особенно знаменательно и тем, что на Соборе 2000 года и на последующих заседаниях Священного Синода были прославлены новомученики Воронежской земли – архиепископы Тихон (Никаноров), Петр (Зверев), Захария (Лобов) и их святые сподвижники.
Прославлению святых в юбилейном 2000 году предшествовала многолетняя кропотливая работа Синодальной комиссии по канонизации. Работа этой комиссии (первоначально – историко-канонической группы) началась фактически еще в мае 1981 года в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Тогда впервые за многие десятилетия (если не считать единичных канонизаций в 1970-е годы [1]) была подготовлена общецерковная канонизация глубоко почитаемых в народе подвижников: Макария, митрополита Московского и всея Руси, епископа Феофана (Говорова), Затворника (Вышенского), Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, преподобных Максима Грека, Андрея Рублева, Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой, великого князя Димитрия Донского. Эта канонизация была совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года [2].
В 1989–1999 годах Русской Православной Церковью был прославлен сонм общецерковных и местночтимых святых [3]. В эти годы впервые открыто заговорили о всенародном почитании подвига новомучеников и исповедников Российских XX века [4]. В 1989 году был прославлен великий исповедник Православия, возглавляющий весь Собор мучеников нашего времени, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Позже были прославлены и другие новомученики: митрополиты Владимир Киевский, Вениамин Петроградский, великая княгиня Елизавета Федоровна, протопресвитер Александр Хотовицкий, протоиерей Иоанн Кочуров и ряд других. Определением Архиерейского Собора 1992 года было установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Российских, включающего в себя имена всех ранее прославленных новомучеников. За десятилетие работы канонизационной комиссии были четко сформулированы историко-канонические критерии канонизации мучеников XX столетия, прославления местночтимых святых. Комиссия проводила и научно-богословские разработки по ряду вопросов [5].
От Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года всероссийская паства ожидала соборной канонизации всех поименно известных и доныне миру не явленных новомучеников и некоторых глубокочтимых молитвенников и подвижников Святой Руси. Именно об этом сказал в своем докладе при открытии Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Важнейшим деянием Собора должна стать канонизация многих подвижников, основную часть которых предлагается причислить к Собору новомучеников и исповедников Российских. Их имена представлены Синодальной комиссией по канонизации святых, в основном по предложениям из епархий, и одобрены Священным Синодом…» Напомнил Патриарх и о важной проблеме, ставшей темой многих дискуссий в предсоборный период: «Предстоит нам принять и решение по вопросу о канонизации государя императора Николая II и его семьи. Этот вопрос остается открытым со времени предыдущего Архиерейского Собора, и мы знаем, что в Церкви существуют различные мнения относительно возможности причисления царской семьи к лику святых. Не стал бы навязывать никому своего суждения по данной теме. Предлагаю особо тщательно обсудить ее и подумать о том, как предать этот непростой вопрос на волю Божию, дабы его обсуждение и процесс принятия решений не внесли бы в нашу среду опасных разделений» [6].
Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе подробно сообщил членам Архиерейского Собора о всех вопросах, связанных с предстоящей канонизацией как новомучеников, так и других подвижников благочестия.
Прежде всего, митрополит Ювеналий обратился к подвигу святых страдальцев XX столетия: «С любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников Российских. В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях. Подобно святым апостолам они на своем исповедническом пути претерпели все скорби и мученическую за Христа смерть, явив себя “как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке” (2 Кор. 6, 4–7)… Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя» [7].
Затем владыка Ювеналий ознакомил членов Архиерейского Собора с теми подходами, на основании которых трудилась канонизационная комиссия и на основании которых предстояло принять решение Собору архипастырей Русской Православной Церкви.
Гонения на Церковь начались сразу же после революционного переворота в октябре 1917 года. Уже в первые годы существования нового строя приняли мученическую кончину многие чада Церкви Христовой. В эти годы еще не существовало внутрицерковных разделений, тем более таких расколов, возникновение которых провоцировалось атеистическим государством. Основанием для канонизации подвижников этого периода являлся, как правило, сам факт их мученической кончины. К сожалению, далеко не всегда были известны даты преставления мучеников в этот период, а порой имя страдальца за веру сохранялось лишь в церковном предании. При подготовке к прославлению мучеников 1917–1921 годов Синодальная комиссия использовала и материалы, собранные в ряде епархий уже в те годы на основании Постановления Поместного Собора 1917–1918 годов.
