главная

Человек большой сердечности


Глубоковский Николай Никанорович (1863-1937) - русский православный богослов, экзегет,
 патролог, историк Церкви, церковно-общественный и экуменический деятель.
Родился в Вологодской губернии в семье бедного сельского священника. Окончил духовное училище, Вологодскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1889). Начал печататься, еще будучи воспитанником семинарии и студентом. После окончания Московской духовной академии был направлен в Воронежскую духовную семинарию.

Магистерская диссертация Глубоковского (1890), посвященная блаженному Феодориту Киррскому, вызвала широкий отклик среди патрологов не только в России, но и за рубежом. Высокую оценку труду Глубоковского дал Гарнак. В 1891 году Глубоковский был приглашен на кафедру Священного Писания в Санкт-Петербургскую духовную академию, где и состоял экстраординарным профессором (1894-1898), затем ординарным профессором (1898-1919), когда перешел в новообразованный Петроградский богословский институт. Одновременно преподавал и в Петроградском университете. Докторскую диссертацию защитил в 1898-м. Она стала первой частью его работы об апостоле Павле. С 1905 года состоял редактором "Православной богословской энциклопедии" (ПБЭ), для которой им было написано много статей. Принимал деятельное участие в преобразовании программ духовных школ, печатал в церковных журналах исследования и заметки на разнообразные темы, был членом Предсоборного присутствия Русской Православной Церкви, почетным членом Московской и Киевской духовных академий, Лондонского библиографического общества, заместителем председателя Православного Палестинского общества и других научных учреждений.

Глубоковский поддерживал контакты со многими представителями зарубежной науки (Дайссманном, Гарнаком и другими), переводил их труды на русский язык, участвовал в международных конференциях, читал лекции за рубежом. Работоспособность и энергия Глубоковского поражали его современников. Среди коллег и студентов он оставил о себе память как о человеке большой сердечности и нравственной стойкости.

В 1921 году Глубоковский поселился в Финляндии. После недолгого пребывания в Германии возглавил кафедру Священного Писания Нового Завета в Праге, затем читал лекции в Белграде, а с 1923 года стал профессором Богословского университета в Софии. В 1925 году Глубоковский был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук. В этот период он много внимания уделял экуменической работе, не оставляя при этом научно-литературных трудов. Живя за рубежом, Николай Никанорович никогда не порывал духовной связи с традициями русского богословия. Скончался Н.Н. Глубоковский в Софии.

Работы об апостоле Павле. Основной работой Глубоковского было трехтомное исследование "Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу" (кн. 1-3, СПб., 1905-1912). Многочисленные статьи Глубоковского о богословии апостола Павла, напечатанные в журнале "Христианское чтение" и других журналах, вошли в эту огромную (более 2300 страниц) работу. Центральной ее задачей была православная оценка различных протестантских гипотез об истоках "павлинизма". Поскольку либеральный протестантизм скептически относился к Откровению, которое имел апостол Павел, толкователи этой школы вынуждены были искать внешние влияния, определившие сущность Павлова богословия. Одни авторы подчеркивали генетическую связь "павлинизма" с раввинистическими доктринами, другие выводили его из эллинистического иудейства диаспоры, третьи - из античных мистерий и римского правового мышления. Неоднозначны были и оценки деятельности апостола Павла. Если одни считали его избавителем христианства от иудейского наследия, то другие видели в нем создателя "догматического" учения, затемнившего подлинный смысл Евангелия. В противовес этим теориям Глубоковский был твердо убежден в том, что апостол Павел не извратил, но продолжил дело Христово, что его благовестие "по существу своему - это благовестие Христово". Обращение Савла не исчерпывается его "религиозными переживаниями", а тесно связано с прямым Откровением Божиим, данным ему как пророку и благовестнику.

В 1-м томе Глубоковский доказывает, что апостол Павел был не типичным "эллинистом", а человеком, "прошедшим хорошую иудейско-раввинистическую школу". Однако корни его учения в другом. Павел не мог почерпнуть из этой школы ни своей христологии, ни своей сотериологии. Формально-юридический дух законничества был чужд ему, хотя иногда он и прибегал к его фразеологии. Более того, "ветхозаветное библейское учение не доставляло всех материалов для уяснения спасения Христова". Глубоковский разбирает специальные вопросы об отношении Павла к Гамалиилу и законническим школам, показывая, что апостол был независим в плане фундаментальных основ своего богословия. Во 2-м томе подробно рассматривается эллинистическое иудейство и греческие идеи, которые якобы могли быть источником благовестия апостола Павла. И здесь Глубоковский приходит к выводу: мышление апостола является оригинальным и не может быть объяснено эллинистическими заимствованиями. 3-й том (самый краткий) содержит аргументы в пользу высшего, богооткровенного происхождения богословия Павла.

Труд этот справедливо был назван энциклопедией знаний по данному вопросу. Хотя он написан тяжелым языком, огромные главы лишены подрубрик, а бесчисленные ссылки (по 3-4 на фразу) затрудняют чтение, все это искупается высоким религиозным настроем и исчерпывающей полнотой работы. Глубоковский с исключительной объективностью и в подробностях (кажущихся порой даже излишними) излагает взгляды авторов, с которыми полемизирует. Благодаря этому его книга - не только серьезная апология апостола Павла, но и свод всех теорий относительно его личности и проповеди. Для Глубоковского благовестие Павла - это "благовестие свободы", которое возвышается как над номизмом, так и над языческим ритуализмом.

