№ 1 (3) 1999

  

Основы православной веры, культуры и нравственности
Программа факультативного курса

для среднего звена светских учебных заведений

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс «Основы православной веры, культуры и нравственности» предназначен для учащихся 8–9 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Данный курс призван, с одной стороны, преодолеть сложившиеся в прежние десятилетия стереотипы представлений о религии как о чем-то застывшем, ограниченном и противоречащем научному познанию мира, ограничить влияние однобокого рационалистического подхода к формированию мировоззрения старшеклассников. С другой стороны, расширяя и углубляя знания учащихся о православной вере, религиозных традициях своего народа, особенностях исторического развития своего Отечества, его культуре, факультатив способствует формированию у подростков чувства национального самосознания. Кроме того, предлагаемые темы занятий по Священной и святоотеческой истории имеют большое значение для духовно-нравственного развития и совершенствования учащихся, что особенно важно в условиях современного духовно-нравственного кризиса России.

Факультативный курс «Основы православной веры, культуры и нравственности» рассчитан на два года обучения при двух учебных часах в неделю. В первый год учащиеся получают общие представления о месте религии в системе познания окружающего мира, о природе веры, о наиболее значимых догматах и канонах Православия, учатся понимать смысл церковной атрибутики и церковного богослужения, знакомятся с духовно-нравственным миром Священного Писания. Во второй год обучения учащиеся, продолжая знакомиться с духовными основами жизни своего народа, на примере истории русских монастырей познают своеобразие духовного пути России, ее культурного развития. Особое место занимает знакомство подростков с жизнью и духовным подвигом святых подвижников, в том числе и Земли Русской. В процессе обучения большое внимание уделяется краеведческому материалу. Для развития познавательной деятельности учащихся желательно организовывать экскурсии в местные храмы и монастыри.

1. ВВОДНЫЕ УРОКИ

1. Введение

Религия в системе познания окружающего мира. Особенности религиозного мировоззрения. Соотношение понятий «научное знание», «мировоззрение» и «вера». Научное знание и абсолютная истина. Неудовлетворенность современной науки рационалистическим пониманием мира. Интуиция как особый «орган» внутреннего постижения мироздания. Роль интуиции в научном познании (И. Ньютон, Д. Менделеев, В. Вернадский, А. Эйнштейн). Вера как опыт интуитивного чувства Бога и общения с Ним.

2. Природа веры

Проблема веры и безверия для формирования личности. Личностные основания религии. Переживание Бога как основное личностное условие живой веры. Субъективные предпосылки возникновения религиозного мировосприятия: искреннее искание истины, смысла жизни (митр. Антоний (Блюм) «О встрече»). Нравственное совершенствование как необходимое условие духовного пути.

Сущность религиозной веры как взаимодействия двух компонентов: человеческого и внечеловеческого. Святоотеческое наследие о сущности веры (св. Максим Исповедник, св. Иоанн Дамаскин, св. Иоанн Златоуст, св. апостол Павел). Вера как плод познания и вера от опыта (митр. Серафим (Чичагов).

Стремление к идеалу вне Бога (Ф. Ницше, А. Камю, З. Фрейд, марксизм-ленинизм) — тупиковый путь цивилизации.

3. Принятие Православия Русью как духовное самоопределение русского народа

Предпосылки принятия Русью православной веры. Выбор князя Владимира. Соответствие внутреннего мироощущения русского человека православному переживанию Бога как Красоты, Гармонии и Добра. Приобщение русского народа к православной вере. Роль Православия в истории России. Главные добродетели православной христианской жизни: вера, надежда и любовь.

Проникновение инославия и разнообразных сект в современную Россию как проявление духовного кризиса русского общества.

РАЗДЕЛ I. ПРАВОСЛАВИЕ: ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА (ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ)

1. Сущность православного учения

Православие как ветвь христианства. Учение о Святой Троице. Распятый и Воскресший Иисус Христос. Учение о спасении. Символ Веры.

2. Церковное богослужение

Понятие о богослужении. Происхождение богослужения. Обряды, наиболее употребляемые при богослужении: крестное знамение, поклонение, коленопреклонение, благословение священнослужителя, каждение и возжение свечей. Их смысл и назначение.

3. Молитва и ее роль в духовной и нравственной жизни человека

Необходимость молитвы. Что значит молиться «духом и истиною». Типы молитв по их содержанию. Молитва Господня как образец христианской молитвы.

