№ 3 (3) 2000

  

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(Для старших классов)

Т.Г.ЧЕЛОВЕНКО, Е.С.КОНОНОВА

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса "Благотворительность в истории Русской Православной Церкви" может быть использована для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях различного типа. Она посвящена изучению историко-мировоззренческих оснований благотворительности на Руси и в России. Данная проблематика несет в себе глубокий воспитательный потенциал по формированию этических смыслов и ценностей старшеклассников, предполагает знакомство с национально-религиозным наследием русской культуры, способствует пробуждению национального самосознания личности школьника.

Сделана попытка межпредметного анализа проблемы благотворительности на Руси, когда речь идет не только об историческом ее наполнении, но и мировоззренческом осмыслении идеи служения ближнему в русской религиозной философии, христианской этике, психологии и т.д.

С проповедью милосердия впервые выступили религиозные учения, и прежде всего христианство. В советской морали милосердие долгое время не находило своего места и даже отрицалось как явление, не отвечавшее интересам классовой и политической борьбы. Пренебрежение милосердием отрицательно сказалось на нравственном здоровье людей и воспитании детей. Бездуховность, дефицит сострадания и сочувствия отразились на благополучии семейных отношений, участились случаи отказа от детей, от заботы о престарелых родителях и т.д. Увеличилось отчуждение детей от родителей, молодежи от общества.

Милосердие бескорыстно. Но, в отличие от милостыни, оно является не просто актом бескорыстия, а деятельным участием в судьбе другого человека. Милосердие предполагает самоотверженный, добровольный отказ от своих привилегий, интересов ради другого человека, служение ему.

Основной метод воспитания способности к милосердию - личный пример родителей, взрослых, их повседневная милосердная деятельность. Цель данного курса - на личных примерах благотворительной деятельности подвижников русской духовности освятить смыслами милосердного служения ближнему жизнедеятельность старшеклассников. Программа ставит перед собой задачу показать на примерах истории Русской Православной Церкви возможность и стремление жертвенного служения ближнему независимо от социального статуса личности: от простых крестьян и мещан до дворянской знати и представителей великокняжеской фамилии. Показать начала, их объединяющие: видение смыслов жизнедеятельности в духовном возрастании собственной личности на путях деятельной и высоконравственной любви к ближнему.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (60 часов)

Тема / Кол-во часов / В т.ч. лек. / семин. и лаб.

Введение. Благотворительность как Христова задача

1. От естественного нравственного закона к Евангельской этике - духовно-нравственное восхождение личности. 2 2 -

2. Идея любви и служения ближнему в Новом Завете. 4 1 3

Раздел I. Личность в системе этических смыслов и ценностей

1. Проблема самоопределения в смыслах личной и общечеловеческой жизни. 4 2 2

2. Психология возрождения личности. 4 2 2

Раздел II. Диакония в Древней Церкви

1. Церковная благотворительность в первые годы христианства. Развитие социальных учреждений Церкви после придания христианству статуса государственной религии. 2 1 1

Раздел III. Благотворительность в древней истории

Русской Православной Церкви

1. Целостность христианского мировоззрения: деятельное милосердие и созерцательное отшельничество. 4 2 2

2. Благотворительность в Киевской Руси. 2 1 1

3. Благотворительная деятельность монашества в Московской Руси. 4 4 -

4. Юродство Христа ради как особый характер социального служения. 3 2 1

5. Кризис целостности духовной жизни. 1 1 -

6. Роль православных братств в благотворительной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви Московской Руси. 2 2 -

7. Влияние государственной власти XVIII в. на благотворительность Русской Православной Церкви. 4 2 2

Раздел IV. Новые начала благотворительности в Русской Православной Церкви XIX в.

