№ 2 (3) 1999

  

Духовно-нравственные традиции русского народа
Программа факультативного курса для учащихся 5 класса

Л.А. Соколова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель работы над программой — поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности и формирования духовно-нравственного содержания жизни общества путем деятельного приобщения учащихся к традиционной культуре, которая выступает в качестве основного содержания образовательного процесса.

«Обычаи наших предков, — пишет М.М. Громыко, — и далеки и очень близки нам сегодня. Они скрыты в рукописях архивов, живы во многих чертах наших дней. И даже вытоптанные, казалось, начисто, они оживают в сердцах».

Интегрированный учебный курс «Духовно-нравственные традиции русского народа» дает детям среднего школьного возраста представление о духовно-нравственных традициях России, социальном опыте, исторических представлениях наших предков, их хозяйственных знаниях, семейном укладе, круге чтения, праздниках и буднях.

Народная культура и сегодня оказывает значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников. Д.С. Лихачев напоминает, что «обращение к культуре прошлого — это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».

Здоровые основы жизни россиян неразрывно связаны с духовными сокровищами Православной Церкви. Православие было самой сутью мировосприятия россиян и образом их жизни.

Нравственные понятия и соответствующие нормы поведения традиционно прививались детям в семье с малых лет. Поэтому особое внимание уделялось семейным традициям. Именно в семье решались все проблемы: экономические, духовные, нравственные, социальные и др. Содержание программы методически распределено по основным семи проблемно-тематическим разделам, что даст педагогу возможность последовательно знакомить школьников с богатым и многогранным миром наших предков.

Программа написана с опорой на содержание основного образования. Педагог может выбрать различные формы и методы проведения занятий.

Рекомендуется посетить с учащимися близлежащий храм с тем, чтобы познакомить детей с его архитектурой и внутренним обустройством, а также с правилами поведения в храме.

После изучения каждого раздела (в конце четверти или на каникулах) желательно организовать посещение музея, выставки, проведение театрализованного праздника с показом детских рисунков.

Специальную помощь могут оказать руководители театральной студии, преподаватели музыкального, художественного и прикладного направлений.

Надеемся, что этот факультативный курс поможет восстановить «связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.

В дальнейшем предполагается разработать продолжение данного интегрального курса для учащихся 6–8 классов.

Учебное планирование
курса «Духовно-нравственные традиции русского народа»
(5 класс, 64 часа, по 2 часа в неделю)

Программа учебного курса

Учебные пособия: Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982; Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Раздел I. Земля родная (16 часов)

1. Вводная беседа. Уклад жизни русского народа. Семья, дом, церковный приход. Государство. Сословия в дореволюционной России.

2. Отношение крестьянина к природе. Любовь к земле предков. Духовно-нравственные традиции крестьянского труда на Руси.

3. Календарь русской природы и православный месяцеслов. Праздники и календарные обряды русского народа.

4. Сельский труд. Весенняя пахота. Сенокос. Страда. Уборка урожая.

5. Русский лес. Реки и озера. Отношение крестьян к зверям, птицам, рыбам. Сохранение природных богатств.

6. Песни и сказки русского народа о родной природе.

7. Экскурсия в осенний лес.

8. Итоговое повторение. Самостоятельная работа: рисунок «Земля родная».

Межпредметные связи: природоведение, литература.

Раздел II. Русский дом (10 часов)

9. Крестьянская усадьба. Характерный облик избы. Внутреннее убранство. Мебель, посуда, предметы быта семьи.

10. Внутренний строй русской сельской семьи. Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг.

11. Память о предках. Кладбища и поминовения усопших на Руси. Семейный помянник.

12. Самостоятельная работа: рисунок интерьера крестьянской избы.

13. Внутрисемейный строй городской семьи. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Раздел III. Сельский приход (8 часов)

14. Сельский храм. Архитектурный облик и внутреннее устройство.

15. Приходская жизнь поселян. Богомольцы и странники. Благочестие русского крестьянина.

16. Домовая церковь. Семейные праздники в крестьянской семье.

17. Итоговое повторение.

Раздел IV. В семье и на миру (8 часов)

18. Крестьянская община и семья. Сельский мир. Взаимопомощь. Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром.

19. Духовно-нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера. Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим.

20. Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание.

21. Итоговое повторение.

Межпредметные связи: история, литература.

Раздел V. Народная школа (8 часов)

22. Традиционные формы воспитания крестьянских детей. Молитва. Послушание. Богомолье. Милосердие.

23. Аз, буки, веди... Формы и методы обучения детей на Руси.

24. Традиционный круг чтения на Руси (краткий обзор).

25. Экскурсия в музей книги Российской государственной библиотеки (древнерусские книги) или в местный краеведческий музей.

Межпредметные связи: литература.

Раздел VI. Отечество (8 часов)

26. Народ и государство. Любовь и служение Родине. Гражданское послушание на Руси.

27. Защита Отечества от врагов. Ратные подвиги русских воинов.

28. Экскурсия в имение кн. Д.М. Пожарского в Медведково или в местный краеведческий музей.

Межпредметные связи: история, москвоведение.

Раздел VII. Духовное наследие русской культуры (8 часов)

29. Отечественная наука. Великие русские ученые.

30. Мастера русской литературы, искусства, архитектуры. Духовно-нравственное содержание произведений русской литературы и искусства.

31. Практическая работа: письменный рассказ о картине любимого художника ( по художественной открытке ).

32. Итоговое повторение.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, москвоведение.

Литература

1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
3. Громыко М.М. О народном благочестии русских XIX века// Православие и русская народная культура: Науч. сб. Вып. 1. М.,1994. С.5-30.
4. Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,1986.
5. Кузнецов С. В. Религиозно-нравственные основания русского земледельческого хозяйства // Православие и русская народная культура: Науч. сб. Вып. 1. М., 1994. С.31-53.
6. Максимов С.В. Избранное. М., 1995.
7. Русские: семейный и общественный быт. М., 1995.
8. Уразумение к месяцеслову. М., 1995.
9. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск, 1994.
10. Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994.

Воронеж, 1999 год.