Описание силы молитв в житийной литературе. Житие Макария Великого.

Подражание молитвам и их переложение в художественной литературе. А. Пушкин: «Отцы пустнынники и жены непорочны...», М. Лермонтов: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...», Ф. Тютчев: «Вот иду я вдоль большой дороги...», А. Вознесенский: «Молитва». Для самостоятельной работы: Выучить наизусть молитву «Отче наш...»

4. Православный храм (экскурсия)

Храм, его происхождение, внешний вид, внутреннее устройство и убранство. Священные предметы: святой крест, святые иконы, святые сосуды, священные одежды. Икона иконописного канона. Отличия иконописи от светского искусства. Иконостас. Расположение икон в храме и на иконостасе.

Роль православного храма в жизни христианина. Приход. Правила поведения в храме.

5. Таинства Православной Церкви и православные обряды

Общие понятия о Таинствах. Обряд и Таинство. Рождение и крестины. Освящение рождения человека. Молитвы о рождающей матери, о новорожденном до его крещения.

Крещение ребенка на восьмой или сороковой день по рождению. Выбор родителями восприемников ребенка. Обязанности крестных родителей. Чин крещения младенца. Смысл и значение Таинства. Крещение в Евангелии (Мк. 16, 16; Лк. 24, 49; Деян. 2, 38; Ин. 3, 5).

Христианские имена — какие они? Выбор и наречение имени. Традиция празднования именин. Крестинный стол.

Таинство брака в Православии.

Христианский брак — таинственное «соединение двух личностей в одну плоть». Уподобление брачного союза духовному единению Христа с Церковью. Евангелие и апостольские послания о браке и обязанностях мужа и жены.

Значение для брака церковного оглашения, благословение брака. Уникальность православного обряда — совместное уединенное моление невесты и ее матери. Церемония венчания.

Погребальные и поминальные обычаи.

О смерти. Как ее понимают православные. Бессмертие человека. Молитва об умерших. Обычай чтения Псалтири. Чин отпевания — соборные (совместные) прошения о милости Божией к усопшему.

Забота об умерших, память о предках, забота о могилах. Недопустимость неблагоговейного отношения к местам погребения, их разграбления или разрушения.

Траурная атрибутика и символика. Поминальные дни православных, установленные Церковью. Обычаи поминальных дней: украшение стола, ритуальные кушанья. Деяния «тайной милостыни» — личный нравственный подвиг скорбящего во имя близкого.

Таинство покаяния. Исповедь и подготовка к ней. Значение Таинства покаяния.

6. Божественная литургия

Что означают слова «Литургия», «проскомидия», «просфора».

РАЗДЕЛ II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ МИР БИБЛИИ

1. Вводное занятие: Священное Писание и Предание. Откуда мы знаем о Боге. Ветхий и Новый Завет.

Ветхий Завет

2. Красота и целесообразность окружающего мира. (Творение мира. Дни творения. Адам и Ева).

3. Совесть как естественный нравственный закон. (Жизнь Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из рая).

4. О грехе. Гордость. (Отпадение Денницы от Бога). Зависть (Каин и Авель).

5. Всемирный потоп как пример последствий безнравственного отношения к миру. (Ной и его семья. Откровение о потопе. Строительство ковчега. Подготовка семьи Ноя к будущей жизни на обновленной земле. Плавание. Выход на землю. Завет Бога с Ноем).

6. Нравственные нормы Декалога. (Содом и Гоморра, Вавилонская башня).

7. Совесть — голос Божий в человеке. (Призвание Авраама, Исаак, дети Исаака).

8. Любовь — необходимое условие жизни семьи. (Детство Иосифа. Месть братьев. Жизнь Иосифа в Египте. Прощение Иосифом братьев. Воссоединение семьи Иосифа).

9. Любовь как условие естественного, непринужденного («легкого») исполнения закона. (Моисей. Выход из Египта. Земля обетованная. Ветхозаветная Троица. «Троица» А. Рублева. Самсон).

10. Нравственный смысл послушания и своеволия в Священной истории. (Давид и Голиаф. Давид и Авессалом. Царь Соломон. Плен Иудеев. Пророк Даниил).

Основные духовные ценности Нового Завета

11. Рождество Пресвятой Девы Марии. Благовещение.

12. Рождество Христово.

13. Детство Иисуса Христа.

