№ 1 (1) 1999

  

О консерватизме вообще и русском консерватизме в частности

В помощь учителю истории: У истоков русской идеи. Портреты русских консерваторов

В нынешнее судьбоносное для России время, в условиях возрождения Церкви, бурного роста русского национального самосознания и интенсивных поисков путей самовыживания и (в перспективе) развития, неизбежно обращение к консервативной традиции, стремящейся в той или иной степени применить исторический опыт прошлого к современной ситуации. Данную статью следует рассматривать лишь как предисловие к серии очерков, посвященных русским консерваторам начала XIX века. В следующих номерах нашего журнала будут представлены исторические портреты А.С. Шишкова, архимандрита Фотия (Спасского), М.Л. Магницкого и других видных представителй консервативной мысли первой четверти XIX века.

А.Ю. Минаков,
доцент Воронежского государственного университета, кандидат исторических наук

Существуют три основные направления общественной мысли, которые во многом определяют облик современного мира, причем не только в сфере политики, но и в сфере религиозных предпочтений, культуры, нравственности, быта и т.д. Это — либерализм (который сейчас абсолютно преобладает), революционаризм (в виде социалистических и коммунистических доктрин) и консерватизм. Если с двумя первыми направлениями Россия ознакомилась в полной, даже чрезмерной степени, если иметь в виду революционные потрясения, связанные с реализацией коммунистической доктрины, и «катастройку» последнего десятилетия, которая является продуктом прежде всего либеральных идей, то консерватизм как идейное направление чрезвычайно мало знаком современному массовому читателю. Более того, долгое время господствовала крайне тенденциозная оценка консерватизма, и сложился стойкий стереотип негативного к нему отношения, когда он отождествлялся с «реакционным мировоззрением».

Настоящая статья ставит своей целью в предельно простой и схематичной форме ознакомить читателя с консерватизмом как явлением духовной жизни человечества и указать основные специфические черты русского консерватизма. Слово консерватизм происходит от латинского conservare — охранять, сохранять. Что же старается охранить и сохранить консерватизм? В первую очередь позитивные традиции и ценности, освященные авторитетом предков и древностью, которые обеспечивают эволюционное органическое развитие общества, исключающее кровавые революции и костоломные радикальные реформы. Консерватизм буквально пронизан культом традиции, призванной обеспечить устойчивое нравственное развитие человечества.

Поэтому одной из важнейших ценностей для консерватизма является религия, которая, обеспечивая связь человека с Творцом, освящает Божественный порядок и его основные установления, устанавливает мистическую связь с бесчисленными поколениями предков, сплачивает и очищает общество, указуя ему высшие ценности, придающие смысл истории и отдельной человеческой жизни. Отсюда вытекает также сдержанно-ограничительное отношение консерватизма к разуму, неприятие абсолютизации его возможностей, его гордыни, заводящей человеческое сообщество в тупик.

Для консерватизма характерен не только культ Церкви и религии, но и семьи, школы, армии, патриотизма и национальной культуры, непосредственно выступающих воспитателями и проводниками традиции.

Все эти ценности и общественные институты нуждаются в надежной защите, каковой в первую очередь выступает государство. Для консерватизма в высшей степени характерна установка на сильное государство. Человек с консервативным мироощущением не может не быть государственником.

Для консерватизма также характерно благоговение перед бытием и таинственным Источником его, бережное отношение к созданному Творцом миру и обществу, отсюда вытекает его неприятие революций. В случае абсолютной необходимости социальных перемен консерватизм требует при их осуществлении чрезвычайной осторожности и постепенности.

Расширение гражданских прав и свобод, с точки зрения консерваторов, возможно только в том случае, когда это не сказывается отрицательным образом на высших интересах общества и государства: свобода должна быть ответственной и не противоречить нормам нравственности, не переходить во вседозволенность, разгул клеветы, пошлости, засилье порнографии, уголовщины, криминал-реформаторства и т.д. Разнузданный, эгоистический индивидуализм либерального образца является объектом принципиального неприятия со стороны консерваторов.

Консерватизм исходит из естественного неравенства людей. Люди не равны ни по биологическим параметрам, ни по уму, ни по нравственному облику и т.д. Уже античный философ Платон воспроизвел на уровне философской рефлексии некоторые изначальные общемировые образцы (архетипы) и, прежде всего, учение об иерархии Блага и соответствующих ему иерархиях (кастах) людей. Священники, воины, дельцы, рабы — так, несколько упрощенно, выглядит платоновская мысль, легшая в основу последующей европейской консервативной традиции. С этой точки зрения строение бытия рисуется как последовательное нисхождение с высоты высшего принципа в низину повседневного (эмпирического) с его суетой, шумом и гамом. Поэтому большее значение для консерватора имеют и по сей день те слои народа, которые глубже укоренены в традиции и обеспечивают ее продолжение.

Консерватизм рассматривает народ как сложный иерархичный организм, все составные части которого тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждая часть выполняет особую функцию в интересах целого организма. Приоритетное значение имеют интересы целого, и поэтому бессмысленно говорить об особых интересах части, тем более создавать для нее особую защитную идеологию, которая бы противостояла интересам целого, стремясь перестроить его в свою пользу.

Таковы основные, базовые принципы консерватизма, как правило, характерные для большинства его ответвлений.

Но следует отметить, что русский консерватизм имеет свои специфические особенности. Он опирается на тысячелетнюю традицию, которая сложилась в результате воздействия трех основных факторов русской истории. В первую очередь речь идет о Православии, принятом на Руси в конце Х в. и оказавшем тотальное влияние на все сферы общественной жизни: от народно-бытовой до политической. Исторически Православие стало синонимом русскости. Во-вторых, речь идет об идеале мощного централизованного государства, необходимость которого диктовалась географией Руси и, соответственно, необходимостью вести оборонительные войны с Западом и Востоком, требующие колоссального народного напряжения и сплоченности. В-третьих, о сознательном и категорическом неприятии западной традиции — русском антизападничестве, которое стало необходимым компонентом национального самосознания в силу тех угроз, которые западная цивилизация несла и несет православному миру и его самобытной народной культуре. В XVIII–XIX вв. русский консерватизм возникает как реакция на безоглядную вестернизацию (озападнивание) России, предпринятую Петром I, и угрозу революций, надвигающихся с Запада.

История русского консерватизма представляет собой не что иное, как почти нетронутую исследовательскую целину, в особенности, когда речь идет о периоде его возникновения в конце XVIII – начале XIX века. Мало кто обладает объективными знаниями о таких выдающихся русских консерваторах первой четверти XIX века, как А.С. Шишков, С.Н. Глинка, Ф.В. Ростопчин, великая княгиня Екатерина Павловна, А.С. Стурдза, М.Л. Магницкий, Д.П. Рунич и др. То же самое можно сказать и о деятелях Церкви, внесших немалый вклад в становление этого направления: митроплите Платоне (Левшине), митрополите Серафиме (Глаголевском), архимандрите Иннокентии (Смирнове), архимандрите Фотии (Спасском) и др. Некоторые представители этого направления были превращены в отвратительные карикатуры стараниями историков либерального и марксистского толка, в этом отношении достаточно показательна фигура А.А. Аракчеева. Мы не случайно почти ничего не знаем именно как о виднейшем идеологе русского консерватизма — о таком крупном деятеле русской культуры, как Н.М. Карамзин. Труды и биографии многих выдающихся русских консерваторов до сих пор не введены в широкий научный оборот (исключение в самые последние годы составили некоторые работы славянофилов, К. Леонтьева, Н.Я. Данилевского и немногие другие).

Воронеж, 1999 год.