| 
  «У 
			меня особое, трепетное отношение к святителю Митрофану и Покровскому 
			кафедральному собору. Я не только псаломщиком в 1988—1989 годы был, 
			я в него до армии ходил, когда учился в сельскохозяйственном 
			институте в Воронеже. Уже подстриженный «под ноль», стоял, молился 
			за Литургией мученику Иоанну Воину. Видно, по его молитвам Господь 
			управил, что в армии я встретился с протоиереем Вениамином — в 
			Гороховце Владимирской области. На его вопрос: «Что думаешь делать 
			после армии?», я ответил: «Наверное, институт заканчивать, а затем 
			уже, если Бог даст, при церкви работать». 
 Он спрашивает: «А какой институт?» — «Сельскохозяйственный». Он 
			подумал-подумал и говорит: «Ну что ж, этот институт ради Церкви 
			бросить можно…». И я приехал с решимостью послужить Церкви… Позже в 
			Покровском соборе Бог меня свел с моим духовником схиепископом 
			Алипием...»
 Наш собеседник — епископ Святогорский Арсений.
 
 — Владыка, расскажите, каким был Ваш путь к вере?
 — Да я себя не помню неверующим. Я таким никогда не был. Не то 
			чтобы я был неверующим, а потом стал верующим. Я всегда был 
			верующим, еще с детства. Видно, Господь дает… Еще в роддоме врач, 
			который принимал роды, сказал: «Поп родился». У меня черные волосики 
			длинные сзади были… Может, у него были в практике подобные случаи — 
			не знаю, в связи с чем он мог это сказать. Так меня попом и звали. А 
			только ходить научился — это и родители могут подтвердить — первое, 
			что меня стало интересовать, — это иконы.
 
 Я маленьким любил иконочки рассматривать: когда еще только ходить 
			научился, в какой дом ни зайду — везде я сразу к иконкам. Бабушки 
			говорили: «Шо с той детины будет? Ще только ходить научился — уже 
			иконами интересуется…».
 
 — А был ли у Вас любимый святой, к кому Вы чаще обращались?
 — Конечно, Божия Матерь — это само собой, особенно Дивногорская 
			(Сицилийская) икона — всегда почитал. И так, по рассказам старых 
			людей, как к святыне к Ней относился. Ну а из угодников Божиих — 
			великомученица Варвара.
 
 — Почему?
 — Наверное, это тоже связано с детскими впечатлениями, потому 
			что у нас дома до сих пор находится икона великомученицы Варвары, 
			которую принесла бабушка моя вместе со своей крестной, когда ходили 
			в Киев пешком. Они оттуда, от мощей великомученицы Варвары, принесли 
			эту иконочку, повсюду с собой ее носили, сейчас она в окладе из 
			фольги (как было по-сельски заведено). Бабушка часто рассказывала, 
			как страдала Варвара, что ее собственный отец убил за Христа, и мою 
			детскую душу это трогало. А теперь день великомученицы Варвары — 
			престольный праздник у нас в Святогорской обители… Я всегда эту 
			угодницу Божию почитал и почитаю. Молюсь святой Варваре, надеюсь на 
			ее милость, потому что бабушка говорила: «Кто молится великомученице 
			Варваре, тот всегда имеет смерть с христианским напутствием». 
			Поэтому мне, как монаху, который должен «помнить последняя своя», 
			это очень дорого, и я очень желаю получить христианское напутствие в 
			последние дни моей жизни, в момент отхода в вечность. Поэтому прошу 
			угодницу Божию, чтобы не лишила меня этой милости.
 