1. Духовное возрождение страны в начале XIX века. Оптина Пустынь. 5 2 3

2. “Нищелюбие” св. Иоанна Кронштадтского. 1 1 -

3. Благотворительность женских религиозных общин. 5 3 2

4. Великая княгиня Елизавета Федоровна: смысл и красота служения. 4 2 2

Раздел V. Благотворительность в советский период

1. Милосердие как категория советской этической науки. Благотворительность послереволюционного периода в православных братствах. 1 1 -

2. Русская Православная Церковь в годы Великой Oтечественной войны. 2 2 -

3. Послевоенный “запрет на милосердие”. 1 1 -

Раздел VI. Церковная благотворительность в современных условиях

1. Восстановление организованной внутрицерковной благотворительности (диакония в наши дни). Благотворительность и просветительное направление деятельности православных братств. 4 1 3

Всего часов 60 35 25

ПРОГРАММА КУРСА

Введение. Благотворительность как Христова задача.

Естественный нравственный закон - универсальное начало общечеловеческой нравственности. "...Любой народ знает, что прелюбодеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех" (св. Иустин Философ). Святоотеческое наследие о естественном нравственном законе как элементарном и обязательном для всех людей уровне нравственности (св.Афанасий Великий, св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст и др.).

Соответствие естественного нравственного закона десяти заповедям Ветхого Завета.

Евангельская этика - уровень нравственного совершенствования, спасения и обожения человека. Нагорная проповедь - суть Новозаветного учения Христа. Новая заповедь, данная Христом:"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга"(Ин. 13;34). Христианская любовь (Лк. 6,27-31; 1 Кор. 13, 4-7; Гал. 6,2). Смысл служения Христа.

Связь благотворительности с Царствием Божиим, с миссией апостолов: "Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней. И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных" (Лк. 9; 1-2). Притча о Марфе и Марии: пути духовно-нравственного возрастания человека (Лк. 10, 38-42).

Диакония (церковная благотворительность) в Новом Завете.

Раздел I. Личность в системе этических смыслов и ценностей.

Категории "иметь" и "быть" - два направления самоопределения в смыслах личной и общечеловеческой жизни (Э.Фромм, архим. Платон (Игумнов).

Эмпирически-горизонтальное содержание категории "иметь". Идеально-возвышенное содержание категории "быть". Ориентированность на категорию "иметь" экстравертивного характера личности в процессе ее самоопределения: например, образ Ольги в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина ("всегда, как утро, весела"; уживчивый, доступный характер, без тени забот, тревог или сомнений, нацеленный на обладание вещами или другими внешними преимуществами; отсутствие озабоченности человеческими отношениями; способность производить впечатление на окружающих людей и распространять на них свое влияние).

Ориентированность на категорию "быть" интровертивного характера личности в процессе самоопределения: например, образ Татьяны в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина ("дика, печальна, молчалива"; внутренняя самоуглубленность и задумчивость; отсутствие заинтересованности чем-либо обладать; присутствие в характере созерцательной уединенности, нацеленной на становление, понимаемое как вечное творчество и непрерывный процесс).

Духовно-нравственное возрастание личности как возможность преодоления ее экстравертивной направленности.

Психология возрождения личности (о.Борис Ничипоров, Б.С.Братусь, Т.А. Флоренская).

Раздел II. Диакония в Древней Церкви.

Свидетельства первых христиан о церковной благотворительности. Деяния Апостолов об оказании помощи сиротам и вдовам (6:1-3; 10:31; 11:28-29; 20:35).

Великая эпидемия чумы (259 г.): помощь Церкви всем гражданам, невзирая на их вероисповедание.

Забота о чужеземцах, желающих поселиться в христианской общине: предоставление возможности заниматься своим ремеслом, если есть необходимость - обучение ремеслу ("Дидахи", II в. н.э.).

Развитие социальных учреждений Церкви после приобретения христианством статуса государственной религии. Учреждение госпиталя св. Василием Великим (IV в. н.э.) для нищих, больных, в том числе и прокаженных. Преп. Дорофей Палестинский (VII в. н.э.), патриарх Александрийский - св. Иоанн Милостивый (VII в. н.э.) - благотворительное подвижничество по уходу за больными и нищими.

