главная

Разработка истории Воронежской епархии
Критико-библиографический обзор


Продолжение. Начало в №№2 (69), 3 (70) за 2003 год

III

Перейдем теперь к обзору работ, посвященных отдельным сторонам епархиальной жизни: истории Воронежской иерархии, духовного просвещения, истории монастырей, церквей и белого духовенства.
Последовательной и связной истории Воронежской иерархии мы не имеем. О многих Воронежских епископах до сих пор известны только сухие, формулярные сведения, и сравнительно немногие епископы нашли себе жизнеописателей. Первое место в этом отношении, как и следовало ожидать, принадлежит свт. Митрофану [1], первому епископу Воронежскому [I].
Уже одно необыкновенное обилие житий показывает, что почти все они не удовлетворительны: иначе не было бы нужды писать многим лицам об одном и том же. Знакомство с житиями убеждает в этом предположении: все эти жития бедны фактическим содержанием; в сущности они повторяют то очень немногое, что было известно еще Е. Болховитинову. Живого и полного представления о святителе по этим книжкам составить нельзя. Для такого представления необходимо познакомиться с распоряжениями и резолюциями святителя, которые характеризуют его и как администратора, и как пастыря. Но пожар 1744 года, истребивший архив архиерейского приказа, до сих пор отнимал надежду на такое ознакомление. Только в самое последнее время сделана попытка собрать документы времени управления епархией святителем Митрофаном, хранящиеся в московских и местных архивах, и сделать из них соответствующие выборы для характеристики святителя. На этом поприще работают теперь отец Ст. Г. Зверев [2] и Н.И. Поликарпов [II] [3]. Будем надеяться, что недалеко то время, когда появится и полная, обстоятельная биография святителя, документально излагающая события его жизни и его распоряжения по епархии.
Если жизнь свт. Митрофана, привлекшая к себе внимание стольких биографов, до сих пор остается малоизвестною, то о жизни преемников святителя почти ничего не известно. До сих пор о епископах Арсении I [4], Пахомии [5], Иосифе [6], Льве [7], Иоакиме [8], Вениамине [9], Феофилакте [10], Кирилле [11] и Иоанникии [12] мы знаем почти столько же, сколько знал и сообщил о них в своем «Описании» Е. Болховитинов (с. 199-209) [III]. Правда, в «Воронежских епархиальных ведомостях» есть статьи об этих архиереях архиман[дрита] Амвросия [13] (1879, № 11-16), В. Скворцова (1877, № 24), свящ[енника] Д. Самбикина (1871, № 3; 1870, № 12, 13, 23), но они мало прибавляют к тому, что есть у Болховитинова.
Исключение из всего ряда архиереев XVIII века составляет свт. Тихон Задонский [14]. Его жизнь и архипастырская деятельность исследована если не в совершенстве, то с достаточною полнотою. Первое жизнеописание его составлено, как уже указано выше, Е. Болховитиновым в 1796 году. Уже эта биография своею обстоятельностью резко отличается от статей, касающихся всех предшественников свт. Тихона. После открытия мощей святителя явилась нужда в составлении нового, более полного жизнеописания. Эта работа с большим успехом была выполнена священником А. Лебедевым в книге «Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец: его жизнь, писания и прославление» (СПб., 1865). Пользуясь трудом Е. Болховитинова и записками Чеботарева, келейника святителя, автор обратил должное внимание на соответствующие «дела» Святейшего