 — Владыка, расскажите о почитании Сицилийской иконы Божией 
			Матери…
 — В нашем селе всегда было особое почитание Дивногорской 
			(Сицилийской) иконы Божией Матери. Во-первых, Дивногорье рядом, 
			возле села находится, мои сельчане духовников там своих имели, 
			ходили пешком в этот монастырь молиться. Моя бабушка (Дарья ее 
			звали) рассказывала, как чудотворную икону носили по селу. Она 
			название имеет «Сицилийская», а народ по простоте своей за множество 
			исцелений назвал ее «Исцеляйская». И бабушка говорила, что, бывало, 
			когда икону пронесут по селу, не только больные люди, а и скотина 
			вся выздоравливала.
 
 Сама эта икона до революции находилась в Троицком храме, там был 
			такой староста Семен Ефимов. Он заказал эту икону в Острогожске и на 
			себе пешком нес ее 40 километров. И она находилась как чтимая в 
			Троицком храме. Впоследствии, когда храм уже громили в 1931 году, 
			иконостас на дрова рубили и кузню им топили сельскую. А эту икону
 
 Агриппина (дочь протодиакона Алексия Мазьева) — мы ее знали как бабу 
			Груню — из киота достала и во время
 обеденного перерыва у погромщиков хотела скрыться с ней. Они 
			увидели: «Стой! Куда?». Она говорит: «Детки, я из этой иконы стол 
			себе сделаю — у меня стола дома нет». И они ей: «Ну что ж, бабка, 
			если на стол, то забирай!».
 
 И вот так Агриппина спасла эту икону. Она находилась у бабы Груни, а 
			потом, когда началась Великая Отечественная война, оккупанты — немцы 
			и мадьяры, которые 8 месяцев в селе стояли, — зачастую в дома 
			заходили, и у кого старинные иконы были, то они их забирали и целыми 
			посылками отправляли к себе в Германию. Все селяне боялись, что и 
			эту икону могут забрать. Тогда за селом — там по-над Доном идет цепь 
			меловых гор — они в одной из гор выбили пещерку, эту икону туда 
			поставили и заложили ее мелом. И весь оккупационный период — 8 
			месяцев — икона там стояла.
 
 Потом, когда началось наступление, икону забрали из пещеры. Она 
			сначала стояла в селе Качалово. В одном доме пять семей ютилось 
			после военной разрухи, и вот икону поставили в этом доме и каждое 
			воскресенье перед ней акафист читали (множество народа собиралось). 
			А деток ставили рядами на коленки перед иконкой этой: «Молитесь 
			Божией Матери, чтоб ваши папки с фронта поприходили...».
 
 В 1946 году открывается Покровский храм в Лисках. Старинный храм, он 
			был тоже закрыт, в нем ничего не было. И люди решили эту икону 
			отнести в церковь. Они оставили там документ, что в случае, если 
			будет построен храм в селе Лиски, то икону вернуть обратно. Этот 
			документ от 16 января 1946 года — подписанный, с печатью приходского 
			совета — до сих пор хранится, он у иконы в рамочке сейчас находится. 
			И так исполнилось предречение наших благочестивых односельчан, 
			которые в тяжелое послереволюционное время, накануне голода 1947 
			года думали о том, чтобы построить молитвенный дом, храм в селе и 
			икону вернуть обратно, переживали…
 
 Я икону эту брал из Покровского храма для реставрации: надо было 
			закрепить грунт. Она год находилась на реставрации — грунт был 
			вспученный, мы его «посадили», закрепили, восстановили (кое-где была 
			смыта позолота), некоторые трещины были оконной замазкой замазаны — 
			пришлось немножко все расчистить. Но все трещины, все шелушения 
			касались только фона, а само изображение Божией Матери не было 
			тронуто. Несколько месяцев после реставрации икона у меня дома 
			стояла — все односельчане приходили, прикладывались, негасимая 
			лампадочка теплилась перед ней всегда. И вот 21 октября, перед 
			всенощной, крестным ходом принесли ее в храм. До этого дождик шел, 
			сумрачно как-то было, а икону понесли — солнышко, теплынь, штиль 
			такой установился — ветерок ни колыхнет. Слава Богу, что люди 
			пришли. Это мои односельчане, с которыми мы — с кем-то больше, с 
			кем-то меньше — виделись, знались; радостно, что они живы душой.
 
