| Православная педагогика
          является практическим аспектом
          православной антропологии, т.е. учения
          о человеке с точки зрения
          православной веры. В переводе с греческого
          педагогика — детоводительство.
          Православная педагогика — «детоводительство
          ко Христу» (Гал., 34). Она есть частное
          раскрытие дела Церкви на земле —
          спасения людей для жизни вечной.
          Другими словами, православная
          педагогика — это педагогика
          воцерковления, или воцерковленная
          педагогика. Она строится на вере в то,
          что образ Божий не уничтожим в
          человеке, как бы сильно он ни был
          затемнен грехом, и на понимании
          человека как соборного существа,
          призванного раскрыть свою любовь к
          Богу через любовь к ближнему. Ее принципы: 1. Христоцентричность.2. Доступность для образованных и «простецов»,
          для верующих и еще только ищущих.
 3. Опережение нравственным
          воспитанием информационного
          образования.
 4. Реальная жизнь по заповедям Христа.
 5.Полнота жизни во Христе. Педагогика
          — передача радости жизни во Христе.
 1. Личность Господа Иисуса
          Христа, »Альфы и Омеги» (Откр. 1, 8),
          находится в центре православной
          педагогики. В этом она следует за
          Самим Спасителем, Который принес
          людям не просто новое учение, а Самого
          Себя, Свою Богочеловеческую личность.
          Только педагог, живущий во Христе,
          способен передать детям цель и смысл
          человеческой жизни — очиститься от
          греха, »богомудро воспользоваться
          своей свободой, из себя благодатью
          построить благодатного,
          христоподобного человека и достичь
          совершенства своего богоподобного
          существа». Может ли вопрос о смысле
          жизни человека иметь
          удовлетворительное разрешение с
          позиций так называемых «общечеловеческих
          ценностей»? Очевидно, что педагогика,
          основанная на «общечеловеческих
          ценностях», способна развить ум и
          занять фантазию, но не даст реальных
          сил для изменения своей жизни.
          Статистика совершаемых подростками
          правонарушений, а в последние годы и
          самоубийств — красноречивый тому
          свидетель. По словам одного
          священника, в душе каждого ребенка
          зияет дыра размером с Господа Бога, и
          ее невозможно закрыть никакими
          подделками современной цивилизации. Другим «узким местом»
          нерелигиозной педагогики является
          нравственное воспитание. Вне
          христианства возможны две моральные
          системы: эвдемонизм и утилитаризм.
          Эвдемонизм строится на стремлении к
          наслаждениям и, если «сумма страданий»
          превысила «сумму удовольствий», не
          может предложить никакого выхода,
          кроме самоубийства. Утилитаризм же,
          предписывая поступать в соответствии
          с «общим благом», не объясняет, что
          является благом для самого человека.
          Воспитание в духе утилитаристской
          морали чаще всего оказывается
          воспитанием «неконфликтного», «полезного»,
          «удобного» для общества (прежде всего
          для власть предержащих) человека. По
          словам современного английского
          писателя Клайва Льюиса, такой педагог
          ведет себя с детьми не как птица,
          которая учит птенцов летать, а как
          фермер, который собирается их съесть.
          Подлинная мораль, состоящая в
          различении блага и зла и возводящая к
          высшему благу — Богу, может
          существовать только на краеугольном
          камне Личности Богочеловека, Который
          предлагает не чувственные
          удовольствия и не умозрительные идеи,
          а Самого Себя: «Приидите ко Мне... и
          научитесь от Меня...» (Мф. 11, 28–29). Нередко верующие родители и
          учителя, видя высоту и совершенство
          христианской морали, стремятся
          организовать преподавание Закона
          Божия в государственных школах. «Утилитаристкая»
          установка при этом не скрывается: «Поговорите
          с ними, а то они стали совершенно
          неуправляемыми...» Видимо,
          православный педагог может начать
          работать с детьми и на таких условиях,
          но объяснив родителям и учителям, что
          говорить о христианской морали —
          значит, говорить о Богочеловеке
          Христе, а помочь жить по-христиански —
          значит, привести в Церковь. Любая частная
          педагогическая проблема, несущая
          серьезные затруднения нерелигиозным
          педагогам, для их православных коллег
          открывает возможности совместного с
          детьми духовного роста. Коснемся «популярной»
          в педагогике проблемы дисциплины.