14. Крещение. Нагорная проповедь. Сравнение строгих, категоричных заповедей Синайского законодательства и полных любви и милосердия Евангельских заповедей. Любовь по Евангелию - подвиг во имя ближнего.

15. Чудесное насыщение.

16. Благословение детей. Иисус Христос на Море.

17. Притча о блудном сыне.

18. Злой должник. Милосердный самарянин.

19. Притча о талантах. Библейское отношение к труду: цель труда — созидание, а не накопление. Добро как результат труда.

20. Жизнь Иисуса Христа — подвиг любви и добра. Воскресение Лазаря. Вход в Иерусалим. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Моление Иисуса в саду Гефсиманском. Гибель Иуды. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Воскресение и Вознесение Сына Божиего.

Рождество Пресвятой Богородицы
Воздвижение Креста Господня
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Рождество Христово
Крещение Господне
Сретение Господне
Благовещение Пресвятой Богородицы
Вход Господень в Иерусалим
Пасха
Вознесение Господне
День Святой Троицы

РАЗДЕЛ I. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА

1. Посты.

Заповедь поста. Смысл поста. Евангельское свидетельство о посте Иисуса Христа. Подвиг поста в жизни святых праведников. Влияние поста на духовную жизнь человека: борьба плотского и духовного. Нравственная основа поста.Посты, установленные Православной Церковью. Исключения и послабления, дозволяемые в посте. Четыре покаянные седмицы, предшествующие Великому посту: недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная, сыропустная. Недели Великого поста (Торжества Православия, Крестопоклонная, Вербная и др.). Особенности их празднования в храмах и в быту. Особенности и традиции постов: Петрова (предшествует дню памяти апостолов Петра и Павла), Успенского (предшествует празднику Успения Пресвятой Богородицы), Рождественского (предшествует празднованию Рождества Христова), однодневных (Крещенский сочельник, день памяти Иоанна Крестителя, праздник Воздвижения Креста Господня), постных дней (среда и пятница). Влияние поста на быт, семейную жизнь людей. Особенности постного стола. Некоторые рецепты постных блюд.

2. Знакомство с традицией старчества на Руси.

Преп. Антоний Печерский — отец русского монашества, «единственный пастух словесных стад», «сосредоточие любви и почитания не только монастырских, но и людских». Основание Киево-Печерской Лавры преп. Феодосием Печерским. Преп. Феодосий — законодатель русского монашества. Монахи как наставники всех слоев общества, обличители неправды, миссионеры, благотворители, молитвенные заступники перед Богом за народ. Духовное влияние преп. Сергия Радонежского на жизнь русского народа. Примером жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднимает дух родного народа, пробуждает в нем веру в себя, в свои силы. Умножение монашества как показатель нравственного состояния общества. Троице-Сергиева Лавра — центр духовной жизни Руси. Скитское и общежительное монашество. Скитской подвиг — умное делание. («...Бог уму внимает» — Нил Сорский). Подчинение молитвенного делания идее социального служения, деланию справедливости и милосердию в общежительном монашестве. Ревнитель «Устава общежительного монастыря» — Иосиф Волоцкий. Преп. Серафим Саровский: аскетический подвиг. Духовная высота и прозорливость преп. Серафима Саровского. Служение народу. Особый вид святости — юродство Христа ради, постоянное добровольное мученичество, непрестанная борьба против своего естества, мира и дьявола при непрестанной молитве (преп. Арсений, блаженный Максим, блаженный Николай, блаженная Ксения Петербургская и др.). Старцы Оптиной Пустыни — утешители и исцелители, исповедники и советодатели. Возрождение монастырей — пробуждение духовной жизни народа.

3. Традиция благотворительности на Руси.

Понятие на Руси христианской заповеди о любви к ближним. Добродетель сострадания русского человека к страждущим и ее первое требование — личная милостыня. Развитие социальных учреждений Церкви (богадельни, убежища, приюты для «вдовицы, хромца, слепца»). Социальное служение, делание справедливости и милосердия святыми отцами русского народа. Благотворительная деятельность: милостыня для арестантов и призреваемых, социальные пособия для неимущих, общественные угощения. «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуше кормите и придавайте сироте и вдовице...» — Владимир Мономах. Нищий — лучший богомолец и молитвенный ходатай за благотворителя пред Богом. Решение Церковного Собора 1681 года об устройстве системы церковно-государственных благотворительных учреждений. Благотворительная и просветительская деятельность императрицы Марии Федоровны: воспитательный дом (1797 г.), повивальный институт с родильным госпиталем «для неимущих женщин» (1811 г.), богодельни, инвалидный дом. «Ведомство Учреждений Императрицы Марии»: опекунские советы, благотворительные общества, попечительские советы, дом трудолюбия и др. Деятельность Императорского Человечелюбивого Общества, цель и история его возникновения (1816 г.). «Нищелюбие» св. Иоанна Кронштадтского: учреждение братства св. Андрея на попечение нищих (1847 г.), открытие Дома Трудолюбия. Благотворительная деятельность сестер милосердия: Никольская, Покровская. Александровская, Иверская и другие общины.

