главная

№ 3-4 (7-8) 2000

  

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ ВСЕЯ РУСИ

А.А. Турилов

(по страницам «Православной энциклопедии»)

Будущий митрополит всея Руси Алексий родился в конце лета — осенью 1304 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Отец его Феодор занимал заметное место среди московского боярства. Боярами были его младшие братья — Феофан («Фофан»), родоначальник Фофановых (при великих князьях Иоанне Иоанновиче Красном и Димитрии Иоанновиче Донском) и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при великом князе Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский летописный свод 1409 г.) называют его в крещении Симеоном, а житие, написанное около 1450 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи — Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Указания на дату рождения даже в древнейшей житийной повести, вошедшей в Московский свод 1409 г., весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании которых этой датой считается 1293 г., явно присутствует исходная ошибка — возраст святого Алексия при поставлении во владычные наместники (40 лет) принят за годы монашеской жизни. Предпочтение при определении времени рождения следует отдать упоминанию современных ему исторических лиц и событий: «в княжение великое Тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова» (т.е. до похода на Переславль зимой 1304—1305 г. тверского боярина Акинфа Великого)1. Его крестным отцом был княжич Иоанн Данилович (будущий Калита).

Согласно житию, выучившись грамоте в раннем возрасте, отрок Симеон — Елевферий начал мечтать о монашеской жизни после того, как однажды уснул на ловле птиц силками и услышал во сне голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков». В возрасте около 20 лет он принял постриг с именем Алексий в одном из московских монастырей. По свидетельству жития Сергия Радонежского, это был Богоявленский монастырь в Китай-городе, где инок Алексий обитал вместе со старшим братом будущего маковецкого игумена Стефаном.

Примерно до 40 лет святой Алексий вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что он «всяко благоизволение иноческого жития исправле, и всяко писание Ветхого и Нового Закона проиде»2. Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя московского Симеона Иоанновича Гордого (т.е. не ранее 1340 г.) он был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества выучил греческий язык. Для обеспечения преемственности архипастырской власти святой Алексий 6 декабря 1352 г. был возведен в сан епископа Владимирского (святитель Феогност еще при жизни благословил его «в свое место митрополитом»). Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир (после возведения святого Алексия в сан митрополита Владимирская кафедра вновь была ликвидирована). В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия патриарха на утверждение кандидатуры Владимирского епископа Алексия на кафедру Русской митрополии. Уже в это время его роль в государственных делах великого княжества Московского была весьма велика — согласно духовной грамоте великого князя Симеона († 26.04.1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев — князей Иоанна и Андрея.

После возвращения в Москву посольства, заручившегося согласием патриарха Филофея, святой Алексий отправился в Константинополь. По дороге он получил в орде (11 февраля 1354 г.) проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Джанибека3. Этой грамотой свита, обоз и имущество святого Алексия защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». В столице Византии он провел около года. Настольная грамота патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 г.4 Согласно ей, святой Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельное житие и духовные достоинства. Для помощи в управлении епархией ему придавался в качестве экзарха диакон Георгий Пердика, который, вероятно, недолго исполнял эти обязанности, так как уже в 1361 г. он был в Константинополе. Той же грамотой, по просьбе святителя Алексия, Владимир был утвержден в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола и первой кафедры.

Прижизненное выдвижение и одобрение Константинопольским патриархом преемника митрополита Феогноста было вызвано стремлением сохранить единство митрополии и ограничить вмешательство в дела Церкви неправославных светских правителей. К тому времени территория Киевской митрополии в политическом отношении была подвластна не только русским князьям, но и польским королям-католикам и язычникам — великим князьям литовским. С конца XIII в. периодически повторялись попытки (по разным причинам непродолжительные, но отражавшие общую тенденцию) создания отдельных митрополий (например, Галицкая митрополия, Литовская митрополия), первоначально по инициативе православных галицко-волынских князей, а позднее — польских королей и великих князей литовских. Особенно усилились эти попытки при великом князе литовском Ольгерде, подчинившем большинство западных и юго-западных русских земель и претендовавшем на господство над всеми русскими княжествами. В этих планах ему препятствовала неподконтрольная ему Русская Церковь, глава которой с конца XIII в. находился в великом княжестве Владимирском. Ольгерду нужен был особый митрополит для собственных владений или всероссийский, но подчиняющийся великому князю литовскому5.