Этой теме посвящено отдельное исследование ученого - "Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам" (СПб., 1902). Продолжением книги должен был служить труд "Благовестие христианской святости", построенный на Послании к Евреям. Глубоковский считал вполне возможным приписать Послание к Евреям апостолу Павлу, хотя уже в то время большинство экзегетов всех направлений отрицали такую возможность. Труд ученого (около 3 тысяч страниц) полностью опубликован не был, но отдельные части печатались в "Ежегоднике Софийского богословского факультета" (1926-1937). В них, как и в других работах об апостоле Павле, Глубоковский по-своему решал спорный вопрос о соотношении двух Заветов в "павлинизме". По его мнению, апостол Павел противопоставлял Ветхий Завет как данный "через Ангелов" Новому Завету, который открылся непосредственно в лице Богочеловека. "Ветхозаветный закон, - писал Глубоковский, - как опосредованный человечески в своем историческом обнаружении, есть лишь аккомодативный институт божественной педагогики (Гал. 3, 24) и является временным средством верховного промышления по пути к совершенному увенчанию во Христе Иисусе, где Божество и человечество были неразлучно, неслиянно и всецело" (Глубоковский Н.Н. Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству // Путь. 1928. № 10).

Труды о Евангелиях, Деяниях и Апокалипсисе. В исследовании "Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе" (София, 1932) Глубоковский объясняет синоптическую проблему единым церковным Преданием, а его различное преломление у четырех евангелистов - нуждами отдельных церквей и конкретными задачами евангелистов. Особенности Евангелия от Матфея вытекают из его обращенности к христианам-евреям, а Евангелия от Марка - из обращенности к христианам из язычников. В Евангелии от Луки священный писатель имеет в виду и тех и других, возвещая спасение для всех - иудеев и эллинов - в согласии с проповедью апостола Павла. Целью 4-го Евангелия было сосредоточить внимание читателей и слушателей на божественной тайне личности Христа.

Исследование о третьем евангелисте "Святой Лука, евангелист и дееписатель" (София, 1932) подводит итог дискуссиям по поводу авторства Евангелия от Луки и Деяний, которые были вызваны трудами Гарнака. Опираясь на древнее Предание Церкви, Глубоковский соглашается с аргументацией немецкого ученого и считает, что есть все основания видеть в спутнике апостола Павла Луке автора 3-го Евангелия и Деяний.
В 1966 году посмертно вышла книга Глубоковского "Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова" (Джорданвиль). Автор рассматривал ее как заключительную часть своей трилогии по богословию Нового Завета (1-й частью была работа о Галатах, а 2-й - о Евреях). Главное внимание Глубоковский сосредоточил на вопросе о единстве и целостности учения, изложенного в Откровении Иоанна, исагогическую же часть ограничил критикой мнений, согласно которым Апокалипсис рассматривался как мозаика из древних верований и мифов.

Глубоковский всегда критически смотрел на поспешные и спорные гипотезы в отношении Нового Завета и предпочитал традиционные точки зрения, подкрепляя их продуманными научно-историческими доводами.


Библиография

Преображение Господа. М., 1888; Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения (ЧОЛДП). 1889. №1-4; О значении надписания псалмов Lamnazeach // ЧОЛДП. 1889. № 12; О пасхальной вечере Христовой и об отношении к Господу современного Ему еврейства. СПб., 1893; Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя. СПб., 1895; Евангелие и Евангелия. Харьков, 1896; К вопросу о пасхальной вечере Христовой // Христианские чтения (ХЧ). 1897. № 3; Был ли допущен Иуда-предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечере? // ХЧ. 1897. № 5; Вера по учению святого апостола Павла // ХЧ. 1902. № 5; Греческий язык Библии, особенно в Новом Завете, по современному состоянию науки // ХЧ. 1902. № 7; Учение святого апостола Павла о христианской жизни в "Духе" и его самобытная независимость // ХЧ. 1904. № 6; Лекции по Священному Писанию Нового Завета (Послания святого апостола Павла). СПб., 1906; Благовестие святого апостола Павла и мистерии // ХЧ. 1909. № 4, 6-7; О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым. Киев, 1913; Ходатай Нового Завета: Экзегетический анализ Евр. 1, 1-5. Сергиев Посад, 1915; Христос и Ангелы: Экзегетический анализ Евр. 1, 6-14. Пг., 1915; О Втором послании святого апостола Павла к Фессалоникийцам. Пг., 1915; Искупление и Искупитель по Евр. гл. 2. Пг., 1917; Бог-Слово: Экзегетический эскиз "Пролога" Иоаннова Евангелия (1, 1-18) // ПМ. В. I. 1928; Послание к Евреям и историческое предание о нем // Годишник на Софийский университет. Кн. 14. 1936-1937. София, 1937.
25-летний юбилей профессора Н.Н. Глубоковского // Странник. 1914. № 6/7; Андреев И.Д. Н.Н. Глубоковский // Гермес. 1914. № 13-14; Игнатьев А. Памяти профессора Н.Н. Глубоковского // ЖМП. 1966. № 8 (там же см. библиографию трудов Глубоковского); Мелихов В.А. Н.Н. Глубоковский - профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Харьков, 1914; ПБЭ. Т. 4. С. 411-418; Черемисов П. Профессор Н.Н. Глубоковский и его труд "Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу". Загорск, 1972 (рукопись МДА).