главная

Милосердие - от понимания и сострадания


25 ноября 2005 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий выступил в Москве
в Российском государственном социальном университете с докладом "Социальное служение -
путь к спасению и цель социальной стратегии".

Социальное служение столь же многогранно, как и сама жизнь. Оно вмещает в себя и служение одному-единственному человеку, который сегодня, сейчас нуждается именно в твоей помощи, и служение множеству страждущих. В этом случае социальное служение становится или частью социальной работы, которая требует квалификации, опыта и личного призвания, или, если взглянуть на проблему еще шире, частью общенациональной и даже международной социальной политики.

Причем такая политика не исключает, а предполагает и социальное служение как норму поведения отдельного человека, поступающего в повседневной жизни согласно чувству личного долга, и ту многосложную деятельность, о которой мы только что сказали, упомянув о социальной работе. Социальная работа, чем бы она ни мотивировалась - будь то глубокое религиозное чувство, или склад характера, или убеждение, основанное на рациональном понимании значимости деятельности такого рода, - это кратчайший путь к глубинному самопознанию и самореализации. Но чем глубже самопознание, свершаемое в делах социального служения, тем доступней становятся заповеди Господа нашего. Полагаю, что именно по этой причине верующие люди так тянутся к социальной работе, а социальная работа так остро нуждается в людях, не разделяющих религиозное служение, но готовых прийти на помощь каждому, кому она требуется.

Добавлю к сказанному, что нам не хватает ныне, как воздуха, именно такой социальной политики, целью которой является бескорыстное служение, а сама политика рассматривается всего лишь как инструмент, позволяющий эту цель осуществить. И великое благо совершают люди, посвятившие жизнь свою делу подготовки специалистов, профессионалов в области социальной работы. По этой причине я всегда с особым удовольствием откликаюсь на предложения о встрече и сотрудничестве, исходящие от глубокоуважаемого ректора вашего университета, ставшего alma mater для тысяч социальных работников.

К сожалению, далеко не всегда социальная политика и социальное служение рассматриваются как две стороны единого дела, хотя в действительности в такой политике должны быть заинтересованы все, поскольку без целенаправленной и грамотно организованной социальной поддержки не обойтись иногда и большим, мощным социальным общностям, нациям и целым регионам.

Даже самые богатые страны не застрахованы, например, от финансовых потрясений, экономической депрессии или от масштабных катастроф - техногенных, природных, социальных. К слову, все эти типы бедствий легко наклады

ваются, создавая новые типы угроз. Даже самодостаточной и, казалось бы, благополучной Америке пришлось недавно испытать бедствия, с которыми в одиночку никому не справиться. В этом и в других подобных случаях востребована международная помощь, которая способна объединить на ниве социального служения даже те народы, которые принадлежат к разным культурным мирам и конфессиям или в течение долгого исторического времени враждовали между собой.

Не меньшего, а может быть и большего, внимания заслуживает социальная политика, цель которой - поддержка малочисленных этнокультурных групп. Для многих из них завтрашний день не ясен, а само сохранение на земле родного языка, обычаев и культуры никем и ничем не может быть гарантировано. Если все народы в условиях глобализирующегося мира поставлены, по сути, на грань выживания не столько по причине возможного недоедания, сколько по причине духовного голода, нравственного обнищания и разрушения национальной культуры, то для малочисленных народностей уважительная помощь, учитывающая особенность уклада их жизни, - это вопрос самосбережения.

Если социальная политика способна вместить в себя все эти цели и функции, то в этом случае она дает больше не тем, кто получает блага, а тем, кто протягивает руку помощи, сеет добрые семена, научает самого себя терпимо и с любовью относиться к людям иной веры или иной культуры. Защищая от страданий как близких нам по крови или по вере, так и чужих, не похожих на нас людей, мы служим делу Спасителя нашего.

Нам иногда говорят: зачем мы собираем средства, чтобы отдать пострадавшим за тысячи километров от наших границ, на противоположной стороне земного шара, если нам самим не хватает порой самого необходимого? Ответ заключается в том, что на чужую беду первыми откликаются вовсе не самые сытые и богатые, а нуждающиеся люди, ибо их милосердие идет от понимания и сострадания.

