главная

Последний ректор дореволюционной семинарии


26 февраля 2005 года исполнилось 55 лет со дня упокоения видного иерарха Русской Церкви, дивного пастыря, архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). В тяжелое атеистическое время архиепископ Серафим стал редким примером святого благодатного иерарха. В своей жизни он воплотил часто повторяемые им слова: "Недостаточно только чисто исповедовать православную веру, но надо и жить по этой вере", удивительным образом соединяя в себе бескомпромиссную и непоколебимую твердость с кротостью, дивным милосердием и любовью к ближним.
Наш рассказ о последнем дореволюционном ректоре Воронежской духовной семинарии - архиепископе Серафиме (Соболеве).

Архиепископ Серафим (Соболев) родился 1 сентября 1881 года в Рязанской губернии. Он прошел типичный для того времени путь - от воспитанника приходской школы до инспектора Костромской духовной семинарии.

21 декабря 1912 года иеромонах Серафим (Соболев) был назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Его предшественник - протоиерей Николай Околович - по состоянию здоровья и возрасту ушел на покой.

Дела в семинарии обстояли не лучшим образом. Состояние казны было катастрофическим, студенты бедствовали, дисциплина семинаристов вызывала серьезные нарекания со стороны как властей, так и местного населения. Архимандриту Серафиму пришлось в корне менять систему воспитания, господствовавшую в семинарии. При первых встречах воспитанники позволяли себе откровенно насмехаться над новым ректором. К удивлению инспектора, отец Серафим не исключил никого из представленного ему черного списка, а стал проводить индивидуальную работу. Тактичность, сильная речь, безграничное терпение ректора вызвали у студентов искреннее раскаяние.

В конце мая 1913 года архимандрит Серафим воплотил в жизнь свою давнюю мечту о помощи бедным воспитанникам семинарии. В те дни очень многие семинаристы едва могли сводить концы с концами. Решить эту сложную проблему было призвано созданное и возглавленное отцом Серафимом Иоанно-Богословское (по имени покровителя семинарии) братство вспомоществования бедным семинаристам. Открытие братства благословил 10 июня 1913 года архиепископ Воронежский и Задонский Тихон IV. 11 июля по окончании Божественной литургии воспитанники семинарии, полгода назад встречавшие нового ректора насмешками, преподнесли ему икону преподобного Серафима Саровского в драгоценном окладе.

В августе 1914 года вспыхнула Первая мировая война, которая продолжилась кровавыми событиями последующих годов. Многие воспитанники Воронежской духовной семинарии отправились добровольцами на фронт. Через три месяца после начала войны архимандрит Серафим освятил в Воронеже лазарет для раненых воинов, созданный трудами святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Благодаря ректору Иоанно-Богословское братство начало оказывать помощь семинаристам, у которых погибли на фронте родные.

Глубоко поучительны проповеди архимандрита Серафима (Соболева) в годы Первой мировой войны. В них особое место занимал духовный анализ причин трагедии. Так, при открытии в 1915 году нового учебного года в семинарии он говорил: "Несомненно, мы терпим бедствия от нашествия германцев в нашу землю потому, что Господь гневается на нас за наши грехи: Мы не хотели жить, как Богу угодно, а живем так, как нам хочется. Мы забыли страх Божий и предаемся постыдным страстям. Там, на бранном поле, рекою льется мученическая кровь наших братий, а здесь под праздники гремит музыка, сады наполнены праздно гуляющими людьми, а в театрах и кинематографах не стесняются ставить для публики безнравственные пьесы и картины:" Эти слова отец Серафим произнес не в 2005, а в 1915 году.

Особой страницей служения архимандрита Серафима стала его активная работа по подготовке к канонизации глубоко почитаемого народом архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого). Было составлено его житие, а 26 августа 1914 года обретены нетленные мощи святителя. Но октябрь 1917 года надолго отодвинул его прославление в лике святых.

К сожалению, никаких сведений об отце Серафиме после октябрьских событий 1917 года нет до самой его эмиграции в 1920 году. Нам известно, что занятия в семинарии продолжались до ее закрытия в августе 1918 года. В это время приняли мученическую кончину преподаватель Воронежской духовной семинарии иеромонах Нектарий (Иванов) и ряд учащихся семинарии.

1 октября 1920 года архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Вскоре владыка покидает Россию и находит пристанище в Константинополе. В августе святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, назначает его управляющим русскими православными приходами в Болгарии с титулом епископа Богучарского. С 1927 по 1945 год владыка пребывал в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. В 1945 году архиепископ Богучарский Серафим возвращается под первосвятительский омофор Московского Патриарха, восстановив трагически прерванное евхаристическое общение.

26 февраля 1950 года архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), стяжавший любовь верующего народа, мирно почил о Господе в Софии и был погребен в крипте русского храма во имя святителя Николая. Хорошо знавший владыку Серафима И.В. Шпиллер пишет: "Раз узнав владыку, хоть раз побыв самую малость около него, любой человек сразу приближался к постижению того, что за всю жизнь упорных исканий мог бы и вовсе не узнать. От одного лишь того, что владыка рядом, становилось так хорошо, в каком бы состоянии к нему ни пришел человек".

В годы пребывания в эмиграции появились основные труды владыки Серафима, посвященные общественно-политическим темам и критике различных богословских мнений. Можно по-разному оценивать письменное наследие архиепископа Серафима (Соболева). В его трудах зачастую политические и монархические идеи порой перехлестывают через край, а его богословские концепции не выходят за рамки того, что протоиерей Георгий Флоровский назвал "западным пленением" богословской мысли. Однако, несмотря на спорные страницы в биографии архиепископа Серафима, личность этого замечательного пастыря и духовника несомненно остается одной из ярчайших в истории нашей семинарии.

"Если вы ищете милости от Бога и людей,
то будьте сами милостивы к недостаткам других.
Так вы исполните закон Христов"1 (Гал. 6, 1 - 2)