Синода и на доступные документы консисторского архива, а еще более на сочинения самого святителя. В результате появилась обстоятельная книга в 331 стр., в которой жизнь святителя рассказана на 242 стр. Особенно важно здесь то, что автор на основании документов характеризует состояние Ворон[ежской] епархии при святителе Тихоне. Вследствиe этой обстоятельности после труда отца Лебедева до сих пор никто не принимался за всестороннюю характеристику святителя - вновь появлялись только жития назидательного характера да исследования о сочинениях святителя. В качестве дополнения к труду отца Лебедева, для характеристики административной деятельности святителя Тихона, следует упомянуть статьи: М. Былова [15] «Раскол в Воронежской епархии при свт. Тихоне» (Ворон[ежские] епарх[иальные] вед[омости]. 1890. № 2, 3, 4, 6, 7, 8), М. Руднева «Резолюции и распоряжения свт. Тихона, епископа Ворон[ежского] и Елецкого, по архивным документам Тульской дух[овной] консистории» (Тула, 1898) и П. Никольского «Об отношении свт. Тихона к приходскому духовенству» (Русский архив. 1900. № 11). Замечательно, что в «Воронежских епарх[иальных] вед[омостях]» до сих пор очень мало печаталось о свт. Тихоне и его времени [IV].
Жизнь преемников святителя Тихона так же мало исследована, как и жизнь его предшественников. О епископах Тихоне II [16] и III [17], Иннокентии, Мефодии [18], Афанасии [19], Арсении [20], Антонии I [21] и Епифании [22], кроме сочинений Болховитинова (за исключением последнего), можно находить очень краткие сведения в указанных статьях архим[андрита] Амвросия да в «Истории Ворон[ежской] дух[овной] семинарии» П. Никольского [V].
С правлением преосв[ященного] Арсения II можно познакомиться по интересной статье А. Прав-дина [23] «Материалы для истории Воронежской епархии. Время управления епархией Преосв[ященного] Арсения II Москвина. 1800-1810» (Ворон[ежские] епарх[иальные] вед[омости]. 1890. № 6, 7, 9, 19, 20). Автор поместил здесь извлечения из дел консисторского архива вместе с пространными и иногда очень интересными резолюциями этого деятельного архипастыря.
Наконец, жизнь последних Воронежских архипастырей, начиная с пр[еосвященного] Антония II [24], изображена сравнительно обстоятельно, хотя и не с полным историческим беспристрастием, что и понятно, так как жизнеописания составлялись вскоре после их смерти. Поэтому на эти биографии должно смотреть как на ценные материалы для будущих историков. Вот эти жизнеописания: Н.М. Севостьянова [25] «Жизнь Преосв[ященного] Антония, архиепископа Ворон[ежского] и Задон[ского]» (СПб, 1852. С. IV + 270 + VII); Данского [26] «Биография усопшего о Господе Высокопр[еосвященного] Игнатия [27], архиеписк[опа] Воронежского и Задонского, XXI в чреде епископов Воронежских» (1850. С. 77); «Воспоминания о Пр[еосвященном] Парфении [28], епископе Воронежском и Задонском» (В[оронежские] е[пархиальные] в[едомости]. 1868. № 9, 11, 12); «Высок[опреосвященный] Парфений, б[ывший] арх[иепископ] Владимир[ский]»; А.С. «Кончина и погребение Высокопр[еосвященного] Иосифа [29], бывшего архиеписк[опа] Ворон[ежского] и Задон[ского]» (В[оронежские] е[пархиальные] в[едомости]. 1892. № 6 и отд[ельная] брош[юра]); «Высокопр[еосвященный] Серафим [30], Арх[иепископ] Воронежский» (1886. 10 с. [в] № 13); «Памяти почившего архипастыря Ворон[ежского] Вениамина [31]» (1890. № 13).