Еще при жизни митрополита Феогноста, в конце 1352 г., в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти архипастыря, добивавшийся поставления его на якобы вакантную митрополию. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником Ольгерда или же его брата — православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в столице Византии и в нарушение канонических правил был возведен в митрополичий сан болгарским патриархом в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит был принят в Киеве, еще не входившем в великое княжество Литовское, и его власть был склонен признать Новгородский архиепископ Моисей, недовольный политикой Феогноста и великого князя Симеона. В адресованном Новгородскому владыке патриаршем послании 1354 г. ему предписывалось подчиняться законно поставленному митрополиту Алексию, а не Феодориту. Уже во время пребывания святителя Алексия в Константинополе туда прибыл ставленник Ольгерда, тверской инок Роман, также для поставления в митрополиты для литовских владений. По свидетельству Рогожского летописца, он уже ранее получил поставление от болгарского патриарха, подобно Феодориту6, но не был принят в Киеве. Вероятно, сменивший патриарха Филофея Каллист (смена патриархов была вызвана междоусобной войной в Византии) поставил Романа на восстановленную Литовскую митрополию (Новогрудок и Полоцкая и Туровская епархии) и епархии «Малой Руси» (земли бывшего Галицко-Волынского княжества). Остальная часть митрополии, включая Киев, формально оставалась за святителем Алексием вместе с титулом «митрополит всея Руси». Однако Роман сразу же нарушил определенные ему пределы, направив своих послов в Тверь к епископу Феодору (одновременно послов к нему отправил и митрополит Алексий).

Вернувшись на Русь, святитель Алексий поставил епископов: Игнатия — в Ростов, Василия — в Рязань, Феофилакта — в Смоленск, Иоанна — в Сарай. Но через год после возвращения, осенью 1355 г., он отправился вновь в Константинополь (куда уже прибыл его соперник Роман) решать вопрос о правомочности раздела митрополии. Результатом явилось подтверждение со стороны патриарха прежних условий, и митрополит Алексий той же осенью вернулся на Русь. На обратном пути он попал в бурю на Черном море и дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету был создан Спасо-Андроников монастырь в Москве.

В августе 1357 г. по приглашению ханши Тайдулы святитель Алексий ездил в Орду и исцелил ее от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный ему в ноябре того же, 1357 г. Тайдулой, традиционный по содержанию: согласно ему Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По преданию, кроме ярлыка в благодарность за исцеление Тайдулы святитель Алексий получил земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем (или ханскими конюшнями). Здесь в 1365 г. он заложил каменный храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь. Согласно житию, митрополит Алексий вел в Орде в присутствии хана прение о вере. В летописце XVII в. сохранился рассказ о чуде, сотворенном митрополитом во время этой поездки: за царским столом ему поднесли для угощения блюдо с кобыльей головой, которая по молитве святителя превратилась в щучью. Пораженный случившимся хан (названный в летописи Бердибеком) дал обет не совершать походов на Русь7. Во время пребывания святителя Алексия в Орде в ней началась междоусобица («замятня»), вызванная болезнью хана Джанибека и его убийством, но митрополит благополучно вернулся на Русь.

Отношения между всероссийским и «литовским» митрополитами продолжали оставаться напряженными. Опираясь на военные успехи Ольгерда, подчинившего своей власти к концу 1350-х гг. Брянское княжество, ряд смоленских уделов и Киев, Роман, в нарушение условий поставления на митрополию, распространил свою власть на Брянск и первопрестольный центр кафедры (с начала 1350-х гг. Смоленск и Брянск были вассалами великого князя владимирского). В январе 1359 г., во время московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправился в Киев (вероятно, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей), но был схвачен Ольгердом, ограблен и заточен; самая его жизнь находилась в опасности8. Однако ему удалось бежать, и в 1360 г. он вернулся в Москву. В том же, 1360 г., вновь нарушая условия, митрополит Роман прибыл в Тверь. В 1361 г. по жалобам святителя Алексия патриарх Каллист разбирал вопрос о границах Киевской и «Литовской» митрополий, подтвердив условия 1354 г.