4. Великая княгиня Елизавета Федоровна.

5. Современная благотворительность. Работа православных братств.

РАЗДЕЛ II. МОНАСТЫРИ — ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Введение

1. Смысл монашеского жизненного пути.

Понятие о монашестве. Монах («моно» — один) — человек уединенный, живущий в уединении. Цель монашеской жизни — общение с Богом, целомудрие, нестяжание, послушание — обеты монашеской жизни, аскетический образ жизни, исполнение Евангельских заповедей и добродетелей, стремление к духовному и нравственному совершенствованию, обретение духовной целостности. (Грехопадение Адама и Евы — разрушение цельности человека). Возникновение монашества (Египет, IV в.). Преп. Антоний Великий — основоположник отшельнической формы монашества. Преп. Пахомий Великий — устроитель общежительных монастырей. Своеобразный характер сирийского монашества (Ефрем Сирин. Исаак Сирин). Столпничество — особая разновидность аскетического подвига.

2. Значение монастырей в истории России.

Зарождение монашества на Руси. Преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские — основоположники русского монашеского делания. Монастыри — источники духовности и благочестия, носители добра, труда и нравственного объединения народа. Значение монастырей в истории России.

ЧАСТЬ I. Монастыри как центры просвещения и летописания

1. Просветительская деятельность Киево-Печерской Лавры. Монастырские школы в Киевской Руси.

2. Русское летописание.

3. Роль монастырей в распространении научных знаний на Руси.

Создание учебных заведений при монастырях (Спасский, Андреевский, Чудовский монастыри). Создание в Спасском монастыре высшей школы — Славяно-греко-латинской академии. Ее воздействие на духовную и культурную жизнь России. Вклад академии в становление русской науки: церковная и гражданская история, история философии, физика, математика (А. Кантемир, М. Ломоносов, Л. Магницкий). Рождение новой Высшей школы — Московской духовной академии. Духовное углубление и совершенствование академической науки, превратившее академию в «школу верующего разума»: труды Ф. Голубинского, А. Введенского, П. Флорентийского, М. Муретова, Г. Воскресенского, В. Ключевского, Е. Голубинского, А. Лебедева.

ЧАСТЬ II. Монастыри — защитники русского государства

1. Монастыри — духовно-нравственные объединители русских княжеств (XI–XV вв.).

Преодоление княжеских междоусобиц — миротворческая деятельность митр. Кирилла. Роль монашества в освобождении Руси от монголо-татарского ига. Куликовская битва. Подвиг преподобного Сергия Радонежского, монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

2. Противостояние монашества разгулу опричнины.

Самоотверженность митр.Филиппа (Колычева) как обличителя злодеяний царя Иоанна IV. Мученическая кончина.

3. Монастыри — защитники земли русской.

Монастыри — мощные крепости на подступах к Москве. Строительство Даниловского и Спасо-Андроникова монастырей — защитников (XIV–XV вв.). Укрепление южной границы Москвы: Новодевичий (XVI в.), Донской (XVI в.) монастыри. Героическая оборона Псково-Печерского монастыря против войск Стефана Батория в 1581 году. Оборонительная роль Новодевичьего монастыря в защите Москвы от орд Казы-Гирея в 1591 году. Безуспешная 16-месячная осада поляками Троице-Сергиевской Лавры в 1608–1610 годах.

ЧАСТЬ III. Монастырский устав

1. Духовное совершенствование («молитвенное делание», богослужение, воспитание в себе евангельских добродетелей).

2. Церковно-прикладные ремесла. Хозяйственная деятельность монастырей.