IV

Разработка истории духовного просвещения в Воронежской епархии началась одновременно с возникновением «Епархиальных ведомостей», так как органу, издававшемуся при семинарии, всего естественнее было обратить внимание своих сотрудников на семинарский архив. Этим делом и занимался долгое время преподаватель семинарии А.И. Николаев. Кроме семинарского архива, он работал в архиве консистории и имел разрешение заниматься в архиве Святейшего Синода, хотя неизвестно, воспользовался ли он этим разрешением. Но истории ему не удалось написать, быть может, потому, что он задумал написать слишком объемистый труд. Напечатанные отрывки из этого труда показывают, что если бы он закончил его, то его история разрослась бы томов на десять. Напр[имер], сведения о 1745-1753 годах, т[о] е[сть] за 8 лет жизни семинарии, он изложил на 130 страницах. Это зависит от того, что автор отмечает всякую мелочь, не стараясь о внутренней связности и объединении материала. Но будучи поэтому неудобными для чтения, статьи Николаева очень важны для изучения истории духовных школ Воронежской епархии: на них нужно смотреть, как на экстракт из архивов, особенно ценный в тех случаях, когда первоисточники уже утеряны. Вот эти статьи Николаева: «Исторические сведения о Воронежской духовной семинарии от основания ее до преобразования в 1814 (?) г.»; статья излагает сведения только до 1753 г. (Ворон[ежские] епарх[иальные] вед[омости]. 1866.№ 15, 20, 22, 23; 1867. № 1, 3, 6-8, 10, 11, 14, 21, 23; 1868. № 6, 7, 22, 23); «Евфимий Алексеевич Болховитинов, впоследствии Евгений - митрополит Киевский» (1868. № 2, 3); «Списки воспитанников Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1782-1882)» (Приложение к «Епарх[иальным] вед[омостям]» за 1882 и 1883 г.); «Ректоры Воронежской духовной семинарии» (1885. № 11-17); «Инспекторы Воронежской духовной семинарии» (1885. № 22; 1886. № 3, 5, 8). В 1872 году в «Епарх[иальных] вед[омостях]» (№ 1) помещена статья Н. Чехова [32] «Материалы для Воронежской семинарии», которая, впрочем, ничего нового не дает сравнительно с работами
А. Николаева. Прекрасное краткое изложение истории семинарии за прошлое столетие, на основании главным образом статей Николаева, дает проф[ессор] Шмурло. Его книга о митр[ополите] Евгении, богатая фактическими данными, снабженными массою ссылок на разнообразные печатные памятники воронежской старины, должна бы иметь широкое распространение в Воронежской епархии, духовные интересы которой за прошлое столетие воспроизведены им с тою обстоятельностью, какая только возможна в настоящее время. Наконец, в 1898-1899 годах П. Никольским была издана «История Воронежской семинарии, ч. 1 и 2», составленная на основании архивных данных и при пособии вышеуказанных статей. Одновременно в дополнение к ней в «Епархиальных ведомостях» напечатаны статьи: «Воронежский семинарист старого времени». Post scriptum к «Ист[ории] Ворон[ежской] сем[инарии]» (1899. № 3, 4); «О значении Ворон[ежской] дух[овной] семинарии в истории просвещения местного края» (1899. № 20); «Историческая записка о состоянии Воронежской духовной семинарии за последнее 25-летие» (187 4/5-189 8/9) и «Воронежская семинария за 150 лет своего существования» (Памятн[ая] кн[ижка] Ворон[ежской] губ[ернии] 1900 г.). Вот критические замечания, указывающие недостатки этой работы. «В “Истории Ворон[ежской] семинарии” совсем оставлена в стороне бытовая сторона [VI] заведения, влияние ее на окружающую среду и среды на живших, учивших и учившихся в ней. Построено, кажется, прекрасное, прочное здание, но оно мертво, в нем тихо, не слышно жизни. Холодный историк водит читателя по этому зданию, объясняет значение и назначение комнат, время их постройки, указывает на портреты, и читатель, обойдя все здание, уходит равнодушным» (Дон. 1899. № 14 сравн[и] № 49). Другой рецензент, доцент Казан[ской] дух[овной] академии И.М. Покровский, назвал книгу рядом бытовых очерков и упрекнул автора за то, что он сравнительно мало поместил материалов, которые могли бы иметь значение для историка духовного просвещения вообще. Наконец, третий, проф[ессор] А.Н. Потехин нашел, что автор мало делает общих выводов из тех документальных данных, которые изложены в его книге. Приводя эти отзывы для сведения интересующихся рассматриваемой книгой, представляем читателям самим проверить, какой из них и насколько верен. Кроме рассмотренных работ, в том же 1899 году в «Церковных ведомостях» была помещена статья И. Назарьева [33] «Воспитание и образование в Воронежской духовной семинарии».
Что касается духовных училищ, то их протекшая жизнь еще не исследована, хотя этот труд будет более легкий, чем история семинарии, ввиду сравнительной молодости этих учреждений. Впрочем, о Задонском училище исторический очерк есть в «Ворон[ежских] епарх[иальных] вед[омостях]» (1886. № 22; 1887. № 5, 12; 1888. № 3), а о Бирюч[енском] в «Указателе» архим[андрита] Димитрия (вып. I, с. 190-196). Воронежские епархиальные ведомости. 1901. № 4. С. 121-126; № 5. С. 178-191