 Корень благочестия, он особую роль имеет. Была личная подвижническая 
			благочестивая жизнь их предков — и, я смотрю, их дети, их внуки — 
			все в церкви. Тоже наследственность такая — святая… И я с теми 
			людьми сугубо как бы общался — люди церковные, верующие были. И 
			сейчас их дети стоят в храме, молятся… Слава Богу!
 
 — Владыка, а какая добродетель труднее всего достается?
 — Вы знаете, добродетели — они все с трудом достаются. Все с 
			трудом. Но в наше время, полное какой-то гордости, — наверное, 
			смирение. «Без смирения нет спасения» — все это мы знаем твердо, но 
			как зачастую бывает тяжело смириться человеку… Даже на первую 
			ступень смирения и то тяжело встать. Как говорят, первая ступень 
			смирения — это смирение перед старшими, а с равными как с равными. 
			Вторая ступень смирения — смирение перед равными, с младшими — как с 
			равными, а третья ступень — это смирение перед младшими и почитание 
			себя ниже всякой твари. Хотя бы подняться на первую ступень смирения 
			— и то уже слава Тебе, Господи! Смирение — это без труда спасение.
 
 — Сегодня память преподобного Амвросия Оптинского. И как на 
			свитке у него написано: «Подобает убо нудитися возрастати в 
			смирении...» А такая добродетель, как терпение?
 — Терпение… Ну, во-первых, наверное, христианское терпение — оно в 
			рамках упования на волю Божию. Мы Бога любим и знаем, что Господь по 
			Своей любви больше, чем мы можем претерпеть, на нас не возложит, все 
			по силам. Господь помогает.
 — А кого из святых отцов Вы любите читать?
 — У меня Оптинские старцы любимые — и старец Амвросий, такой живой 
			по духу, и старцы Варсонофий и Макарий. Больше Оптинских. Старца 
			Паисия Святогорца. Сейчас очень много хороших книжек — такого живого 
			духа, подвижнически радостного для практической жизни современного 
			монашества.
 
 — Ваше любимое изречение…
 — Я вообще любитель народных поговорок, присловий всяческих. Когда 
			трудно, за тяжелое дело браться надо — «Дай Бог и нашему теленку 
			волка съесть!». Поэтому и в духовном деле так же — дай, Боже, нам 
			этого духовного волка победить.
 
 — Владыка, что бы Вы пожелал и читателям православных изданий, 
			которые выходят по благословению Владыки Сергия в Воронежской 
			епархии?
 — Хотелось бы пожелать искреннего благочестия прежде всего. 
			Прискорбно, что приходится сейчас наблюдать некоторые революционные 
			настроения в церковной среде. Человек, прочитавший две-три книжки 
			как бы о богословии, или о догматах, или об истории церковной, по 
			гордости своего ума думает, что все уже знает: он может всех судить, 
			всех рядить, всем ума вставлять… А забывает о том, что прежде всего 
			Господь сказал в Евангелии: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и 
			смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 28, 11). 
			Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, «чтение житий святых в 
			последние времена будет нужно не столько для подражания, сколько для 
			сознания собственного недостоинства». Когда мы будем сравнивать свою 
			жизнь, свое житие с их житием, то будем осознавать, насколько мы 
			далеки от Бога и от святости, которую имели святые.
 
 Хочется пожелать всем крепости духовной, искреннего благочестия — и 
			пастырям, и пасомым, и всем христианам. Заповеди всем едины и по 
			этим заповедям всех нас будут на Страшном суде спрашивать — по тому, 
			что каждый из нас избрал соответственно своему устроению и как 
			угодно Богу: кто-то священник, кто-то мирянин, кто-то монах, а 
			заповеди всем одинаковы. Все мы — христиане.
 
 |