№ 1 (1) 1999

 

СКАЗКА О МУДРЕЦЕ И ВОЛШЕБНЫХ ЦВЕТАХ

Детская страничка

Сказку можно использовать на уроке словесности в начальных классах. При работе с текстом учителю следует обратить внимание на смысловое значение сторон света. Семена необходимо было посадить на рассвете, помолившись, обратившись на Восток: с Востока приходит свет, на Восток обращены алтари православных храмов. Кроме того, учителю необходимо объяснить детям следующую мысль: непослушание породило зло. В связи с этим можно вспомнить историю о грехопадении первых людей. В чем была главная причина их проступка перед Богом?

При чтении описания «волшебных цветов» важно, чтобы ученики сами назвали добродетели и придумали соответствующие им прекрасные растения, нарисовав их дома.

Хотелось бы научить детей находить соответствие между конкретным грехом и конкретной добродетелью (например, чтобы вырос цветок трудолюбия, нужно избавиться от лени, а цветку правды мешает сорняк лжи и т. д.).

Автор намеренно оставил сказку без завершения, дав возможность нашим учащимся самим додумать ее конец и прийти к мысли, что только с Божией помощью душа человеческая может стяжать добродетели.

Л.И. Романова,
педагог, сотрудник отдела религиозного образования
Воронежского епархиального управления

СКАЗКА О МУДРЕЦЕ И ВОЛШЕБНЫХ ЦВЕТАХ

Жил на свете мудрец. Он очень любил людей и огорчался, когда они совершали дурные поступки. Захотел мудрец помочь людям исправиться и для этого вымолил у Господа дар совершать чудеса.

И вырастил он тогда необыкновенный сад с волшебными цветами. Каждый цветок обладал особым ароматом, вдохнув который человек приобретал одну из добродетелей. Белый цветок дарил человеку смирение, голубой цветок — послушание, желтый цветок — трудолюбие, всего и не перечислишь. Особенно сильный и приятный аромат был у красного цветка любви. Каждый день на рассвете сеял мудрец семена цветов и молился не только устами, но и чистым своим сердцем.

В сад приходили люди, щедрый и добрый хозяин одаривал их цветами. По-разному люди обращались с ними: одни лелеяли цветы, ухаживали за ними, и вместе с цветами расцветала их душа, другие забывали о подарке, цветы засыхали от равнодушия вместе с душами тех людей, у которых они жили.

Состарился мудрец, трудно ему стало работать в волшебном саду, и взял он себе ученика. Однажды мудрец позвал ученика и сказал: «Вот тебе семена волшебных цветов, посади их на рассвете с молитвой и благоговением». Взял тот семена и пошел в сад. Солнце уходило на запад, и деревья уже отбрасывали длинные тени. «Зачем мне ждать рассвета, — подумал юноша, — зачем исполнять причуды старого человека? Сделаю поскорее работу и займусь своими делами». Поспешно побросал он семена в землю, поглядывая на запад вслед уходящему солнцу, и ушел, оставив их под покровом надвигающейся тьмы.

Утром золотая заря разбудила сад. Мудрец закончил свою утреннюю молитву и позвал ученика. «Выполнил ли ты мою просьбу?» — тихо спросил он, печально глядя на юношу. «Да, отче», — был ответ. «Пойдем же посмотрим, что ты посеял.» Они пошли в сокровенный уголок сада, и юноша вскрикнул от ужаса: безобразные ядовитые растения с шипами и колючками взошли из посеянных им семян. «Что это, отче? Ты перепутал семена?» — воскликнул ученик. «Нет, дитя мое, твое непослушание взрастило эти цветы зла ( так уже было когда-то в жизни первых людей). Посмотри: вот фиолетовый цветок своеволия, острая колючка зависти, серый мох лени, — всего не перечислишь. Но самый безобразный — черный цветок гордыни». «Я вырву с корнем всю эту нечисть!» — воскликнул ученик. «Этого мало, — возразил учитель. — Мой сад не должен быть пустым. Трудись и молись, может быть, Господь смилуется над нами. Помни: только тогда вырастут прекрасные цветы, когда ты украсишь свое сердце добродетелями».

Ушел мудрец, а юный ученик остался трудиться над грядками, поливая потом и слезами землю, вырывая тернии и сажая на их место новые семена с надеждой и верой, что когда-нибудь вновь зацветут волшебные цветы.

ПРАЗДНИЧНАЯ КРЕСТОСЛОВИЦА

1. Еженедельный праздник православных христиан

2. Праздник праздников

3. Событие, с которого началось наше летоисчисление

4. Завершение земной жизни Богородицы

Воронеж, 1999 год.