Примечания автора:
I Вот перечень известных житий этого святителя. 1) Первое жизнеописание святителя мы находим в «Описании» Е. Болховитинова (с. 191-199), который пользуется «Дополнениями к Деяниям Петра В[еликого]». Т. XVII. Затем жития свт. Митрофана начинают появляться со времени открытия его мощей. Таковы: 2) Прот[оиерея] И. Григоровича «Историческое сведение о жизни Митрофана, первого Воронежского епископа» (Христ[ианское] Чт[ение] 1832. Ч. 46);
3) Иером[онаха] Аникиты «Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца и сказание о обрет[ении] и открыт[ии] честных его мощей, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях». Извлечено из актов и донесений, имеющихся в Св. Синоде. М. 1838;
4) «Краткое описание пребывания Государя Царя и В[еликого] Кн[язя] Петра Ал[ексеевича] 1-го в Воронеже, и Митрофан, первый епископ Воронежский». С. Т. С[овет]ником А.С. Ф…м. М., 1832. С. 1-139; 5) Житие свт. Митрофана Воронежского чудотворца. М., 1866. С. 54; 6) Священника Д. Самбикина «Жизнеописание свт. Митрофана, первого епископа Воронежского» 1869 и 1886; 7) Прот[оиерея] Луки Ефремова «Уроки из жизни святителя и чуд[отворца] Митрофана». 1873. С. 48; 8) Прот[оиерея] Д. Склобовского «Св. Митрофан, первый епископ Ворон[ежский] и чудотворец». 1888. С. 30; 9) Ф. Четыркина «Святой Митрофан Воронежский». 1895. С. 26; 10) Свящ[енника] Ст. Карпова «Свт. Митрофан, первый Воронежский епископ» (в стихах). 1895. С. 74; 11) «Жизнь иже во святых отца нашего Митрофана, первого Ворон[ежского] епископа и чудотворца». 1892. С. 40; 12) «Жизнь иже во святых отца нашего Митрофана, первого Ворон[ежского] епископа и чудотворца». 1898. С. 85; 13) «Открытие Воронежской епархии. Епископы ее святители Митрофан и Тихон». Составил Б.Р.К. 1886. С. 66. Кроме того, жития святителя помещены в разных сборниках житий русских святых и в «Ворон[ежских] епарх[иальных] вед[омостях]» (1879. № 11; 1871. № 1, 2, 4, 5, 13, 14).
II До сих пор ими изданы след[ующие] статьи и материалы: отца Зверева: «О свт. Митрофане Воронежском» (историч[еские] разыскания). «Духовное завещание свт. Митрофана, епископа Воронежского» (по рукописи Мос-
к[овской] Синодальной Патриаршей библиотеки). Серг[иев] Посад, 1897. С. 42 и «Материалы для жизнеописания свт. Митрофана. Первого епископа Ворон[ежского]. Вып. 1» (Ворон[ежские] епарх[иальные] вед[омости]. 1891, 1892, 1893 и 1897 и отд[ельный] оттиск); Н. Поликарпова: «Синодик свт. Митрофана». (Для правильного пользования этой работой советуем интересующимся ею прежде всего обратить внимание на те поправки, которые сделаны самим автором в конце статьи, а также на замечание отца Ст.Г. Зверева в брошюре «Дух[овное] завещ[ание] святителя Митрофана», 2). (Ворон[ежские] епарх[иальные] вед[омости]. 1895, 1896). «Свт. Митрофан, еписк[оп] Ворон[ежский], в г. Ельце в 1682 г. и основание им Елец[кого] дев[ичего] монастыря» (1896. № 16), «Слово к пастырям свт. Митрофана» (1896. № 1), «Воронежский кафедр[альный] Благовещ[енский] собор при свт. Митрофане - по новым историч[еским] данным» (1897. № 15-16), «Царь Петр в гостях у свт. Митрофана» (1898. №16), «Последние дни жизни, кончина и погребение свт. Митрофана» (1896. № 22-23), «Петр Великий и свт. Митрофан Воронежский» (Русская старина. 1899 и отд[ельный] оттиск - С. 25).
III Здесь разумеются только биографии этих лиц как Воронежских архиереев.
IV 1883. № 15; 1888. № 15.
V См. еще: В[оронежские] е[пархиальные] в[едомости]. 1882. О пр[еосвященном] Тихоне II и о пр[еосвященном] Мефодии см. кн[игу] «Начертание жизни и деяний пр[еосвященного] Мефодия».
VI Курсив наш.