Благоукрашение окружающей природы. Садоводство и огородничество в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре: завоз почвы, выведение уникальных сортов плодов, безупречное лесное хозяйство, образцовая молочная ферма, водопровод. Новые системы хозяйствования в Соловецком Зосимо-Савватиевском монастыре: система подземных каналов, электростанция.

3. Монастыри — источники благотворительности (приюты для сирот, богадельни, странноприимницы, больницы).

Составление лечебников и развитие медицинской науки на Соловках и в других монастырях. Милосердное попечение о больных и сиротах. Монастырские больницы, богодельни, странноприимницы, приюты для сирот. Пюхтицкая богодельня «Гефсиманский скит». Забота о сиротах преп. Амвросия Оптинского. Шамординская женская обитель вдов и сирот. Благотворительная деятельность о.Иоанна Кронштадтского и основанных им монастырей (Сурского Иоанна Богословского женского монастыря и Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря).

4. Уклад современной монастырской жизни.

ЧАСТЬ IV. Духовное окормление монастырей

1. Монастыри и подъем духовных сил на Руси в XIV веке. Преп.Сергий Радонежский: его воспитательное руководство, умение тихо и кротко настраивать душу человека. Социальное возрождение — следствие нравственного возрождения.

2. Два направления в монашестве: скитское и общежительное. Преп. Нил Сорский — основатель скитского жительства, наставник созерцательной жизни, идеолог «нестяжателей». Преп. Иосиф Волоцкий — ревнитель «Устава общежительного монастыря», сторонник внешней строгости и внешнего возвышения монастырей.

3. Значение святителей Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского для духовного возрождения общества.

4. Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец и его обитель.

5. Старчество как вид служения миру. Духовная высота и прозорливость преп. Серафима Саровского. Влияние оптинских «исповедников» на русскую православную культуру. Преп. Амвросий Оптинский.

6. Святой праведный Иоанн Кронштадтский — «Bсeроссийский батюшка». Его молитвенный подвиг, педагогическая, воспитательная и благотворительная деятельность.

7. Современное возрождение русских монастырей как очагов духовности. Восхождение россиян к своему духовному обновлению.

РАЗДЕЛ III. Православия святые имена

1. О святости. Церковное почитание святых.
2. Иоанн Креститель.
3. Святой великомученик Андрей Первозванный.
4. Апостол Павел.
5. Святой великомученик Георгий Победоносец.
6. Николай Чудотворец. Святитель Божий.
7. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
8. Святая Ольга — Великая княгиня.
9. Равноапостольный Святой Великий князь Владимир.
10. Святые Борис и Глеб.
11. Нестор Летописец и печерские старцы.
12. Петр и Феврония Муромские.
13. Святой благоверный князь Александр Невский.
14. Св. преп. Сергий Радонежский.
15. Св. князь Дмитрий Донской.
16. Свв. Стефан Пермский и Герман Аляскинский.
17. Св. Андрей Рублев.
18. Божий человек Василий Блаженный.
19. Св. Патриарх Ермоген.
20. Свт. Димитрий Ростовский.
21. Святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский.
22. Св. блаженная Ксения Петербургская.
23. Св. Серафим Саровский.
24. Св. Амвросий Оптинский.
25. Святитель Иннокентий.
26. Св. Патриарх Тихон.
27. Святые новомученики Земли Русской.
28. Святые новомученики Воронежской Земли
29. Итоговый урок:

ЛИТЕРАТУРА

(для второго года обучения)

1. Брянчанинов Игнатий, епископ. О существенном деянии монаха // Памятники Отечества. 1992. № 2–3.
2. Буганов В.И. Бунтари и правдоискатели в Русской Православной Церкви. М., 1991.
3. Быков В.П. Тихие приюты. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993.
4. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
5. Домострой. Ярославль, 1991.
6. Арх. Платон (Игумнов). Монашество // О вере и нравственности по учению Православной Церкви // Сб.ст. М., 1991.
7. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М., 1992.
8. Киево-Печерский Патерик. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1991.
9. Ключевский В. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Памятники Отечества. 1992. № 2–3.
10. О. Иоанн Кронштадтский. Великий пост. М., 1991.
11. Концевич Й.М. Стяжание Духа Святого в путах Древней Руси. М., 1993.
12. Ляховская Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни. СПб., 1993.
13. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. М., 1990.
14. Нилус С. Святыня под спудом. Тайны Православного монашеского духа. 1991.
15. О вере и нравственности по учению Православной Церкви // Под ред. митр. Филарета. Изд. Мос. Патриархии, 1991.
16. Оптинские Старцы. М., 1990.
17. Православные русские обители. СПб., 1994
18. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб., 1994.
19. Сергеев В. Русские православные праздники // 3нание, 1991. № 8.
20. Тальберг Н. История Русской церкви. 1994.
21. Толстой М.В. История русской церкви. 1991.
22. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Памятники Отечества. 1992. № 2–3.
23. Царевский А.А. Значение Православия в жизни и исторической
судьбе России. М., 1991.
24. Чичагов Серафим, митрополит. Что служит основанием духовности? // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 9.