Участие государства в благотворении: государственные пособия для неимущих родителей, больниц, учреждений для сирот, престарелых и нищих. Учреждение императором Византийской империи Иоанном Комнином больницы при монастыре Вседержителя с большим количеством медицинского персонала и отделениями по разным видам болезней.

Протест святых отцов (св. Иоанна Златоуста, V в. н.э., св. Иоанна Милостивого,VII в. н.э.) против обложения народа тяжкими государственными налогами.

Халкидонский собор (V в. н.э.): закрепление благотворительных учреждений за Церковью, финансирование благотворительности в основном церковной казной, а не сборами. Проповеди Церкви о необходимости прямой помощи одного человека другому.

Раздел III. Благотворительность в древней истории Русской Православной Церкви.

Св. Исаак Сирин о двух сторонах религиозно-христианского идеала: деятельном милосердии и созерцательном отшельничестве. Цель религиозно-христианского идеала - воспитать и осуществить нераздельно, но и неслитно любовь к Богу и ближнему ради Бога ( Еф. 2,3,4).

Крещение Киевской Руси. Развитие особой черты русского духа - гармонии, равновесия таких внутренних сил человека, как ума, сердца и духа (И.Киреевский, В.Шубарт, М.Концевич).

Киевская Русь: одна из лучших систем "социальной помощи" в средневековой Европе. Ориентация в государственных структурах на социальное значение Евангелия. Благотворительность св. равноапостольной великой княгини Ольги (X в.). Св. равноапостольный князь Владимир: издание указа об отмене смертной казни, пыток, изуродований под влиянием принятия православной веры.

Древние хроники о благотворительности великого князя Владимира: "Приглашал всякого нищего обратиться к княжескому дворцу, чтобы там обрести в чем нуждается: еды, напитки и куний мех из казны". Тем, кто не мог из-за болезни прийти к дворцу, эта помощь доставлялась на дом. Социальное значение завещания князя Владимира Мономаха сыновьям (XII в.): "Не забывайте о нищих и поддержите их по мере ваших возможностей. Дайте сиротам, защищайте вдов и не давайте сильным губить слабых".

Преп. Феодосий Печерский (XI в.) - законодатель русского монашества, "соединял с созерцанием и великими подвигами выдающийся практический и организаторский талант" (проф. С.Смирнов). Благотворительность - одна из форм служения монаха миру. Прп. Феодосий Печерский в Киево-Печерском монастыре.

Влияние монголо-татарского ига (1237-1480 гг.) на развитие благотворительности на Руси. Падение домонгольского высокого уровня нравственности Киевской Руси. Сохранение личной благотворительности.

Проф. С.Зарин о двуединстве религиозного идеала. Принятие русским монашеством Иерусалимского устава (преп. Сергий Радонежский, XIV в.): появление новых возможностей для служения миру ("любовь к Богу и ближнему стяжав").

Духовная школа Кирилла Белозерского (XV в.), последователя и ученика Сергия Радонежского: пример воплощения целостного православного идеала созерцательной жизни и благотворительности. Благотворительный уклад Белозерского монастыря: выкуп пленных, помощь крестьянам в голодное время (ежедневное кормление 600 человек и более). Преп. Кирилл Белозерский о служении, любви и о прекращении междоусобиц в посланиях к князю Московскому. Послание преп. Кирилла Белозерского князю Андрею Можайскому правительственной и социальной программы: о неподкупности суда, отмене корчемства и таможен, о наказании "татей" и "уймании" людей от сквернословия, о ревности в храмовом благочестии.

Благотворительная деятельность ученика преп. Кирилла Белозерского, преп. Дионисия Грушицкого.