-----------------------------
1 Митрофан (1623-1703) - епископ Воронежский в 1682-1703 гг., канонизирован в 1832 г.
2 Зверев Стефан Егорович (1860-1920) - протоиерей, настоятель церкви в Воронежском Михайловском кадетском корпусе, краевед, организатор губернского музея (1894).
3 Поликарпов Николай Иванович (1871-1934) - преподаватель Воронежской духовной семинарии, краевед, с 1924 года - епископ Бутурлиновский Митрофан.
4 Арсений (Костюрин, 1637-1712) - архиепископ Воронежский в 1704-1712 гг.
5 Пахомий (Шпаковский, 1672-1723) - митрополит Воронежский в 1714-1723 гг.
6Иосиф (1672-1726) - епископ Воронежский в 1725-1726 гг.
7 Лев (Юрлов Лаврентий Михайлович, 1768-1755) - епископ Воронежский в 1727-1730 гг.
8 Иоаким (Струков Иван Федорович, 1674-1742) - епископ Воронежский в 1730-1742 гг.
9 Вениамин (Сахновский Василий, около 1689-1743) - епископ Воронежский в 1742-1743 гг.
10Феофилакт (Губанов, 1696-1757) - епископ Воронежский в 1743-1757 гг.
11 Кирилл (Ляшевецкий Федор Александрович, 1720-1770) - епископ Воронежский в 1758-1761 гг.
12 Иоанникий (Павлуцкий Иван Стефанович, 1698/99-1763) - епископ Воронежский в 1761-1763 гг.
13 Амвросий (Орлов Семен, 1800-1889) - архимандрит, наместник Митрофановского Благовещенского монастыря в 1854-1889 гг.
14 Тихон Задонский (Соколов Тимофей Кириллович, 1724-1783) - епископ Воронежский в 1763-1767 гг., канонизирован в 1861 г.
15 Былов Михаил Николаевич (1862-1909) - краевед, секретарь Губернского статистического комитета в 1898-1901 гг.
16 Тихон (Якубовский, середина 1720-х - 1786) - епископ Воронежский в 1767-1775 гг.
17 Тихон (Ступишин-Малинин Тимофей Стефанович, 1745-1793) - епископ Воронежский в 1775-1788 гг.
18 Мефодий (Смирнов Михаил Алексеевич, 1761-1815) - епископ Воронежский в 1795-1799 гг.
19Афанасий (Иванов Алексей, 1746-1805) - епископ Воронежский в 1799 г.
20 Арсений (Москвин Василий, 1749-1810) - епископ Воронежский в 1799-1810 гг.
21 Антоний (Соколов Алексей Федорович, 1767-1827) - епископ Воронежский в 1810-1816 гг.
22 Епифаний (Канивецкий Евдоким Савич, 1775/76 - 1825) - епископ Воронежский в 1816-1825 гг.
23 Правдин Алексей Михайлович (1846-1907) - секретарь духовной консистории, председатель ЦИАК в 1901-1906 гг.
24 Антоний (Смирницкий Авраамий Гаврилович, 1773-1846) - архиепископ Воронежский в 1826-1846гг., канонизирован как местночтимый святой в 2003 г.
25 Правильно: Савостьянов Николай Михайлович (1796 - после 1853) - учитель губернской гимназии, краевед.
26 Данский Алексей Алексеевич (1810-1865) - преподаватель духовной семинарии, краевед.
27 Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич, 1791-1850) - архиепископ Воронежский в 1847-1850 гг.
28 Парфений (Васильев-Чертков Павел Васильевич, 1782-1853) - архиепископ Воронежский в 1850-1853 гг.
29 Иосиф (Кобыльский-Богословский Иван Иванович, 1800-1892) - архиепископ Воронежский в 1853-1864 гг.
30 Серафим (Аретинский Александр Николаевич, 1812-1886) - архиепископ Воронежский в 1865-1886 гг.
31 Вениамин (Смирнов Василий Михайлович, 1829-1890) - епископ Воронежский в 1886-1890 гг.
32 Чехов Николай Степанович (около 1803-1868) - преподаватель духовной семинарии, коллежский советник.
33 Назарьев Иван Петрович (?-1918) - преподаватель духовной семинарии, статский советник.
 

 Павел Никольский