Л.И. Романова,

сотрудник епархиального отдела религиозного образования и катехизации, учитель средней школы № 19

 

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИЙ МИРА

(для 9–11 классов)

ПОЯСНИТЕПЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать четкое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В разработанной программе сделана попытка выполнить эту задачу.

Факультативный курс «Нравственные основы религий мира» разработан для старшеклассников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Курс прежде всего призван помочь в формировании самосознания личности. Кроме этого, он углубляет культурологические знания учащихся и повышает общий уровень образования.

Знакомство с многообразием религиозных систем и верований в разделах II, III, IV, V происходит путем выявления нравственных ценностей, лежащих в их основе. Это помогает старшеклассникам осмыслить такие мировоззренческие проблемы, как место человека в окружающем мире, смысл его бытия, значение религии для духовного возрастания личности. Изучение курса поможет молодому человеку дать правильную морально-нравственную оценку явлениям окружающего мира. Процесс изучения материала строится на основе максимального приближения его к актуальным для учащихся и современного общества нравственным проблемам.

Особое внимание в программе уделено роли Православия не только в истории и культуре России, но, главное, в формировании нравственного идеала русского народа.

Изучение «Нравственных основ религий мира» подготавливает молодых людей к встрече с многообразием религиозных течений и помогает им сделать выбор.

Часть I. Введение

1. Понятие о мировоззрении. Мировоззрение и нравственность. Мировоззрение религиозное и атеистическое. Существует ли противоречие между религией и наукой.

2. Понятие о религии. Основные религиозные конфессии.

3. Понятие о секте. Различие между сектой и конфессией. Классификация сект.

Часть II. Язычество и его влияние

на формирование нравственных идеалов.

1. Понятие о язычестве, история возникновения, распространение. Отражение языческих представлений о мире и человеке в культуре разных народов.

2. Неоязычество.

3. Индуизм как разновидность язычества. Нравственный идеал индуизма. Кто такие йоги? Опасность увлечения практической йогой.

4. Религиозная основа «Общества сознания Кришны». Образ жизни кришнаитов.

5. Понятие о счастье и смысле человеческой жизни в религии буддизма. Понятие о карме. Основные секты буддистского толка.

6. Понятие о трансцедентальной медитации (ТМ). Возможно ли с помощью ТМ решить жизненные проблемы? Связь ТМ с восточными культами, применение ТМ и последствия этого. Объявления со знаком ТМ в нашем городе.

7. Культовые элементы в практике восточных единоборств. Являются ли восточные единоборства чисто спортивной борьбой.

Часть III. Нравственные законы,

данные человечеству в Библии.

1. Ветхий Завет и религия иудаизма. Искажение нравственного идеала ветхозаветной религии в современном иудаизме.

2. Нравственные ценности ислама. Искажение и односторонняя трактовка нравственных законов ислама.

Часть IV. Нравственный идеал

христианства.

1. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Древние христиане в языческом мире. Нравственный идеал христианства, сформулированный в Нагорной проповеди. Почему наше летоисчесление идет от Рождества Христова.

2. Разделение христианства на восточное и западное. Католичество. Влияние нравственных и догматических установок католичества на политику, культуру католических стран. Несовместимость некоторых установлений католичества с христианскои моралью.

3. Потери и «приобретения» реформации. Протестантизм — упрощение и извращение нравственного идеала христианства.

4. Основные протестантские секты. Методы вовлечения. О чем молчат протестантские проповедники (истинные причины активизации деятельности протестантских и других сект в России).

5. Кто такие «свидетели Иеговы?» Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Часть V. Нравственный идеал Православия

1. Основное отличие православия от других христианских вероисповеданий. Случайно ли св. равноап. князь Владимир выбрал Православие в качестве государственной религии для Руси?