Преп. Иосиф Волоцкий: мировоззрение его "определяется идеей социального служения и призвания Церкви" (прот. Г.Флоровский). Преп. Даниил Переяславский (ХVI в.): служение погребения умерших нечаянной смертью.

Юродство как особый характер социального служения (М.Концевич). Расцвет юродства на Руси в XVI в.: блаж. Максим в Москве (XV в.), преп. Арсений в Новгороде (XVI в.), блаж. Николай Салос в Пскове (XVI в.).

Духовная школа преп. Корнилия Комельского (XVI в.): благотворительность как обязательное дело монастырского устава, запрет инокам самовольной раздачи милостыни. Св. Филипп Ирабский, ученик преп. Корнилия: врачеватель семейных раздоров, воспитатель любви родителей к детям, почтения детей к родителям.

Св. Филипп, Митрополит Московский (Колычев), XVI в.: соединение созерцательного подвига и талантливого служения миру.

Кризис целостности духовной жизни: спор о нестяжательности Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

Влияние государственной политики XVIII в. на состояние благотворительности Русской Православной Церкви. Петровские церковные реформы, указы императрицы Анны Иоанновны (1730 -1740 гг.), Елизаветы (1711 - 1762 гг.), Екатерины II (1762 - 1796 гг.) о конфискации монастырских земель, о закрытии монастырей.

Благотворительность как одно из направлений деятельности православных братств в древней русской Церкви.

Ипатьевская летопись о возникновении первых церковных братств на Руси (братчин) в XII в. Устав братств о принципе безукоризненного образа жизни их членов. Появление церковных союзов духовенств и мирян ("медовые братства") в Западной Руси XV в.. Луцкое, Львовское и Виленское братства. Князья Курбский и Острожский во главе просветительского движения православных братств. Подъем культуры, образование духовенства и простого народа, защита Православия от насильственного объединения с Римской церковью - основные задачи просветительского движения братств XVI и XVII вв. Благотворительная деятельность православных братств (Братств любви, Братств милосердия): устроение больниц, богаделен, домов для паломников и путешественников.

Раздел IV. Новые начала благотворительности в Русской Православной Церкви XIX в.

Духовное возрождение страны в начале XIX в. Оптина Пустынь как яркая выразительница пробуждения духовной жизни русского народа. Смысл возрождения - обретение целостности духовной жизни в единстве духовного подвига внутреннего делания и служения миру во всей полноте его нужд. Связь Оптиной с выдающимися искателями истины и смысла жизни: Гоголь, братья Киреевские, Лев и Алексей Толстые, Достоевский, Соловьев, Леонтьев и др.

Трудности и испытания Русской Православной Церкви в синодальный период.

Благотворительность в дореволюционной России. "Нищелюбие" св. Иоанна Кронштадтского: учреждение братства св. Андрея на попечение нищих (1874 г.), открытие Дома трудолюбия (1881 г.). Плодотворная деятельность народной школы лесопильной рабочей мастерской, курсов ручного труда для мальчиков, приюта для девушек-учениц с начальным обучением, детского сада, дома сирот с бесплатным начальным и ремесленным обучением, воскресной школы для слушателей в возрасте от десяти до тридцати лет, вечерних курсов ручного труда, общего читального зала, книжного магазина и типографии, бесплатной амбулатории, столовой, ночлежного дома, бесплатных квартир для нищих, старческого дома. Ежедневная поддержка нищих в размерах от 3 до 9 копеек.

Организация Домов трудолюбия в С.-Петербурге, Москве и других городах.

Прот. Митрофан Серебрянский о пути диаконисского служения христианской любви ("Пояснительное слово об открываемой Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинской обители милосердия").

Благотворительная деятельность сестер милосердия: Никольская, Покровская, Александровская, Иверская и др. общины. Учреждение принцессой Терезой, дочерью великой княгини Елены Павловны, первого в Европе женского кружка для ухода за ранеными солдатами (г. С.-Петербург). Возникновение аналогичного кружка в г. Москве. Участие благотворительных кружков в Крымской войне (1854 г.).