          Слово «дисциплина» в переводе
          означает не только «стройность,
          порядок», но и «научение, послушание».
          Послушание же — поСЛУШание — и
          возможно, и естественно там, где
          установлены личностные отношения. «Либеральная
          педагогика», вслед за Ж.-Ж. Руссо и Л.
          Толстым считающая, что ребенок «от
          природы хорош», спорит о допустимости
          или недопустимости наказаний;
          православная педагогика, исходящая из
          того, что человек должен быть послушен
          Богу, обращает внимание на смысл
          послушания и наказаний (кстати,
          первоначальное значение этого слова
          тоже «научение», а не «кара за
          проступок»). В духовном смысле
          послушание жизненно необходимо: ...дети,
          которые всегда поступают по-своему...
          не смогут научиться любить —ибо
          послушание есть выражение любви.
          Послушание растет со зрелостью. В
          начале оно значит: делай, что тебе
          сказали; но для взрослого оно означает:
          «предпочти волю другого по любви».
          Только человек, попытавшийся жить по
          этому закону, знает, что собственных
          сил недостаточно, что надо просить
          Бога о помощи. И только обратившийся
          за помощью к Богу педагог сможет
          научить ребенка послушанию. 2. Доступность православной
          педагогики для людей разной степени
          умственной одаренности и образования
          вытекает из того, что христианство —
          не идеология, не доктрина, а жизнь во
          Христе. Православный педагог дает
          своим питомцам не сумму знаний, а
          возможность приобрести собственный
          опыт духовной жизни, хотя бы это был
          крошечный опыт знакомства с
          Евангелием или чтение Житий святых. «Собственный
          опыт — наилучший учитель, — пишет
          митрополит Вениамин. — А когда мы
          получаем знания лишь от других, со
          стороны, тогда они легко забываются
          или улетучиваются, не имея глубоких
          корней в нас самих. А то, что прошло
          через горнило нашей души, потом нам
          кажется таким простым и очевидным, что
          даже странным кажется: как этого не
          видят другие? Скажу даже больше: я
          теперь думаю, что мысли мои,
          излагаемые здесь, настолько мне
          представляются простыми и
          элементарными, что даже стыдно
          доказывать их мыслящим людям. Ведь все
          это так ясно и самоочевидно! Но в свое
          время для меня эти мысли были как бы «откровением»,
          как же, думалось, я прежде не видел
          этого?! Поэтому осмеливаюсь
          предполагать, что, вероятно, и для
          других мой душевный процесс если и не
          покажется откровением, то все же
          подтвердит или прояснит их
          собственные переживания; а может быть,
          и будет для них интересной новостью...
          Ведь душа наша в общем одинакова, а
          потому опыты сходны». Искусство
          православного педагога состоит в том,
          чтобы видеть возможности своих
          воспитанников и не «поднимать планку»
          выше возможного. «И я не мог говорить с
          вами, братия, как с духовными, но как с
          плотскими, как с младенцами во Христе.
          Я питал вас молоком, а не твердой пищей,
          ибо вы были еще не в силах, да и теперь
          не в силах, потому что вы еще плотские...»
          (1 Кор. 3, 1–3). Очевидно, что апостол
          рассматривает не умственный уровень,
          а духовный опыт коринфских христиан и
          применяет соответственный ему «дидактический
          прием»: «Будьте подражателями мне, как
          я — Христу» (1 Кор. 4, 16). Это и есть
          традиция, передача живого духовного
          опыта: святые подражают Христу; все
          христиане стремятся подражать святым.