2. Значение Русской Православной Церкви (РПЦ) в истории России.

3. Отражение православного нравственного идеала в русской культуре.

 4. Православие и нравственный идеал русского народа. Святые земли русской и их роль в формировании народного самосознания.

5. Православное понятие о грехах и добродетелях и их отражение в жизни русского общества.

Смысл таинства крещения.

6. Отношение РПЦ к семье и браку. Значение чистоты и целомудрия в отношениях между мужчиной и женщиной. Значение и смысл таинства венчания в Православии.

7. Смысл христианской заповеди «Чти отца своего». Смирение, послушание и «непротивление злу».

8. Отношение РПЦ к воинскому долгу, патриотизм православных подвижников. О христианской кротости и праведном гневе. Смысл христианской заповеди «Не убий».

9. Совместимы ли заповеди: «Не лжесвидетельствуй», «Не укради» с законами окружающего мира. Что такое «голос совести»? Нравственная чистота и стойкость — мерило ценности человеческой жизни.

10. Свобода выбора. Свобода и вседозволенность.

Необходимость уважения к религиозным чувствам окружающих.

ЧАСТЬ VI.Православие и современный мир.

1. Попытки создания единой религии и что за ними стоит. Понятие об экуменизме. Веротерпимость и отступничество.

2. Атеизм и нравственность. Христианские элементы в коммунистической идеологии.

3. Религиозное знание и вера.

4. Основные правила поведения в православном храме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия
2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990
3. Выписки из творений святых отцов и учителей церкви по вопросам сектанства. Тверь, 1994
4. М. Зноско-Боровский, свящ. Православие. Римо-католичество. Протестантизм и сектантство. М., 1992
5. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1980.
6. Лосский Н.0. Характер русского народа. М., 1991
7. Льюис К. Просто христианство
8. Мень О.А. История религии. В поисках пути, истины жизни. М., 1991
9. Мораль и нравственность. M., 1979
10. О вере и нравственности по учению Православной церкви / Сб. ст. М., 1991
11. М. Помазанский, свящ. Православное догматическое богословие
12. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб., 1994
13. Прот. А. Ранне. Нагорная проповедь // О вере и нравственности Православной церкви / Сб. ст., Изд. Московской Патриархии, 1991
14. Роуз С. Православие и «религии будущего». Алма-Ата, 1991
15. Толстой М.В. История русской церкви. М., 1991
16. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990
17. Христианство и индуизм. М.,1992
18. Шишкин А.Ф. Моральный выбор. М., 1980
19. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1997

В.К. Невярович, врач-психотерапевт

ХРИСТИАНСТВО И МЕДИЦИНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы «Христианство и медицина» — изучение основ православного учения, касающихся таких аспектов, как духовное врачевание, терапия души, психология, антропология, аскетика. старчество, нравственное богословие, воспитание, брак и семья.

Кроме того, учитывая уникальность исторического становления Российской медицины, рожденной, прежде всего, в недрах монастырских больниц, существенная роль отводится истории христианской медицины, знакомству с ее лучшими древними и новыми представителями (преп. Агапий Печерский, свмч. Пантелеймон, безмездные врачи Косма и Дамиан; проф. Н.И. Пирогов; св. Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Серафим (Л.М.Чичагов) и др.)

В программе излагается православное отношение к целительству, в том числе и к современным «оздоровительным» сектам, колдовству, чародейству, экстрасенсорике, медитации. Используется позитивный материал из опыта традиций православных объединений в России: братств, сестричеств, обществ милосердия, трезвости и др.

Задача программы состоит в приобщении учащихся к многовековому опыту христианства в области человековедения, целительства и милосердия.

Программа рассчитана на контингент учащихся (студентов) медицинских училищ, может быть также использована для изучения в православных медицинских братствах, союзах, сестричествах.

При составлении программы автор использовал следующие свои труды: «Чудесные исцеления»; «Терапия души» (Святоотеческая психотерапия); «Болен ли кто из вас» (рукопись); «Мир в душе» (рукопись).

ХРИСТИАНСТВО И МЕДИЦИНА

1. Введение. Что является основанием всякой науки. Богоугодность медицины. Священное Писание и Священное Предание о медицине.

2. История медицины. Краткая история отеческой медицины. Монастырская медицина. Народная медицина. Развитие аптекарского дела на Руси. Особенности русской медицины в историческом преломлении.