Участие сестер милосердия Свято-Троицкой общины в русско-турецкой войне (1877 г.). Самоотверженное служение баронессы Ю. Вревской, фрейлины двора императрицы Марии Александровны сестрой милосердия Свято-Троицкой общины на фронте в Болгарии. "Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жаждая жертвы" (из письма И. С. Тургенева к П.В. Анненкову).

Служение великой княгини Елизаветы Федоровны как служение Марфы и Марии.

Благотворительность, любовь к ближним - характерная черта Гессенского дома, семьи будущей великой княгини Елизаветы Федоровны. Принцесса Алиса, мать Елизаветы, - пример милосердного служения ближнему (госпитали, приюты, дома для инвалидов, раздача фамильного состояния на благотворительные нужды). Влияние св. Елизаветы Тюренгенской (XIII в.), одной из родоначальниц Гессенского дома, на жизнь и подвиги великой княгини Елизаветы Федоровны.

Благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны в период русско-японской войны: организовала женский труд для помощи солдатам в залах Кремлевского дворца, сформировала несколько санитарных поездов, устроила госпитали для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте, комплектовала и отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для богослужения.

Марфо-Мариинская обитель великой княгини Елизаветы Федоровны - путь монахини-подвижницы, сочетающей работу и моление. Прот. Митрофан Серебрянский, орловчанин, бывший полковой священник 51-го драгунского Черниговского полка - духовник обители, руководитель внутренней жизнью сестер милосердия. Обучение сестер милосердия о. Митрофаном и великой княгиней духовно наставлять опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей.

Больница при обители: бесплатные операции и лечение лучшими специалистами Москвы. Служение Елизаветы Федоровны в больнице: ассистирование при операциях, перевязки, духовное окормление больных.

Организация при обители дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных. Забота Елизаветы Федоровны о сиротах: материальная поддержка, подарки, материнская ласка и любовь.

Функционирование при обители библиотеки в 2000 томов, обслуживание более 100 посторонних абонементов.

Воскресная школа при обители для женщин и девушек, работающих на фабриках. Преподаватели - сестры обители под руководством священника о. Евгения Синарского. Забота великой княгини о свободном времени для слушательниц в воскресенье (чаепитие, уроки пения, доклады на полезные и душеспасительные темы, пение в хоре на вечерней службе).

Столовая для бедных многодетных семей, а также для трудящихся на поденной работе. Помощь в организации обедов многочисленных благотворителей Марфо-Мариинской обители.

Благотворительность великой княгини вне стен Марфо-Мариинской обители. Посещение Хитрова рынка. Спасение детей из притонов Хитровки: создание артели исполнительных юношей-посыльных Москвы (для мальчиков), создание закрытых учебных заведений или приютов (для девочек). Благотворительный дом с квартирами для девушек, работающих на фабриках, и для бедных студенток. Благотворительный дом–лечебница для чахоточных женщин.

Работа с бедными семьями Москвы: воскресный кружок для детей и взрослых "Детская лепта" в Николаевском дворце (шитье платьев для детей из пожертвованного материала кружковцами, изготовление верхней одежды нуждающимся безработными женщинами, покупка детской обуви на пожертвованные деньги). Обследование потребностей бедных семей сестрами милосердия Марфо-Мариинской обители.

Радение великой княгини Елизаветы Федоровны о духовно-нравственном воспитании жителей Москвы (беседы для народа).

Раздел V. Благотворительность в советский период.

Отрицательное отношение советской этической науки к милосердию как явлению, не отвечающему интересам классовой и политической борьбы. Конфискация церковных благотворительных учреждений, закрытие монастырей, запрет инокам и инокиням заниматься благотворительностью.