          Когда-то бытописатель сказал о
          русском народе, что если в семье была
          одна книга, это было Евангелие; если
          было две книги, это были Евангелие и
          Псалтирь; если были три книги, это были
          Евангелие, Псалтирь и Жития святых. И
          наши воспитанники захотят подражать
          своим учителям (а через них — святым; а
          через них — Христу!), если почувствуют
          искренность наших собственных
          духовных усилий. 3. Принцип опережения
          нравственным воспитанием
          информационного образования не
          сводится к вопросу, что следует за чем
          во времени. По святоотеческому
          пониманию, сердце — центр духовной
          жизни человека, и именно к сердцу
          ребенка должно адресоваться и
          воспитание, и образование. Вне
          сердечного переживания, вне сердечной
          веры все труды бессмысленны. Любые
          информационные курсы о чем-то или о
          ком-то не могут приостановить
          нравственной деградации детей и
          общества в целом. Не менее важно и то, что
          человеческая природа повреждена
          грехопадением, и православная
          педагогика призвана трудиться над ее
          восстановлением. В каждом акте
          воспитания или обучения должна
          присутствовать сверхзадача —
          восстановление единства человеческой
          личности, собирание воедино ума,
          сердца и воли. «…Сосредоточь внимание
          свое на избранном тобою предмете, —
          пишет святитель Феофан Затворник, —
          рассматривай его с разных сторон. При
          сем каждую родившуюся у тебя мысль
          старайся проводить до чувства или
          внедрять в сердце… Заключай же всякое
          размышление выводом правил для себя,
          применительно к твоей жизни и твоим
          обстоятельствам… Таким образом
          действования, очевидно, скрепляются
          все силы духа или весь состав
          внутренней жизни человека, вся жизнь
          беспрерывно движется и подновляется».
          Этот святоотеческий совет является
          для православного педагога
          универсальным дидактическим
          принципом: в обучении — от знаний
          через чувства к поступкам; в
          практической деятельности — от
          действий через понимание их смысла к
          сердечному отношению; в общении, сфере
          чувств — от душевных движений через
          их действенное проявление к смыслу. 4. Реальная жизнь по
          заповедям Христа. Об этом сказал Сам
          Спаситель: «…человекам это
          невозможно, Богу же все возможно» (Мф.
          19, 26). Православный педагог, который
          пытается вместе со своими питомцами
          исполнять Христовы заповеди и
          сталкивается с невозможностью не
          погрешать против них, получает
          замечательную возможность ввести
          детей в мир молитвы. Конечно, он сможет
          это сделать только в том случае, если
          молится сам. Преподаватель
          общеобразовательной школы
          рассказывал, что когда в классе
          становилось слишком шумно, он просто
          отходил к окну и про себя читал «Отче
          наш». По многим вопросам светская
          педагогика занимает позиции, прямо
          противоположные христианским. «Одна
          из проблем современной системы
          образования, — пишет сестра Магдалина,
          — состоит в том, что детей учат
          соревноваться друг с другом в
          успеваемости… и это культивирует
          гордость. Вообще современное общество
          поощряет людей умственно одаренных
          гордиться и превозноситься над
          прочими. Взрослым следует показать
          удовлетворение и похвалить ребенка,
          когда тот старался сделать, что мог, а
          не тогда, когда ему удалось превзойти
          остальных... В конце концов, умственные
          способности — только один из многих
          естественных даров, которые человек
          получает от Бога». Православный воспитатель
          видит, что жизнь по заповедям Христа
          предполагает строгую дисциплину,
          аскетику. Конечно, мера аскетического
          подвига и самого педагога, и детей
          должна соответствовать их
          возможностям. Аскетика - не система
          запретов как таковых. «Все мне
          позволительно, но не все полезно; все
          мне позволительно, но ничто не должно
          обладать мною», — говорит апостол
          Павел (1Кор. 6, 12). Наука эта опытная:
          подчас приобретение собственного
          отрицательного опыта нужнее, чем
          послушание воспитателю без
          внутреннего убеждения в
          необходимости послушания. «Запреты —
          не метод. Христос зовет «могущих
          вместить». Многие мирские
          удовольствия не следует поощрять, но
          нельзя и запрещать: пусть ребенок сам
          вырастет», — советует Н.Е. Пестов. Об
          этом же пишет сестра Магдалина: «Мы
          можем иногда почувствовать, что очень
          упрямому ребенку меньше навредит,
          если позволить ему что-то испытать
          самому. (Так, иногда запрещение
          производит противоположный результат:
          ребенок хочет запрещенного еще больше,
          чем прежде, и не может перестать
          думать об этом)». Действительно, для
          духовного состояния ребенка невелика
          разница, «обладает» ли им какое-то
          мирское удовольствие или неотвязная
          мысль о нем… 5. Полнота жизни во Христе.
