главная

Труд постоянный подготовит тебе счастье на земле


Протоиерей Александр Иванович Бунин родился в 1792 году в селе Верхний Карачан
 Новохоперского уезда Воронежской губернии. Отец его - священник
Космо-Дамиановской церкви этого села, происходивший из духовного сословия.
Мало сохранилось сведений о родителях Бунина. Родители его - глубоко верующие
 люди - были по тому времени вполне грамотные и любившие науку.
Первые годы своей жизни Александр Бунин провел под благодетельным влиянием
 своих родителей, от коих он бесспорно усвоил искреннее благочестие,
любовь к семье и ближним, христианскую простоту в обращении
с людьми всех сословий и простоту в образе жизни.
Первоначальное образование Александр Бунин получил в Воронежском духовном
 училище и затем в семинарии, которые в то время, впрочем, составляли одно
 совместное учебное заведение. При переводе в среднее отделение семинарии он
 лишился отца - кормильца многочисленной семьи, оставшейся без всяких средств к
 существованиию. Молодой Бунин должен был собственными трудами зарабатывать себе
 на жизнь. Отлично успевая сам в науках, он стал усиленно вести занятия с учениками
 низших классов, получая за это ничтожную плату, все-таки достаточную для своего
 содержания. В таком труде его немало поддерживала чистая юношеская молитва.
В высших классах семинарии личность Бунина настолько уже обрисовалась своим
 нравственным превосходством над товарищами, дарования его так выделялись, что
 семинарское начальство почтило Александра необычайным доверием, возложив на
 него еще на ученической скамье преподавание французского языка ученикам
 семинарии. По окончании же семинарского курса студент Бунин был оставлен
 учителем класса духовного училища и в то же время в низших классах семинарии
 преподавал математику под руководством знаменитого профессора семинарии
Ивана Яковлевича Зацепина, особо благоволившего способному студенту.

В духовную академию Александру не пришлось ехать лишь потому, что он от природы был слабого здоровья. Бунин как на ученической скамье, так и в жизни отличался особенно знанием языков - французского и латинского; в его домашней библиотеке находились, между другими французскими книгами, сочинения знаменитого французского богослова Боссюета и Массильона на французском языке, которые он свободно переводил на русский; но латинский язык он в особенности любил и знал его в совершенстве.

Александр получил место священника в городе Богучаре. Раз, когда Бунин прибыл в каникулярное время к сестре, ему предстояла трудная задача - выбор подруги жизни, при невзрачной его наружности. После немалых поисков выбор его пал на дочь священника села Смаглеевка Богучарского уезда Марию Андреевну Глаголеву. Предложение на этот раз было принято, хотя слабое здоровье его внушало опасение родственникам. Избранница Александра была из богатых невест того времени; в приданое за нею была дана даже семья крепостных крестьян, и если Мария согласилась идти в замужество за больного Бунина, то тут играло немалую роль честолюбие - перспектива быть городскою матушкою.

Протоиерей Александр священствовал в городе Богучаре с 1818 по 1871 год, более полустолетия. Первоначально (20 декабря 1818 года) он был определен священником в соборной Рождество-Богородицкой церкви, а в 1830 году переведен в Троицкую церковь, переименованную в собор. Таким образом, вся жизнедеятельность почтенного пастыря протекла в Богучаре.

На протяжении более чем пятидесятилетней пастырской службы протоиерей Александр Бунин горел необычайной ревностью и любовью к церковному богослужению. Устав церковный исполнялся им без всяких сокращений и пропусков, требы совершались полностью, отчего служение его отличалось редкой продолжительностью. Особенно долго совершал он проскомидию.

Настоятелем собора протоиерей Александр Бунин состоял со времени назначения его благочинным, то есть с 19 июля 1822 года, и по день болезни в 1869 году. Будучи проникнут истинно христианским смирением, он никогда не тщеславился своим положением как настоятель собора и начальник среди своих сотоварищей. Вне богослужения отношения его к сотоварищам по собору носили характер обычного смирения и сознания своего недостоинства, искренней задушевной сердечности и уступчивости. Будучи глубоко образованным, он никогда в кругу своих сотоварищей не принимал участия в каких-либо богословских прениях, никогда не выставлял на вид своей учености. Но стоило наедине серьезно обратиться к почтенному пастырю за разрешением какого-либо вопроса научно-богословского характера, как он - всегда скромный - оживлялся и поражал собеседника глубиной своего богословского миросозерцания, современностью взглядов и логичностью мыслей.

Нередко сотоварищи его, люди молодые, приносили ему, строгому ревнителю о жизни пастырей Церкви, огорчения своим не всегда воздержанным поведением.

Низшие члены причта того времени еще менее удовлетворяли требованиям добропорядочности. Спокойно, сердечным убеждением, личным примером он старался исправлять их, и такие меры, должно сказать, оказывались более действенными, нежели угрозы и наказания.

Протоиерей Александр горел любовью к благоукрашению храмов и особой ревностью - о постройке новых церквей. Во время служения воссоздал или перестроил все церкви города. При его поступлении Рождество-Богородицкая церковь находилась на острове, ветхая и совсем не годная для совершения в ней богослужения; его заботами она была сделана заново. Старая церковь, находившаяся в центре города, переименованная (с возведением слободы Богучар в город) в собор, была заново отремонтирована и благоукрашена стенной живописью; по его личной инициативе, его иждивением, при вспомоществовании лишь нескольких лиц, особо чтивших протоиерея, построена ныне существующая в городе Кладбищенская церковь; им же заложен фундамент и выложены стены настоящего летнего собора, который представляет до некоторой степени снимок с храма Христа Спасителя в Москве. Кроме того, по его инициативе, живому и непосредственному участию построены церкви в его благочинии - в слободах Дьяченковской, Купянке, Поповке, Лофицком, Загребайловке, Данцевой, Грушевой, Дубовико