Патриарх Тихон о благотворительности в православных братствах послереволюционного периода: активная работа киевского братства "Воскресение Христово" (основано псаломщиком В.Поповым в 1917 г.), братства "Животворящего Креста Господня" (основано епископом Серафимом (Звездинским) в 1922 г.), братства о. Романа Медведя, братства "Апостола и евангелиста Иоанна Богослова" (возглавил епископ Арсений (Жадановский), мечевского братства (основано отцом и сыном Мечевыми) и др. Середина 20-х годов - прекращение деятельности почти всех братств.

Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне. Послание к Церкви митр. Сергия (Страгородского): призыв разделить судьбу народа и положить души своя вместе с паствой. Соединение молитвенного подвига с трудами милосердия: ежедневные церковные службы о даровании успеха и победы русскому воинству; призыв митр.Сергия "трудами и пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам".

Сбор денежных средств в Фонд обороны, Фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии, сооружение на средства церковных пожертвований танковой колонны им.Димитрия Донского, авиационной эскадрильи им.Александра Невского.

Подвиги пастырской службы:

митр.Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) - член Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, представитель РПЦ во Всеславянском комитете;

митр. Ленинградский Алексий (Симанский) - архипастырские труды в осажденном блокадном Ленинграде: ежедневные службы, молебны святителю Николаю о сохранении города от разрушений, сбор средств на оборону и помощь раненым и сиротам (за 1941-1944 гг. собрано более тринадцати миллионов рублей);

епископ Лука (Войно-Ясенецкий) - главный хирург эвакогоспиталя в Красноярске, личное пожертвование в 1946 г. большей части государственной премии I степени за труд "Очерки гнойной хирургии" на помощь "сиротам, жертвам фашистских извергов";

экзарх Московской Патриархии в Северной и Южной Америке митр. Вениамин (Федченков): призывы к скорейшему открытию Второго фронта и пожертвованиям в пользу Красной Армии.

Патриотическая деятельность православных церковных общин во время оккупации: неофициальные кружки взаимной помощи, посильная поддержка военнопленных, помощь самым бедным.

Благотворительная деятельность РПЦ в Воронежском крае.

С 1944 года запрет на самостоятельную благотворительную деятельность Церкви и установление строгого контроля со стороны государственных органов.

Участие православных в движении сопротивления (прот. Андрей Сергеенко, ученый-богослов В.Н.Лосский, А.Блум - ныне митр. Сурожский Антоний). Деятельность русской церковно-общественной организации "Православное действие" в осажденном Париже. Подвиг православной монахини матери Марии (Кузьминой-Караваевой).

Собор епископов 1943 года. Доклад митр. Сергия (Страгородского) "О патриотической работе Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны". 1944 год - Поместный Собор РПЦ: доклад митр.Алексия (Симанского) "О патриотической деятельности Церкви в период войны".

Влияние послевоенных лет на церковную благотворительность; усиление репрессий; подвижнический подвиг православных пастырей в сталинских лагерях.

Милосердие в годы "застоя".

Раздел VI. Церковная благотворительность в современных условиях.

Возрождение благотворительности в эпоху гласности и перестройки. Инициатива писателя Даниила Гранина основания общества "Милосердие" (1988 г.) - одна из первых попыток восстановить благотворительное движение. Организация церковной благотворительности в помощь инвалидам-ветеранам Афганистана.

Создание комиссии Религиозного и Морального образования и Благотворительности (1990 г.) - первые шаги по восстановлению организованной внутрицерковной благотворительности.

Учреждение Союза Православных Братств (1990 г.) для координации деятельности шестнадцати региональных братств, занимавшихся благотворительностью в местных условиях. Расширение состава СПБ до представительства 25 братств (1991 г.).

Создание трех комиссий в Союзе Православных Братств: социальной, медицинской и детской. Два основных направления деятельности Союза Православных Братств - благотворительное и просветительское.

