№ 9-10 2000

  

Слово перед вручением диплома почетного профессора Российской академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Н.А. Платэ

Ваше Святейшество!

Глубокоуважаемый Юрий Сергеевич!

Дамы и господа!

Как уже было сказано, президиум Российской академии наук присудил звание почетного профессора Академии наук Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в миру Алексею Михайловичу Ридигеру, за укрепление духовных ценностей и развитие гуманитарных знаний. Святейший Патриарх Алексий II был избран на патриарший престол 7 июня 1990 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который проходил в Троице-Сергиевой Лавре. Недавно мы все отмечали 10 лет интронизации Его Святейшества. Предыдущая жизнь как нельзя лучше подготовила Патриарха к выполнению того нелегкого служения, которое легло на его плечи после избрания. Ранние годы дали глубинное знание всех тягот и проблем жизни обычного прихода Русской Церкви, нужд народа и Церкви в целом. Особенно важной в этом отношении была деятельность Патриарха на посту управляющего делами Московской Патриархии и председателя Учебного комитета Патриархии. В те годы в функции управляющего делами входила обязанность вести все повседневные дела с советской властью и органами государственного управления, тут нужны были большая мудрость и терпение.

Перу Патриарха принадлежит целый ряд печатных трудов; первое место среди них занимает, безусловно, великолепно написанная монография «Православие в Эстонии» (история и развитие православного течения и православной культуры в Прибалтике). Эта книга — один из лучших образцов серьезного исторического научного исследования.

Важную роль в государстве сегодня играют контакты Русской Православной Церкви с Российской академией наук. Такие контакты были и раньше, в том числе до 1917 г.; как известно, некоторые иерархи Русской Церкви были членами Академии наук, в частности митрополит Московский Филарет и ряд других. Сегодня эти отношения определяются осознанием своей ответственности за будущее страны и народа со стороны Патриарха и со стороны президента РАН и отличаются от таковых во все предыдущие времена большей глубиной и масштабностью. Об этом говорит осуществление таких совместных проектов, как «История Русской Церкви» митрополита Макария, «Православная энциклопедия», Фонд по премиям памяти митрополита Макария, а также совместные поиски ответов на вопросы и вызовы, которые ставит перед Церковью и перед наукой наше время. Церковь в лице Патриарха открыта к обсуждению этих вопросов, поиску ответов на них и к принятию решений по ним, и, самое главное, в этом диалоге нет внутреннего непонимания. Такие задачи в прежние годы ни перед одним из высших руководителей Церкви или ее иерархов не стояли.

Многочисленные выступления и статьи Патриарха Алексия II посвящены проблемам нравственности, этики и морали. Он постоянно подчеркивает значение духовных ценностей в обществе, при этом духовные ценности Его Святейшество связывает с воспитанием человека с детских лет. Поэтому так много внимания он уделяет вопросам образования, как светского, так и религиозного.

В формировании духовных ценностей первостепенное значение принадлежит культурной и исторической традициям. В России эти традиции тесно связаны с вопросами патриотизма, необходимостью воспитания гражданина и защитника Отечества на основе учета многолетнего опыта борьбы России с агрессией. В контексте формирования и воспитания духовных ценностей Патриарх всегда подчеркивает значение гуманитарных знаний. Они предстают не как абстракция и не как отвлеченное явление: в философии и истории, социологии и теории культуры Патриарх видит средство получения представления о мире и его ценностях. В этом плане и религия связывается с общекультурными процессами. Именно на этом направлении Русская Православная Церковь ищет пути взаимодействия с наукой в целом и с Российской академией наук в частности. Гуманитарные знания помогают утверждению принципов добра и справедливости, терпения и уважения к другим людям и мнениям, т.е. тех ценностей, которые разделяются христианством. В последние годы в христианстве обращается внимание на проблемы миротворчества и ненасилия. Патриарх неоднократно говорил и писал об этом как настоящий социолог, философ и психолог. Не могу не процитировать одно, как мне представляется, важное место из его книги-энциклопедии «Православие в Эстонии»: «Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединенных усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому».