№ 1 (1) 1999

  

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОСЛАВИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В.М. Филиппов,
министр общего и профессионального образования Российской Федерации

Ваше Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси, глубокоуважаемые участники Рождественских чтений!

Позвольте прежде всего сердечно приветствовать собравшихся, поздравить всех со светлыми праздниками Рождества и Крещения.

Отрадно видеть, что благодаря неустанному вниманию Православной Церкви ежегодные Рождественские чтения превратились в заметное явление нашей духовной жизни. И мне бы хотелось сегодня воспользоваться авторитетом этой трибуны, чтобы затронуть одну из самых кардинальных проблем современной российской школы — проблему гуманистической миссии образования.

Известно, что в отличие от всех других живых существ, которые обретают свою природу вместе с появлением на свет, человеком можно только стать. Человек не рождается богатым духовно. Каждый представитель нового поколения людей лишь постепенно обретает образ человеческий в процессе широко понимаемого образования, в котором вместе со школой участвуют семья, общество, государство, Церковь, многообразные общественные институты и различные организации.

Напоминаю эту общеизвестную истину, чтобы со всей определенностью выделить главное предназначение школы. Оно состоит в гуманизации, одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям.

Справляется ли сегодня наша система образования с этим своим предназначением?

Надо откровенно признать, что нет. Как уже случалось в нашей истории, под воздействием кризиса последних лет единый процесс образования оказался у нас расколот, а его духовная сердцевина — воспитание — принесена в жертву сиюминутным прагматическим интересам.

В свою очередь, это стало причиной тех неувязок, противоречий и тупиков в реформе нашей школы, которые обусловили ее неудачу. А следствием принижения воспитательной, гуманистической миссии образования явилась потеря целого поколения российской молодежи. Поколение, которое, как мы сегодня видим, оказалось обделено нравственными и гражданскими ценностями, не получило возможности в должной мере приобщиться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.

Позволю себе высказать предположение, что нынешний политический и социально-экономический кризис, угрожающий самому существованию России, не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Понимая это, многие политики и общественные деятели видят выход из создавшегося положения в поиске или переосмыслении национальной идеи России. Представляя собой своего рода новое исповедание светской веры для всех россиян, она призывается одухотворить и систему образования, и общество в целом, предложить достойные альтернативы нынешним кризисным тенденциям, выдвинуть признаваемые всеми ценности и цели.

При всей привлекательности этого замысла считаю, что он носит умозрительный характер и уводит нас от непреходящих духовных чаяний и обретений в сферу публичной политики. Между тем необходимое для возрождения и процветания России исповедание веры общеизвестно. Оно состоит из тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства. И первейшая задача современного периода заключается, на мой взгляд, в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. И не просто утвердить, но поставить их в центр образования, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине.

Думаю, однако, что в этой аудитории излишне доказывать основополагающее значение гражданско-нравственных начал общественной и личной жизни. Гораздо важнее другое, а именно то, что моральные императивы в последний период все болеее ощутимо торжествуют над сиюминутными нуждами, что они становятся руководством к действию правительства и ответственных государственно-политических кругов. Хочу заверить собравшихся: это относится и к работе Министерства общего и профессионального образования.

Что же удалось сделать нашему Министерству? Во-первых, мы отказались от прежнего подхода к реформированию образования, который исходил исключительно из экономических потребностей и проводился в жизнь без оглядки на мнение широкой общественности. Правительство отменило постановления, принятые летом 1998 года, предусматривавшие резкое сокращение численности педагогического персонала и изменение механизма финансирования учебных заведений. И министерство, в свою очередь, отозвало внесенные им ранее проекты ряда постановлений, не нашедших понимания у педагогического сообщества.

Разумеется, это не означает отказа от реформ и нововведений. Но они будут осуществляться не путем крутых ломок и общероссийских экспериментов, а на основе разрабатываемых в настоящее время национальной доктрины образования и федеральной программы его развития. Мы стремимся к тому, чтобы в этих документах на основе широкого общественного согласия были определены высшие цели и приоритеты образовательной политики России. Уверен, что в итоге нам удастся восстановить руководящую роль духовно-нравственных ценностей в развитии образования, вернуть в школы воспитание, а значит, и в самих истоках укрепить гуманистическое предназначение учебных заведений.

Во-вторых, совместно с руководством органов управления учреждениями образования субъектов Российской Федерации, а также федеральных министерств и ведомств на многочисленных совещаниях, конференциях, заседаниях коллегии мы провели детальный анализ положения дел во всех звеньях системы образования, выявили больные места, нерешенные проблемы, точки роста и определили согласованные планы конкретных действий по каждому направлению на ближайший год.

Скажу откровенно: шаги эти даются нам нелегко. Аппарат управления во многом оторвался от практики, стал жить собственной жизнью, снял с себя ответственность за многое из того, что происходит в учебных заведениях. Сейчас ситуация мало-помалу меняется, наводится порядок, а вместе с ним торжествуют законность и справедливость — т. е. создаются отправные условия для того, чтобы школа могла выполнять свою воспитательную миссию. Но, повторю, мы только начали эту огромную работу, без которой ничего серьезного в принципе сделать не удастся.

В-третьих, мы решили серьезно заняться ключевыми проблемами воспитания, возродить его лучшие традиции и, конечно, придать ему современное содержание и характер. В аппарате министерства создано управление, ведающее воспитанием, начат пересмотр государственных образовательных стандартов, намечено внесение серьезных изменений в практику издания учебной литературы.