Благотворительное направление: создание домов престарелых и приютов для детей. Некоторые концептуальные характеристики: количественный состав не должен превышать 10-15 человек, максимум до двадцати человек детей или престарелых; расположение приютов и богаделен должно быть в непосредственной близости друг от друга для взаимной поддержки и воспитания детей; создание теплой семейной атмосферы, позволяющей престарелым и детям-сиротам чувствовать себя людьми.

Работа Православных Братств в тюрьмах (братство преп. Сергия, г. Сергиев Посад), с беженцами.

Деятельность братств в государственных больницах и социальных учреждениях: в гематологическом отделении детской республиканской больницы (г.Москва), в Первой городской больнице (г. Москва). Примеры местного характера.

Организация Православными Братствами курсов сестер милосердия. Освящение больничных храмов. Основание Воронежского епархиального православного сестричества. Открытие первого в современной России православного медицинского учебного заведения - Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, тесно связанного с общиной сестер милосердия во имя благоверного царевича Димитрия.

Освящение в Санкт-Петербурге первой в России христианской больницы (сентябрь 1990 г.).

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока Организационные формы

Введение. Благотворительность как Христова задача

1-2. От естественного нравственного закона к лекция евангельской этике - духовно-нравственное с элементами восхождение личности. беседы

3. Идея любви и служения ближнему в Новом Завете. лекция с элементами беседы

4-5. Притча о милосердном самарянине и слово лабораторное на притчу арх. Иоанна (Крестьянкина). л.занятие 

6. Пророчество Христа о Страшном суде и о тайне лабораторное милостыни. л.занятие

Раздел I. Личность в системе этических смыслов и ценностей

1. Самоопределение личности в смыслах личной лекция с и общечеловеческой жизни. лекция с элементами  беседы

2. Сестры Ларины, Ольга и Татьяна, - характеры, смыслопоисковая стремления, поступки... смыслопоисковая беседа

3-4. Человек в огромном мире (на основе лабораторное индивидуальных сообщений учащихся). лабораторное занятие 

5-6. "Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце" - лекция с психология возрождения личности. лекция с элементами  смыслопоисковой беседы

7-8. Сочинение-рассуждение "Зачем нужна дорога,  если она не ведет к Храму?" лабораторное занятие

Раздел II. Диакония в Древней Церкви

1. Особенности социального служения в Древней Церкви. лекция сэлементами беседы

2. Творческая работа "Не оскудеет рука дающего". лабораторное занятие

Раздел III. Благотворительность в древней истории

Русской Православной Церкви

1-2. Вера без дел мертва: целостность христианского идеала. лекция с  элементами беседы

3-4. Православие о делах милосердия. лабораторное занятие

5. Благотворительность в Киевской Руси. лекция с элементами драматизации

6. Поучение Владимира Мономаха. лабораторное занятие

7. Благотворительность - одна из форм служения  монаха миру: преп. Феодосий Печерский (XI в.) лекция с элементами беседы

8-9. "Любовь к Богу и ближнему стяжав": урок - преп. Сергий Радонежский (XIV в.) заочная экскурсия с элементами беседы

10. "Любовь к Богу и ближнему стяжав":  преп. Кирилл Белозерский (XY в.) и преп. Корнилий Комельский (XVI в.)  лекция с элементами беседы

11-12. Юродство Христа ради как особая форма социального служения. лекция с элементами беседы

13. "Немудрое мира". лабораторное занятие

14. Кризис целостности духовной жизни: преп. Нил Сорский и преп. Иосиф Волоцкий - спор о нестяжательности. лекция с элементами  беседы

15-16. Церковь и государство: влияние государственной власти XVIII в. на благотворительность Русской Православной Церкви. лекция сэлементами беседы

17-18. Свет общей свечи: история православных братств. лекция с элементами беседы

19-20. Обобщение изученного. лабораторное занятие

Раздел IV. Новые начала благотворительности Русской

Православной Церкви XIX в.

