главная

«Многострадальная Сербия - древняя православная земля»


В стране, где могучие черные горы в дымящихся облаках и густые леса с многообразием обитателей, где чудная природа как родная мать принимает в свои теплые и нежные объятия православных детей, которые с любовью к Создателю своему веками создавали монастыри и храмы, где не обременено все это обилием научно-технического прогресса, где человек всю жизнь земную пребывает в созерцании Премудрости Божией, - там, в этом самом месте, кажется, и находится престол Божий.

В этой стране люди не мыслят жизни своей без Церкви и веры православной и готовы пролить кровь свою за Христа и родную любимую землю. И проливают.

...Конец ХХ века. В борьбе за "права человека" Европейским миротворческим союзом в Сербии был "установлен порядок": в Косово албанские экстремисты разрушили и сожгли 25 православных церквей и монастырей, среди которых и средневековые памятники архитектуры. Количество разрушенных церквей и монастырей в этом крае с 1999 года превысило 130 православных святынь; за три дня в Призрене разгромлены и сожжены соборный храм Богородицы, построенный царем Милутином в 1306-1307 годах, церковь Святого Спаса, монастырь Святых Архангелов, построенный в XV веке, церковь святого Георгия (XV век), соборный храм святого великомученика Георгия. В местечке Србиц подожжен монастырь Девич (XV век); сожжены храмы и церковные сооружения в городках Печ, Боло Поле, Брняке Ораховце, Джаковце, Урошевце, Косовом Поле, селе Бресие. В столице Косово Приштине сожжена церковь святого Николая. Уничтожено здание семинарии святых Кирилла и Мефодия, а также Епископский двор в Призрене. Тысячи православных сербов пострадали за веру Христову, защищая свою Родину.

Ну что ж, православная Сербия - чужеродное образование в теле "просвещенной" и "демократической" Европы, и потому сербы подлежат или деправославизации, или физическому уничтожению. Все последние события на территории бывшей Югославии показывают, что такая задача НАТО и Европейским Союзом поставлена и последовательно реализуется.

Милостью Божией мне довелось побывать в этой стране. Многострадальная маленькая Сербия! Простирается она на территории бывшей Югославии, расположена на берегу Адриатического моря и граничит с Албанией, Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией. Площадь ее - 255 800 квадратных километров. Население этой страны - свыше 23 600 000 человек. В столице Сербии Белграде живет чуть более 2 000 000 человек.

Населяет эту землю православный славянский народ, который за свою историю неоднократно претерпевал вражеские нападения, репрессии и дискриминацию.

Сербия для всего славянского православного мира, в том числе и для Киевской Руси, имеет особое значение. Сербы, как и болгары, спасли православную цивилизацию во время католических гонений в Моравии и Паннонии. Известно, что в конце девятого века, после преставления равноапостольного Мефодия, славянская письменность, изобретенная Кириллом и Мефодием, оказалась на грани исчезновения: были разгромлены приходы, священнослужители изгнаны, а около пятисот учеников Кирилла и Мефодия были проданы в рабство в Венецию. Славянская письменность была спасена благодаря тому, что богатые сербы и болгары выкупили из рабства просвещенных изгнанников.

После Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром первые славянские богослужебные книги пришли к нам из Сербии. Славянская письменность, давшая историческую жизнь нашему народу, была спасена сербами. Оттуда, из пределов Сербии, где "вживе" слышалась проповедь Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые образцы богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку "Сербскаго письма". В этой редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. На то, что это факты немалозначительные, указывают старательность и кропотливость, с которыми всякое упоминание об этих текстах стиралось из нашей истории в недавнее безбожное время. Действительно, ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете:

Сербия - древняя православная земля. В сербском городе Ниш родился святой равноапостольный император Константин, утвердивший христианство государственной религией Римской империи. В Косово и Метохии находятся древнейшие святыни Православной Церкви - монастыри и храмы.

Чувства славянской солидарности, а у славянских народов они в значительной степени связывались с отношением к России как к становому хребту славянского мира, проявлялись очень ярко. Иван Аксаков выразил это в краткой форме: "Вся сила славян - в России, вся сила России - в ее славянстве". Черногорский владыка Петр I Негош оставил своему преемнику Петру II наказ: "Богу молись и России держись". А император Александр III во время визита к нему князя Николы Петровича также недаром обронил фразу: "Европа может подождать, пока Россия принимает у себя своего единственного союзника в Европе". Когда Россия изнемогала в огне Гражданской войны и во все стороны света потянулись обозы, двинулись эшелоны, пошли пароходы с людьми, спасавшими свою честь и жизнь, одной из стран, где они нашли временное пристанище, а потом и свой второй дом, стала православная Сербия. Все это дает основание сказать, что Сербия и Русь суть сестры во Христе.

Через Сербию проходили почти все великие войны, начиная с XIV века. С битвы на Косовом поле в 1389 году, где под натиском турецкого войска, втрое превышавшего сербское, пали, не дрогнув, почти все сербские ратники, начинается закабаление страны. Турки не только вырезают и порабощают сербов, они также истребляют христианские книги, выскабливают глаза Богородице на фресках, "отуречивают" сербские православные храмы, превращая их в мечети. Книжная культура в стране замирает, некогда высокоразвитая литературная традиция обрывается, уступая место устному народному творчеству, эпическим пениям, исполняемым под гусли. О том, сколь ненавидели "безбожные агаряне" запечатленное на страницах книг слово Божие, сколь яростно пытались они искоренить его, говорит тот факт, что уже сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться к России за самими богослужебными текстами. И до сих пор Литургия в большинстве сербских храмов совершается на церковно-славянском языке в русской редакции.