Ответом на эти наши действия стали упреки за возврат к старому, отжившему, за политизацию образования. Но обязан отметить, что мы занимаемся не политикой, не идеологией, а заботимся о душах молодых людей, стремимся пестовать в каждом вступающем в жизнь человеке лучшие начала. Поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы побудил нас к активизации диалога с представителями наших главнейших конфессий и, естественно, прежде всего с Православной Церковью, которой все без исключения народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали.

Мы с благодарностью откликнулись на важное предложение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Речь идет о создании светско-религиозной комиссии по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма. Мы надеемся также на выработку этой комиссией практических рекомендаций, направленных на улучшение гуманитарного образования и воспитания в школах и вузах.

Руководствуясь действующим законодательством, министерство также определило меры, обеспечивающие более полное удовлетворение религиозных потребностей верующих в классах и аудиториях государственных общеобразовательных и других учебных заведений. В частности, расширены возможности для организации — разумеется, вне обязательного школьного расписания — занятий, посвященных религиозному обучению и воспитанию.

Совместно с представителями Православной Церкви мы продолжим обсуждение коренных проблем развития образования в нашем Отечестве. Этому должно способствовать регулярное проведение конференций на тему «Образование и Православие», материалы и рекомендации которых министерство намерено тщательно изучать.

Конечно, все сделанное — это лишь малая толика того, в чем действительно нуждается наша система образования для подлинного и полноценного служения обществу и человеку. И, пожалуй, большинство (если не все) задач, определяющих развитие школ, вузов и других учебных заведений, могут быть решены только при условии активного участия широкой общественности, представителей религиозно-конфессиональных, государственно-политических и деловых кругов. Пользуясь случаем, хочу обратиться за помощью, поддержкой и советом в поисках подходов к самым наболевшим из этих задач к служителям Православной Церкви.

Огромный ущерб нашей школе (и воспитанию юношества в особенности) наносит уже вошедшая в привычку практика несвоевременного и неполного финансирования учебных заведений. И дело вовсе не сводится к тем лишениям, которые вынуждена переносить часть нашего учительства. Еще большая беда состоит в том, что вслед за нищетой и обездоленностью в школу проникают поборы, взяточничество, коррупция, моральная нечистоплотность. Материальное неблагополучие в условиях нарастающего неравенства ведет к разложению учебно-воспитательного процесса, к деморализации заметной доли педагогического персонала.

Правительство нового состава обеспечило выполнение обязательств федерального бюджета перед бюджетами субъектов Федерации в части финансирования образования. Но положение дел на местах почти не изменилось, в том числе и потому, что для многих глав администраций и руководителей органов местного самоуправления нужды образования приобрели третьестепенный характер.

Как очевидно, мы ищем и обязательно найдем средства для повышения ответственности должностных лиц за состояние образовательных учреждений. Но хотелось бы, чтобы и Православная Церковь использовала свой огромный моральный авторитет для утверждения в общественном мнении заботливого отношения к школе, учителям, учащимся. Пришло время избавить людей, особенно тех, которым доверено дело образования, от нравственной слепоты, от равнодушия к проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения.

Тяжелейшей и, надо признать, постыдной для всего российского общества стала обострившаяся в последнее время проблема детской безнадзорности и беспризорности. Статистика утверждает, что вне стен учебных заведений ныне оказались сотни тысяч детей и подростков школьного возраста. К этому надо прибавить десятки, а то и сотни тысяч детей беженцев и мигрантов из стран СНГ, не учитываемых статистикой.

Мы знаем и высоко ценим неустанную благотворительную деятельность Православной Церкви среди обездоленных детей и юношества. Но позволю себе предположить, что вместе мы могли бы существенно сократить, а в конечном счете и искоренить беспризорность и безнадзорность. Приглашаю при ответной заинтересованности совместно обсудить животрепещущую тему.

Родители и опытные педагоги в один голос говорят: без общественной организации жизни детей, подростков и молодежи вне школ и других учебных заведений нельзя обеспечить полноценное воспитание подрастающего поколения. Нам удалось сохранить сеть внешкольных учреждений, а во многих учебных заведениях действуют скаутские, пионерские и подобные им организации. Но государство сегодня не готово, да и, возможно, не вправе взять на себя управление этими организациями, которые все еще далеко не отвечают потребностям учащихся. Было бы очень важно, если бы Православная Церковь нашла возможность в присущих ей формах участвовать в деятельности общественных организаций детей и молодежи.

Можно было бы назвать еще множество задач, решаемых без урона для светского характера нашей школы при более тесном взаимодействии органов управления образованием и самих учебных заведений с Православной Церковью. Но необходимо подчеркнуть главное. Я имею в виду действительно критический характер переживаемого нами момента, острую потребность в конкретных практических шагах, способных вывести нашу школу из сумерек, вернуть отечественной системе образования ее гуманистическое предназначение, побудить подрастающее поколение и все российское общество к преодолению нынешнего кризиса.

В самые трудные периоды в истории страны именно Православная Церковь давала духовно-нравственные импульсы для единения народа, сплочения его во имя спасения Отечества. Верю, что так будет и в эту трудную для всех нас кризисную пору. Убежден, что взаимодействие Православной Церкви и светской системы образования поможет вернуть обществу обеспечивающие его жизнеспособность гуманистические моральные устои.

Воронеж, 1999 год.