1-2. Оптина Пустынь - центр духовного возрождения страны в начале XIX в. лекция с элементами беседы

3-4. "Паломничество в Оптину". Просмотр фильмов об Оптиной Пустыни. лабораторное занятие

5. Сочинение-миниатюра. лабораторное занятие

6. "Нищелюбие" св. Иоанна Кронштадтского. беседа с элементами драматизации

7. Пути нравственного восхождения (прот. Митрофан Серебрянский о диаконисском служении христианской любви). лабораторное занятие

8-9. "Утоли моя печали" - благотворительная деятельность общин милосердия. лекция с элементами беседы

10. Легко ли быть милосердным? лабораторное занятие

11. Самоотверженное служение баронессы Юлии Вревской - мученический венец  любви ради. литературно-музыкальная композиция

12-15. Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна - смысл и красота служения.

12. Истоки будущего величия. лекция

13. Монахиня-подвижница - венец нетленный. лекция

14. Просмотр фильма о великой княгине Елизавете Федоровне. лабораторное занятие

15. "Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно". лабораторное занятие

Раздел V. Благотворительность в советский период

1 Служение Богу и людям православных братств послереволюционного периода. лекция с элементами беседы

2. "Положим же души своя вместе с нашей паствой": социальное служение РПЦ в годы  Великой Отечественной войны. лекция с элементами беседы

3. Духовенство Воронежского края в годы Великой Отечественной войны. Великой Отечественной войны.

4. "Любовь, побеждающая смерть". лекция с элементами беседы

Раздел VI. Церковная благотворительность в современных условиях

1. Возрождение пламени братской любви. лекция с элементами беседы

2. Актуальность милосердия на рубеже XX-XXI вв. лабораторное занятие

3. Церковная диакония в наши дни: журнальный обзор. лабораторное  занятие

4. Сочинение-миниатюра "Нужен ли мне свет общей свечи?"  лабораторное занятие

5. Обсуждение итоговых сочинений. лабораторное занятие

Зачет.

Литература

1. Акиньшин А.Н. Храмы г. Воронежа. Воронеж, 1995.
2. Братусь Б.С. и др. Начало христианской психологии. М., 1995.
3. Бураков Ю. Утоли моя печали//Наука и религия. 1991. № 10-12.
4. Прот.Ф.Вансер Воорт. Практика и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви//Путь православия. 1993. №2.
5. Гиляровский В. Москва и москвичи. М., 1983.
6. Житие Святого Праведного Иоанна Кронштадтского - чудотворца//Журнал Московской Патриархии. 1990. №10.
7. Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
8. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993.
9. Копелев Л.З. Святой доктор Федор Петрович. СПб, 1993.
10.Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995.
11. Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 1994.
12. Михен-Уотерс Б. В чем ее святость?//Наука и религия. 1991. № 3.
13. Архиеп.Михаил (Мудьюгин). Жертвенная любовь Христа//О вере и нравственности по учению Православной Церкви: Сб. ст. М., изд-во Московской 
Патриархии, 1991.
14. Прот. Борис Ничипоров. Введение в христианскую психологию. М, 1994.
15. Папков А.А. Упадок православного прихода XVII-XIX вв. Историческая справка. М., 1899.
16. Поспеловский Ф. Русская Православная Церковь: испытания начала XIX в.//Вопросы истории. 1993. № 1.
17. Проскуровская Ю.И. Сестра милосердия Юлия Вревская//Вопросы истории. 1992. №11-12.
18. Прот. А.Ранне. Нагорная проповедь.//О вере и нравственности Православной Церкви: Сб. ст. М., Изд. Московской Патриархии, 1991.
19. Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994.
20. Человенко Т.Г., Кононова Е.С. Благотворительность в истории Русской Православной Церкви. Учебное пособие. Орел, изд. Социально-Образовательного Центра, 1997.
21. Игумен Иоанн (Экономцев). Общая свеча//Наука и религия. 1991. №6. 

Воронеж, 2000 год.