Церковь - это сфера пересечения всех путей, ведущих к социальному служению, милосердию и состраданию. Именно поэтому Русская Православная Церковь инициировала обсуждение вопроса о сущности социального служения и социальной работы. Проблемы взаимоотношения Церкви и государства в самых разных сферах социального служения, включая и сферу образования, обстоятельно рассмотрены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.


Наверное, нет нужды повторять, во всяком случае, в кругу сведущих людей, положения этой социальной концепции, ставшие теперь общеизвестными. Хотелось бы назвать их и общепринятыми, но до этого еще далеко. Слишком противоречиво наследие ушедшего века и слишком трагично начало века грядущего, чтобы мы могли рассчитывать на "беспроблемное" сосуществование Церкви, гражданского общества и светского государства.

Удручают и озадачивают масштабы и глубина разрушения национальной самобытности, многовековых традиций и духовного уклада народной жизни, который, собственно, и позволял перераспределять богатства в интересах страждущих. Мы осознаем подлинные масштабы такого целенаправленного разрушения с особой остротой именно сегодня, поскольку нам по благодати Божией открылась возможность собственными руками, сердцами и молитвами восстанавливать Отечество, возвращать в мир подлинный смысл человеческого бытия и социального служения.

Речь идет о восстановлении не только бесчисленных порушенных храмов, приходов и монастырей, богаделен и больничных комплексов, построенных и оснащенных на средства благотворителей, но и о возвращении страны, ее народа к живым истокам национальной культуры и непреходящим нормам человеческого общежития, обеспечивающим социальный мир и социальную помощь. Именно здесь сходятся коренные интересы всех честных граждан России, независимо от их возраста и пола, социального статуса и образовательного ценза, политической ориентации и даже вероисповедания.

В заключение мне хотелось бы отметить, что инициатива Церкви нашей все чаще встречает понимание со стороны гражданского общества и государства. Один из откликов - новая и, будем надеяться, не декларативная попытка разработать проект социальной доктрины Российской Федерации. Эта доктрина могла бы рассматриваться как достойный ответ на вопросы, поставленные в документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви".

Мы вместе с Василием Ивановичем Жуковым1 принимали участие еще на первых стадиях такой совместной работы. Но волны реорганизаций, которые постоянно изменяют ландшафт российской политики, смыли следы этих инициатив:

Сегодня работа над проектом государственной социальной доктрины возобновилась. Теперь инициатива исходит от Координационного совета по социальной стратегии, созданного при Председателе Совета Федерации. Столь высокий уровень позволяет надеяться, что в основу социальной доктрины будет положен принцип социального служения. Уверенность придает и тот факт, что к разработке такого проекта общенациональной значимости подключены самые компетентные и достойные люди, научные и образовательные центры, в том числе и ваш университет.

Социальная сфера - это деятельность, где всем нам приходится постоянно учиться заново. А система образования - это одна из многих областей такого наступающего "духовного всеобуча". Социальное служение - школа, в которой учиться придется всему российскому обществу, расколотому имущественными различиями, всем народам России, некоторые из которых, и в первую очередь русский народ, вновь испытали на себе незавидную участь разделения. Разделения, приобретающего ныне особо уродливые формы - будь то глубокая пропасть имущественного неравенства или не менее бесчеловечное обличье зла, - разделения по живому, путем начертания на политической карте новых государственных границ, которые прошли через семьи и судьбы, разрушив покой и посеяв рознь.

Задумаемся: разве есть какое-либо другое средство, способное оживить и поднять дух народа, кроме социального служения и патриотического образования, создания общего социального и образовательного пространства? И второй вопрос: разве у системы народного образования есть другой путь к восстановлению всей полноты социальной и культурной жизни, кроме веры, органично объединяющей многие поколения, соединяющей в единый народ граждан России и миллионы российских соотечественников?
Убежден, что мы одинаково понимаем суть этих вопросов и даем одинаковые ответы на них.

Служение социальное и служение Богу едины, ибо у нас кроме Отечества земного есть еще Отечество небесное. Любовь ко Граду Божиему - высшее из человеческих проявлений и высшая награда, которую можно получить при жизни. Это свет, льющийся изнутри и раскрывающий в человеке внутреннего человека, его глубинно-духовную связь с Отцом небесным. Чтобы понять, почему нельзя противопоставлять служение Отечеству небесному и Отечеству земному, достаточно вспомнить слова Христа, обращенные к каждому из нас и записанные в наших сердцах: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).