Значительно сложнее обстоял вопрос канонизации мучеников, пострадавших после 1921 года, когда на Русскую Православную Церковь обрушилась волна расколов и разделений. Так, с одной стороны, властью был спровоцирован обновленческий раскол, который подрывал глубинные основы церковного сознания, а его участники порой сами становились в один ряд с гонителями. Понятно, что о возможности канонизации тех, кто пострадал, пребывая в обновленческом, а также григорианском, автокефалистских и ряде других расколов, не могло быть и речи. Однако «наряду с такими расколами были разделения вследствие разного видения путей адекватного реагирования на бедственные для Церкви явления», как охарактеризовал их в своем докладе митрополит Ювеналий. Представители этих церковных групп, прервав по различным причинам общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским), продолжали считать Предстоятелем Церкви митрополита Крутицкого Петра, Патриаршего Местоблюстителя, и именно его имя возносили за богослужением. В их действиях не было злонамеренных мотивов, поэтому, хотя митрополит Сергий и налагал на них канонические прещения, Комиссия по канонизации сочла возможным рекомендовать Собору прославить ряд тех священнослужителей и мирян, которые принадлежали к некоторым группам так называемых «непоминающих». Кстати, этот же вопрос вновь был поднят на семинаре «Отношения Русской Православной Церкви и властей в 20-е – 30-е годы», итоговый документ которого был утвержден на заседании Священного Синода 18 июля 2002 года (пункт 5). В нем говорится: «Прещения, наложенные митрополитом Сергием, не носили характера церковно-судебных приговоров, а являлись предсудебными решениями, действующими в соответствии с канонами до производства суда, что и было подтверждено последующей канонизацией некоторых из подвергнутых прещениям (в том числе некоторых из так называемых “непоминающих”)».
При подготовке к канонизации новомучеников учитывались и документы тех органов, которые проводили репрессии. Комиссия обращала большое внимание на поведение клириков и мирян на допросах, их показания. Конечно, полного доверия к следственным делам советской эпохи быть не могло, однако пристальное внимание Комиссии даже к самым частным вопросам показывает ту ответственность, с которой проводилась работа [8].
Материалы о канонизации новомучеников и исповедников Российских были представлены из многих епархий и обителей Русской Православной Церкви, что свидетельствует о глубоком почитании их подвига в народе Божием.
Другим важным и очень сложным вопросом, предложенным членам Архиерейского Собора 2000 года, как сказал Святейший Патриарх Алексий II, был вопрос о прославлении в лике святых императора Николая II и царской семьи. Изучение этого вопроса Синодальной комиссией по канонизации святых началось по поручению Архиерейского Собора еще в 1992 году.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий так осветил работу Комиссии по этому вопросу: «Основную задачу в этом вопросе Комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов императорской семьи в контексте исторических событий и церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий. Комиссия руководствовалась пастырской озабоченностью, чтобы канонизация царской семьи в сонме новомучеников Российских не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии. Мы стремились учесть и факт канонизации царской семьи Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, вызвавший далеко не однозначную реакцию как в среде русской эмиграции, некоторые представители которой не увидели тогда в ней достаточно убедительных оснований, так и в самой России, не говоря уже о таком, не имеющем исторических аналогий в Православной Церкви решении Русской Православной Церкви Заграницей, как включение в число канонизованных принявших вместе с царской семьей мученическую кончину царского слуги римо-католика Алоизия Егоровича Труппа и лютеранки гофлектриссы Екатерины Адольфовны Шнейдер. Уже на первом после Собора заседании Комиссии мы приступили к изучению религиозного, нравственного и государственного аспектов царствования последнего императора династии Романовых. Тщательно изучались следующие темы: «Православный взгляд на государственную деятельность императора Николая II»; «Император Николай II и события 1905 года в Санкт-Петербурге»; «О церковной политике императора Николая II»; «Причины отречения императора Николая II от престола и православное отношение к этому акту»; «Царская семья и Г.Е. Распутин»; «Последние дни царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству…»[9].
В своем докладе митрополит Ювеналий раскрыл и тему внутрицерковной дискуссии по проблеме канонизации царской семьи. Так, основными аргументами противников канонизации были следующие мнения: смерть членов царской семьи не является мученичеством за Христа; государственная и церковная политика Николая II далеко не может быть признана успешной, Николай II не имел права отрекаться от престола, как государь, миропомазанный на царство. Наконец, аргументом противников канонизации стал факт близости царской семьи к такой мрачной личности, как Г.Е. Распутин.
Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу, что Николай II и члены его семьи могут быть канонизированы как страстотерпцы, потому что «в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников» [10]. Политическая, в том числе и церковно-политическая, деятельность последнего рссийского императора не выходила за рамки деятельности, общепринятой в его эпоху. При этом «как политик и государственный деятель государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов» [11]. Поскольку «канонический статус миропомазанного на царство православного государя не был определен в церковных канонах», то и «попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Николая II от власти представляются несостоятельными» [12]. Что же касается взаимоотношений царской семьи с Григорием Распутиным, то здесь, несомненно, «присутствовал элемент человеческой немощи, связанный у императрицы с глубоким переживанием неизлечимости смертельно опасной болезни сына, а у императора обусловленный стремлением сохранить мир в семье сострадательной уступчивостью материнским терзаниям императрицы. Однако видеть в отношениях царской семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности – нет никаких оснований» [13].