С монашеской жизнью сербы начали знакомиться еще во время распространения христианства на Балканах. Иночество среди них утверждали святые Климент и Наум - ученики славянских апостолов, святых братьев Кирилла и Мефодия. Первоначально монашество в Сербии было киновийного (общежительного) направления, но вскоре развилось и другое направление иночества - анахоретское (пустынножительное).

С давних времен и по сей день православные переносят многие удары и со стороны Католической Церкви, и со стороны мусульманской общины, и иногда со стороны правительства Сербии. Но нет отчаяния и уныния в глазах верных учеников Христовых и патриотов своей Родины, ведь они всегда помнят своих святых героев, которыми богата Сербия. К примеру, имя святого Саввы (в миру сербский царевич Растко Неманя) известно и почитаемо не только в церкви, но и в светских кругах. Святитель Савва I был первым епископом сербов. Почитание его сербами необычайно велико. Сама Сербская Церковь называется Свято-Саввской. И не случайно, ведь именно святитель Савва сыграл огромную роль в становлении Сербской Православной Церкви, а также явился деятельным участником в делах государственных. Еще в бытность простым иноком он состоял ближайшим советником своего брата князя Стефана, которого в будущем венчал в царя Сербии. Святой Савва нередко исполнял важные дипломатические поручения. Будучи возведен на первосвятительский престол родной Церкви, он стремился создать неразрывный союз между Церковью и Сербской державой во имя процветания Православия и сохранения сербов как нации.

Уместно сравнение двух первосвятителей Православной Церкви - святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, и святителя Саввы, епископа Сербского, ведь их жизнь и служение очень схожи. Велика роль их обоих в деле пастырского и общественного служения. Деятельность святителей Митрофана и Саввы была истинным благословением Божиим для тех мест, где несли они свое служение. Под мудрым управлением святителей все стороны не только церковной, но и государственной жизни испытывали благодетельные перемены. Монахи, белое духовенство и миряне обоим угодникам Божиим были одинаково дороги, о всех они одинаково заботились. Поистине эти святители для своих соотечественников являются примерами служения Богу и людям, ведь труды их на века отобразились на жизни Церкви и Отечества.

Сербская Православная Церковь и вся Сербская держава с любовью и благоговением обращаются к подвигам своих героев и патриотов и в тяжелых военных испытаниях и "демократических" гонениях черпают силу веры и жертвенной любви к Богу и ближним. Но со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора, как святитель Николай Сербский. Владыка Николай - величайший проповедник слова Божия и, пожалуй, самая крупная фигура в сербской духовной литературе ХХ столетия. Да и не только двадцатого. Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, владыка Николай уже в начале 1920-х годов пророчески предсказал Вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться "цивилизованной Европой". Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. Белой чумой окрестил владыка современную ему безбожную культуру:

Изучая мировую историю, мы, без сомнения, сможем обнаружить тот факт, что такое государство, где Церковь и власть подчинены одному закону - Закону Божию, - оно непобедимо, как нельзя победить добро злом. Но об этом в наше беззаконное время приходится только мечтать. Тот великий союз разрушен волей человеческой, и что ждет нас - "Бог весть". Мы отправляемся на сражение самоуверенно, горделиво, отбросив от себя крепкий щит, - и оказываемся ранеными, покалеченными и даже пораженными насмерть.

Ну что ж, пока Сербия не похожа на такого безумного воина. Весь народ сербский защищен прочными доспехами веры православной. И плод этой разумной и мудрой жизни есть духовный рост народа и процветание Сербской Церкви. Сегодня Сербская Православная Церковь насчитывает 36 епархий. В состав ее входят более 3500 приходов, 204 монастыря, около 1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь.
Но все претерпел с помощью Божией сербский народ, и дух его остался несломленным. Все пережила Сербия - и турецкое нашествие, и мировые войны, и распад Югославии в 90-х годах ХХ века.

За пять дней невозможно познакомиться с жизнью сербских монастырей. Поэтому мои впечатления неизбежно носят характер фрагментарности и субъективности, однако определенные закономерности все-таки удалось уловить. В Сербии практически нет городских монастырей - все обители находятся, как правило, в некотором отдалении от крупных населенных пунктов. Нежная зелень, свежий воздух и черные горы создают вокруг монастырей особую атмосферу. Все строения не нарушают гармонии природы, и даже кажется, что они как бы родились как законные ее наследники, которые свидетельствуют о великой премудрости Божией.

Сербское монашество - это живой фактор религиозно-нравственного развития общества, и как очаг умственного, точнее, книжного просвещения народа своим происхождением и дальнейшим существованием оно всецело обязано Афону. Направление же, данное сербскому православному монашеству святителем Саввой, соблюдается и в наши дни.

Самым сильным впечатлением от поездки стали, конечно, люди. Сербы очень дружелюбны, открыты, доброжелательны, а в последние годы еще и очень благочестивы. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю, они сохранили светлое, радостное состояние духа.
Бог поругаем не бывает. Помоги им, Господи! Сохрани веру и укрепи дух многострадальных братьев наших во Христе!