Радеть за Отечество


18-19 сентября в Ярославле прошли III Образовательные чтения Центрального федерального округа "1020-летие Крещения Руси: Русская Православная Церковь и духовно-нравственная культура современного общества", участие в которых приняла воронежская делегация в составе 16 педагогов.

Во время работы чтений были определены номинанты премии "За нравственный подвиг учителя" и награждены педагоги, достигшие инновационных результатов в работе с детьми и молодежью. Победителями в конкурсе стали и воронежцы: преподаватель химии гимназии № 9 Е.А. Пономарева и бывший преподаватель ОПК школы № 19 Л.И. Романова, которая рассказала нашему корреспонденту о своей работе.

- "А где можно приобрести такой комплект методической литературы?" - спрашивали нас, членов воронежской делегации, коллеги в Угличе, где состоялось заседание секции "Семейное воспитание".

Мы взяли с собой несколько методических комплектов курса "Основы православной культуры" для II-IV классов (хрестоматии, пособие для учителя с разработкой каждого урока, рабочая тетрадь для детей), но спрос был велик, и пришлось раздавать визитки. Заинтересованность педагогов понятна. Многие уже преподают ОПК, но учебных пособий, отвечающих всем требованиям светской школы, очень мало.

Курс ОПК для начальной школы, созданный в соавторстве с работниками ВОИПКПРО кандидатом исторических наук Т.В. Дорофеевой и сотрудником лаборатории духовно-нравственного воспитания С.И. Веретенниковой, был апробирован в школах Воронежа и области и получил высокую оценку наших учителей. Мы руководствовались указанием Святейшего Патриарха Алексия II, который определил основные задачи преподавания этого предмета: восполнить пробелы в образовании и воспитать нравственного человека.

Но нравственность сама по себе не мотивирована. Она отвечает на вопрос "Что можно и что нельзя?", но, почему это можно, а это нельзя, с позиции морали объяснить невозможно, если не обратиться к вечным понятиям, укорененным в вере. Только Православие, отражением которого является отечественная культура, дает ценностную ориентацию в современном мире.

Каждое занятие ОПК имеет традиционно обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Но главная цель всех занятий - расположить детей думать и, размышляя, сопереживать.

В этом помогает использование классических литературных произведений, шедевров изобразительного и музыкального искусства, родников народной мудрости.

Дети активно участвуют в процессе познания, развивают творческие возможности, выполняя задания рабочей тетради, рисуют, отгадывают кроссворды и викторины, пишут сочинения, читают этот маленький учебник и тетрадь одновременно.

Почти на всех занятиях происходит знакомство с церковнославянским языком. При этом у детей развивается вкус к русской литературной речи, происходит пополнение их словарного запаса.

На Образовательных чтениях учителя интересовались тем, как в программе предусмотрено осмысление основных нравственных понятий. Это действительно главный вопрос. Ведь в современном мире понятия добра и зла размыты, а во многих случаях происходит их подмена.

Это прекрасно иллюстрируют ответы третьеклассников на простой, казалось бы, вопрос "Что значит жить хорошо?". Мы получаем как минимум два ответа. Первый: жить хорошо - это иметь все, что хочешь, и делать все, что хочешь. И второй: жить хорошо - это любить людей, трудиться, поступать по совести.

Часто искажаются самые элементарные понятия: добро делается напоказ, осуждают, ябедничают - якобы для пользы дела. На уроках ОПК дети пытаются осмыслить, что такое настоящая храбрость, чем смирение отличается от униженности, а гордыня от достоинства.

Они учатся не путать стыд (хранение своей внутренней чистоты, неуступчивость греху) с зажатостью, неумением общаться. На уроках ОПК воспитывается благоговение - это относится не только к святыням, но и к таким понятиям, как "мать", "хлеб", "Родина", "Россия".

Конечно, коллегам было интересно узнать об освещении в курсе ОПК семейной темы. Много уроков посвящено семье. Вот некоторые из тем: "День Матери", "Святость семьи и родного очага", "Братская любовь крепче каменных стен", "Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает", "Моя родословная". Чтение художественных произведений о семье, беседы с детьми формируют понятие, которое характеризовало особый, чистый, возвышенный уклад семейной жизни. Это понятие - благочестие. Почти утраченное слово. Почти утраченные отношения. Наверное, их нельзя вернуть, но знать о них, чтобы как-то помочь себе и своим будущим детям, наши воспитанники должны.

Когда я говорила о семейном благочестии, коллеги аплодировали. Действительно, тема животрепещущая.

Тематика чтений и бесед в курсе ОПК разнообразна: "Человек и окружающий мир", "Праздники и обычаи моего народа", "Храни душу свою", "Их почитает мой народ"...

И еще один наболевший вопрос: почему наши дети не читают? Современные дети способны воспринимать лишь формальный смысл художественного текста, что лишает его интереса, поэтому они читают "Гарри Поттера", где много действия, напоминающего компьютерную игру. Tелевидение подавляет формирование связи слова и образа. Поэтому в программе предусмотрена работа с художественным словом, необходимо оживить слово силой духа - творчеством, научить детей различать оттенки смысла и чувства, чтобы за словом видеть образ.

Общаясь с коллегами на древней Ярославской земле, любуясь красотой храмов, мы как бы обретали крепость и желание трудиться с еще большей отдачей, чтобы воспитать граждан, достойных славы Святой Руси.

В несметном
нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
"Отечество",
"Верность",
"Братство".
А есть еще
"Совесть",
"Честь":
Ах, если бы все понимали,
Что это
не просто слова,
Каких бы мы
бед избежали.
И это не просто слова!

Эти строки известного русского поэта А.Я. Яшина (Попова) как бы являются эпиграфом к методическому пособию по "Основам православной культуры".


Уже сколько лет ведутся разговоры об основах православной культуры! Собираются различные деятели, мудрые люди, руководители, педагоги, заинтересованные стороны: И где результат?! В тех регионах, где были проявлены политическая воля и здравый смысл, основы православной культуры уже введены в том или ином виде. Там люди заботятся о духовно-нравственном состоянии общества, принимают совместные законы, если их нет на общегосударственном уровне: запрещается нецензурная брань, распитие спиртных напитков и т. д. Люди не ждут того момента, когда некому будет преподавать основы любой культуры - православной или межрелигиозной, - а, болея и радея за свое Отечество, за свою страну, принимают решения, претворяют их в жизнь, делают что-то.

Архиепископ Ярославский КИРИЛЛ
 

Воронеж Православный №10 (119) 2008