Особое значение в жизни семьи последнего самодержца всероссийского имело пребывание ее в тяжелом длительном заточении. В этот период члены царской семьи показали себя как подлинные христиане, находящие опору и поддержку только в молитвах, Священном Писании и Таинствах Церкви, готовые пожертвовать собой и простить своих гонителей. По словам владыки Ювеналия, «их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись» [14].
На основании тщательного изучения сформулированных церковным сознанием проблем, исходя из того, что в своей церковной жизни Николай II потрудился как никакой другой русский монарх из дома Романовых (об этом свидетельствуют многочисленные канонизации святых, совершенные в его царствование, активное строительство храмов и монастырей, подготовка Поместного Собора), учитывая высокий нравственный облик членов царской семьи, а также глубокое почитание их подвига в народе Божием и свидетельства о многочисленных чудесах при молитвенном обращении к ним, Комиссия нашла возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. «За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» [15] .
Наконец, Архиерейский Собор 2000 года рассмотрел вопрос о канонизации ряда глубоко почитаемых святых XVI–XX веков. Как сказано в Деянии об их канонизации, «исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”, – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему» [16].
Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1, 29), удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, принял решение о соборном прославлении в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских, включая страстотерпцев императора Николая II и его семью, а также митрополита Алтайского Макария (Невского; 1835–1926), протоиерея Алексия Мечева (1859–1923), иеро-схимонаха Алексия (Соловьева; 1846–1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866–1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697–1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784–1819), миссионера Алтайского архимандрита Макария (Глухарева; 1792–1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762–1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816–1867), иеромонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, Соловецкого, и Оптинских старцев [17]. Важно отметить, что многие из новопрославленных святых являются образцом не только свидетельства о Христе даже до крови, но и подлинного пастырского служения, миссионерства, духовного окормления многочисленных чад Церкви Божией. Не случайно поэтому, что подвижники, уже прославленные ранее в лике местночтимых святых и любимые православным народом, были канонизированы для общецерковного почитания. Важно также и то, что канонизация новомучеников не ограничилась Деянием Архиерейского Собора 2000 года: было принято решение «в послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» [18]. Почти на всех заседаниях Священного Синода Русской Православной Церкви в послесоборный период святцы пополняются все новыми и новыми именами молитвенников за мир.
Завершить статью, посвященную важнейшему деянию Юбилейного Освященного Собора Русской Православной Церкви 2000 года – канонизации святых, хочется молитвенным призывом из текста Деяния Собора о канонизации новомучеников Российских: «Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских (и всех новопрославленных святых), предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение» [19].

------------------------------

1 В этот период были канонизованы святитель Иннокентий Московский, равноапостольный Николай Японский, святитель Мелетий Харьковский, а также в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1962–1988 годах были включены имена святых, прославленных в других Поместных Православных Церквах, и дни соборной памяти святых ряда епархий.
2 См.: Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года.
3 Подробно история канонизации святых в последние десятилетия рассмотрена в трудах: Канонизация святых в XX веке. Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1999; Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви //Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 356–371.
4 См.: К канонизации новомучеников Российских. М., 1991.
5 См.: Там же, а также: Канонизация святых в XX веке.
6 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года //Церковь и время. 2000. №3 (12). С. 74–75.
7 Доклад Председателя Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года //Церковь и время. 2001. №1 (14). С.105–106.
8 См.: Доклад митрополита Ювеналия... С.105–114; Об отношении Церкви к подвигу мученичества //Канонизация святых в XX веке. С. 96–129; Историко-канонические критерии в вопросе канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века //Канонизация святых в XX веке. С. 170–185.
9 Доклад митрополита Ювеналия… С. 126. См. также кн.: «Он всех простил…» Император Николай II. Церковь о царской семье: Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Житие и страдания святых царственных страстотерпцев Николая II и его семьи //Великие святые. СПб.; М., 2002.
10 Доклад митрополита Ювеналия… С. 115.
11 Там же. С.117.
12 Там же. С.118.
13 Там же. С. 120.
14 Там же. С. 122.
15 Там же. С. 126.
16 Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации...
//Журнал Московской Патриархии. 2000. № 9. С. 69.
17 См.: Определение Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых //Церковь и время. 2001. №1 (14). С.133.
18 Деяние… о канонизации…//ЖМП. 2000. № 9. С. 68.
19 Там же.
 

© Н.В. Макеев