Размышления о свободе и неволе

…Вспоминаю нашу первую встречу с женщинами, находящимися под следствием за убийство. Головы втянуты в плечи. Тишина. Никакого диалога, слушают молча. Ощущение в душе тягостное. Напряжение сохранялось до конца беседы.

Во второе мое посещение почти ничего не изменилось, только одна из заключенных слишком много говорила. У нее на воле осталось двое маленьких детей, самой женщине нет и 30 лет. Покаянного чувства не прослеживалось, напротив, ей хотелось показать, что она верующая и сведущая в Священном Писании. Временами женщина задавала провокационные вопросы, пытаясь вызвать во мне ответную негативную реакцию. «Вы, конечно, скажете сейчас, что во мне бес!» – заявила она (вероятно, ей приходилось слышать такое в свой адрес). Однако я давно уже научилась реагировать на подобные выходки спокойно, не давая повода к озлобленности. Поэтому довольно быстро женщина успокоилась.

В третий раз Господь начал действовать более явно. Сопровождающий меня офицер выделил на беседу два часа! Говорили о покаянии. Женщины раскрепостились, раскрылись, наконец-то завязался диалог… Мы и не заметили, как пролетело время.

Теперь к ним я иду с радостью. На встречах с подследственными беседуем на актуальные темы: о сглазах, порче, проклятии, отчитках, гадании. В одной камере сидела цыганка, которая постоянно гадала. После того как ее отправили по этапу, гадать начала вся камера. Почему-то пример молитвенной жизни не столь заразителен.

Одна женщина как-то спросила:
– Гадание является грехом?
– Конечно. Если вы это делали, то нужно покаяться и никогда не повторять этого греха (при этом рассказывала о том, как относились к ворожеям во времена Ветхого Завета).
– А как же рождественские и крещенские гадания? Мы на эти праздники всегда в камере гадали. Я вот хочу жениха себе нагадать. Я три раза замужем была – четвертый не проблема.

В контексте подобных разговоров я пересказываю избранные места из книг старца Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке», «Духовное пробуждение».

Разговариваем о самоубийстве и о том, можно ли просить Бога о скорой смерти. У некоторых женщин близкие люди покончили жизнь самоубийством, и в связи с этим возникают вопросы, какова их загробная участь и как о них молиться. Вспоминаю одну молодую осужденную, которая неоднократно повторяла: «Я покончила с собой, а меня спасли. Я уже сто раз пожалела о том, что выжила. Зачем меня спасли?».

Часто рассказываю о загробной участи души, ссылаясь на книгу святителя Василия Кинешемского «Толкование на Евангелие от Марка». С доводами святителя трудно не согласиться, и на женщин это оказывает благотворное влияние.

Разговариваем о посте, диете и вегетарианстве, о целительстве, о нецензурной брани, о телегонии и абортах.

Говорим о святых и об их почитании. Ни в тюрьме, ни в больнице об этом почти никто не знает, а некоторые заключенные сектантского духа вообще не понимают этого явления и потому отрицают его существование.

Беседуем о покаянии. Одна заключенная призналась: «У меня есть брат. Мы не видимся и не общаемся уже 22 года. Я просто знаю, что он есть. А все это из-за того, что неровно поделили родительское наследство. Других родных у меня нет. Может, мне написать брату письмо и помириться, а то так за душу тянет?».

Я утвердила ее в этом благом намерении, но предложила сначала прочитать Евангелие от Матфея. Объяснила это тем, что после знакомства со словом Божиим во время написания покаянного письма она сможет найти несколько другие слова, иначе выразить свои чувства. Женщина согласилась.

Спрашивают о суевериях. Это одна из самых распространенных проблем. О вере знания минимальные, а багаж суеверий и предрассудков велик.

Никогда не забуду телефонный разговор с незнакомым человеком. Был великий праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Раздается телефонный звонок.

– Здравствуйте. Сегодня день строгого поста?
– Да.
– Круглое же есть нельзя? Я вот сижу на работе, колбасу квадратиками порезал, а что дальше делать – не знаю!
Другой пример.
В автобусе у мужчины зазвонил сотовый телефон. Связь довольно громкая, и поэтому разговор хорошо слышен.
– Ты чего не на работе?
– Да я в деревню еду.
– Сегодня же рабочий день…
– Да праздник сегодня.
– Какой праздник?
– Мать сказала, что «Сдвижение».
(Имелся в виду праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.)
– А это что такое?
– Не знаю, но пол-литра захватил.

О молитве. Очень часто первый опыт молитвы человек приобретает в камере или на больничной койке. Как правило, возникает много вопросов: как молиться, кому, как быть, когда при чтении молитвослова почти ничего не понятно, можно ли молиться своими словами…

Одна женщина сказала:
– Сейчас я здесь молюсь регулярно, каждый день. У меня есть время. А когда выйду на свободу, то что же, я так и должна продолжать? У меня же не будет времени на это! Разве нужно себя заставлять насильно?
– К молитве необходимо себя понуждать, тогда и желание появится, и теплота сердечная. А если не найдете для этого времени, то снова окажетесь здесь и вернетесь к своему молитвенному правилу, так как забот будет намного меньше.
Все засмеялись.
Через несколько дней после этого разговора позвонил молодой человек, который недавно вышел из мест лишения свободы.
Спрашиваю:
– Как у тебя успехи в духовной жизни?
(На зоне он много молился, читал.)
– Духовно разлагаюсь. Сейчас работаю грузчиком, устаю – не до молитвы. Правда, сам переживаю за это. Но не курю и не пью даже пива. У меня знакомый тоже после освобождения отошел от храма и от молитвы. Сейчас снова за решеткой. Я этого не хочу.
Две заключенные впервые услышали о Псалтири. Я посоветовала им читать Псалтирь в Библии на русском языке, чтобы было понятно. Знаю примеры, когда люди начинали читать на церковно-славянском языке (хотя и русскими буквами) и, не понимая многих слов, совсем оставляли молитву.

Прихожу через неделю. Обе женщины стали наперебой рассказывать о том, как им понравились псалмы. Они полностью прочитали Псалтирь за 4 дня.

Общаясь с людьми в больнице и в тюрьме, я обнаружила, что некоторые худо-бедно используют молитвослов, но о чтении Псалтири почти никто не имеет понятия. Когда я начинаю об этом рассказывать, зачитывать избранные места, пояснять духовный и исторический смысл этих удивительных молитв, то многие люди проявляют большой интерес к Псалтири.

Самое трудное – это постоянство в молитве. Часто можно услышать: «Что пользы в том, что я молюсь? Все равно Господь не слышит!». В таких случаях я иногда привожу слова протоиерея Родиона Путятина: «Чем дольше мы просим Бога, тем Он щедрее бывает, чем дольше Он не дает, тем больше даст: в то время, когда Он не дает нам просимого, Он как бы придумывает, чем бы получше наградить нас» («Цветник духовный»).

А. ЗУБКОВА

Воронеж Православный №11-12 (120-121) 2008