Во время отсутствия митрополита Алексия в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и святитель Алексий, согласно духовной грамоте, оказался фактически регентом при малолетнем Димитрии (родился в 1350 г.). В этих условиях в первую половину правления великого князя Димитрия Иоанновича роль митрополита Алексия, бывшая значительной уже в годы «тихого и кроткого» Иоанна Иоанновича, еще более возросла. После смерти князя Иоанна ярлык на великое княжение Владимирское получил суздальский князь Димитрий Константинович, и юный московский князь временно лишился многих территориальных приобретений — «купель» своего деда Иоанна Калиты9. Возможностью нового подъема (а до какой-то степени и самым своим существованием) Московское княжество и его династия во многом обязаны митрополиту Алексию, связавшему с ними судьбу митрополии и использовавшему в их интересах свой авторитет церковного владыки. Это был глубоко осознанный выбор, сделанный задолго до регентства при князе Димитрии Иоанновиче. Разумный компромисс в отношениях с Ольгердом в церковных делах был невозможен — великий князь литовский желал иметь дело лишь с подвластным себе митрополитом. После смерти в 1362 г. Романа новый «литовский» митрополит не был поставлен, но и митрополит Алексий был лишен доступа к западнорусским епископствам, под его властью оставались лишь Смоленск и Брянск. Периоды некоторой нормализации отношений между литовским князем и митрополитом Алексием были непродолжительны (например, в 1364 г. святитель ездил в Литву, а в 1365 г. крестил в Твери дочь Ольгерда, привезенную туда матерью — тверской княжной)10.

------------------------------

1 Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 15. Вып. 1. Стб. 121.

2 Там же. Т. 11. С. 30.

3 См.: Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI в. М., 1987. Вып. 3. С. 593. № 9.

4 См.: Русская историческая библиотека (далее — РИБ). Т. 6. Прилож. Стб. 41–52.

5 Позднее, в 1371 г., опираясь на родственные и вассальные связи с рядом русских князей, он требовал митрополита «на Киев, на Смоленск, на Тверь, на Малую Россию, на Новосиль, на Нижний Новгород». (РИБ. Т. 6. Прилож. 24. Стб. 139–140).

6 См.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61.

7 Копанев А.И. Пинежский летописец XVII в. // Рукописное наследие Древней Руси: По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 74.

8 См.: РИБ. Т. 6. Приложения, № 30.

9 См.: Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256.

10 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 75–76.

Окончание в № 1 (12) 2001

© Турилов А.А., 2000
© Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000

 

А.В. Муравьев
Алексий, человек Божий (по страницам «Православной энциклопедии»)

А.А. Турилов
Святитель Алексий, митрополит всея Руси (по страницам «Православной энциклопедии»)

Протоиерей Владислав Цыпин
АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси (по страницам «Православной энциклопедии»)

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (Хронология жизни и почитания)

О.В. Шаталов
Святитель Николай (Касаткин) в первый период деятельности Российской православной миссии в Японии (1861–1875 гг.)

Приложение 1. Письма святителя Николая (Касаткина) П.А. Дмитревскому

Приложение 2. Высочайший рескрипт

М.Ф. Чигринский
Иеромонах Алексий (Виноградов). Забвенные страницы биографии ученого-инока

И.В. Кульганек
Неизвестная работа А.М. Позднеева о переводе Священного Писания (Из архива востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук)

Приложение. Копия записки А.М. Позднеева на имя архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина (Благонравова) от 14 января 1878 года

К.Н. Юзбашян
Палестинское общество — страницы истории

Б.Н. Флоря
У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)
Глава 5. Древняя Русь, ее латинские соседи и татарская угроза (40–50-е гг. XIII в.)

Е.А. Агеева
Церковная жизнь и повседневный быт русского села по приходским летописям XIX – начала XX века

А.Ю. Минаков
Охранитель народной нравственности: православный консерватор М.Л. Магницкий

Приложение. М. Магницкий. Судьба России

Н.В. Квливидзе
Историография русского церковного искусства

Н.К. Чернышова
Архимандрит Киренского Свято-Троицкого монастыря Иннокентий (Суханов) и его библиотека

Ю.В. Воронцов, Р.В. Лютая
Забытая статья митрополита Евгения (Болховитинова) «О русской церковной музыке»

Приложение. Митрополит Евгений (Болховитинов). О русской церковной музыке