3. Православное понимание сущности болезней и основ врачевания. Происхождение болезней и их причины. Виды болезней (телесные, душевные, духовные). «Чем кто согрешает, тем и наказывается» (Прем. 11, 17). Концепция полезности болезней. Духовно-динамические силы, вызывающие болезни. Общие правила: что делать при первых проявлениях болезни? К кому и когда обращаться в болезни. Выбор врача и средств лечения. Исцеляющие христианские таинства и святыни. Демоническая и каинова медицина. Профилактика болезней.

4. Священное Писание о болезнях и здоровом образе жизни.

5. Основы святоотеческой психологии и психотерапии. Право на существование. Особенности и отличия от так называемых «научной психологии» и «психотерапии». Душа человеческая. Святоотеческое учение о страстях. Грех. Стадии развития греховного процесса. Добродетели. Христианская антропология. Учение о духовной прелести. Православная аскетика. Молитва и ее значение в духовной жизни человека. Невидимая брань. Основы нравственности (духовность, православное учение о совести, грехи лукавства, лицемерия, суеты, сребролюбия и прочие нравственные пороки). Неврозы. Стрессы.

6. Христианский брак. Святое Писание и Святые Отцы о христианском браке. Таинство деторождения (по старцу Сампсону). Пагубность современного учения о планировании семьи.

7. Феномен «старчества» на Руси. Его психологическое и врачующее влияние на здоровье нации. Русские старцы-целители (оптинские старцы: преподобные Макарий, Амвросий, Варсонофий, Нектарий и другие).

8. Чудесные исцеления (истинные и ложные). Ветхозаветные чудесные исцеления и воскрешения из мертвых. Евангельские чудеса исцелений и воскрешения из мертвых. Апостолы Христа и чудесные исцеления. Ранее христианство и чудесные исцеления. Чудесные исцеления по молитвам и помощи Пресвятой Богородицы. Монашество и чудесные исцеления. Подвиг юродства и чудесные исцеления. Чудесные исцеления от святых мощей. Небесные покровители (кому при каких болезнях надо помолиться). Православные врачи и целители: свмч. Пантелеймон, св. безмездные врачи Косма и Дамиан, преп. Агапит Печерский, св.Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадский, архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) и другие. Чудеса ложные (Симон-волхв и другие лжецелители). Отличие истинных чудесных исцелений от ложных. Ложные «оздоровительные» системы в наше время: йога, трансцедентальная медитация, дианетика Р.Хаббарда, учение Порфирия Иванова.

9. Ссовременные лжехристианские школы и направления в целительстве болезней. «Наука о здоровье» (Крисчен Саенс. «Мери Беккер Эдди», США). «Божественные настрои» Георгия Сытина. Ритуальное кодирование Григорьева. Прорицания по Библии, знахарство и пр. «Так лечит Бог» К.В.Бобрищева и другая псевдоправославная литература о целительстве.

10. Пагубность экстрасенсорики.

11. Российские православные врачи: Н.И. Пирогов, И.П. Павлов, В.П. Филатов, Д.Е. Мелехов и другие.

12. Великая княгиня Елизавета Федоровна.

13. Смерть. Подготовка христианина к смерти. Душа после смерти.

 

Список базовой литературы

1. Библия. Издание Московской Патриархии. 1992.
2. Добротолюбие, т.т. 1–4. Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 1992.
3. Сочинения святых Отцов: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, свт.Афанасия Великого, свт. Григория Богослова, преп. Исаака Сирина, преп. Макария Великого, преп. Ефрема Сирина, преп. Иоанна (Лествичника), преп. Аввы Дорофея, преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна, свт. Григория Паламы, свт. Димитрия, митрополита Ростовского, свт. Филарета, митрополита Московского, преп. Нила Сорского, свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана (Затворника), свт. Тихона Задонского, св. пр. Иоанна Кронштатского.
4. Жития и сочинения оптинских старцев: Леонида (в схиме Льва), Макария, Амвросия, Нектария, Моисея, Ворсонофия, Никона; сочинения епископа Варнавы (Беляева); прот. Валентина (Свенцицкого), схииеромонаха Сампсона (Сиверса).
5. Сочинения Серафима Роуза; еп. Иоанна (Шаковского); записки свящ. Александра (Ельчанинова); труд Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия», «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского.
6. Сочинения русских философов И. Ильина, прот. В. Зеньковского, С. Франка и др.

Воронеж, 1999 год.