          Установки светской и православной
          педагогики здесь прямо
          противоположны, хотя на поверхностный
          взгляд и могут показаться похожими.
          Светская педагогика стремится к
          воспитанию «гармонически развитой
          личности», то есть к развитию КАЖДОЙ
          силы души — ума, воли, чувств. Это —
          наследие «возрожденческого идеала» —
          образа человека с блестящей эрудицией,
          сильными страстями и волей, которую
          скорее можно назвать упрямством.
          Противоположный этому православный
          идеал может быть выражен словом «целомудрие»,
          мудрость целостности: христианин
          благодатию Божией восстанавливает
          целостность своей поврежденной
          природы. Ум, воля и чувства не
          развиваются параллельно сами по себе,
          а укореняются в Боге, и через это
          восстанавливается их единство: каждое
          действует через два других, «неслиянно
          и нераздельно». Целостность — это и
          характеристика христианина. «Человеческая
          природа, таланты, чувства, связи,
          поступки, интересы — все это часть
          религиозной жизни. Наша христианская
          вера объемлет не какую-то одну часть
          человеческой природы.
          Самопожертвование человека Богу —
          одна из основных мыслей учения
          Христова. Богатый юноша, почти
          совершенный во многих отношениях, не
          мог отдать себя Господу целиком и ушел.
          Апостол Петр, хотя и оступался, отдал
          себя целиком и стал величайшим из
          апостолов», — пишет С. Куломзина.
          Христианин отдает Христу целиком свою
          личность и свою жизнь и видит, что это
          — один и тот же труд. Ведь каждая сила
          человеческой души выражает себя в
          человеческой культуре: ум — в науке,
          воля — в нравственности, чувства — в
          искусстве. «Что такое идея или чувство
          изящного? — писал святитель Феофан
          Затворник. — Оно есть или
          воспоминание о потерянном рае, или
          предощущение Небесного Царствия. Если
          изящные предметы строятся под
          руководством сего чувства, то вот и
          источник содержания для них!
          Изображай райское, святое, небесное.
          Эту землю плачевную преврати в
          преддверие неба твоим искусством». И конечно, в жизни детей,
          которые идут или уже пришли к Богу,
          должно быть много радости. Нужно
          осознать, что для наших детей само
          желание быть православными уже
          является подвигом. Многих дразнят в
          школе за одно только хождение в
          церковь, или за то, что не ругаются
          нецензурщиной, или за то, что они «не
          имеют опыта» в отношениях с другим
          полом, ставших уже общепринятыми.
          Нельзя недооценивать постоянного
          напора идей, которые кажутся
          способными поставить под вопрос
          христианство (Православие — в
          особенности). Таким образом,
          становится жизненно необходимым не
          возлагать на ребенка еще
          дополнительного бремени быть тем,
          которого никогда не пускают на улицу
          или которому запрещено делать и то, и
          другое, и третье. Не преподносите
          Православие как нечто негативное, но
          — как ЖИЗНЬ ИСТИННУЮ… Святитель
          Иоанн Златоуст, говоря о христианском
          ребенке, дает такой совет отцу: »Воздай
          ему многими подарками, чтобы он мог
          понести укоризну, которая придет на
          него за его воздержание».
           |