"Имя есть жизнь"

 
Как выбрать имя для ребенка, какой святой является его небесным покровителем -
об этом рассказывает священник Кирилл Даниличев

– Как все-таки правильно выбрать имя ребенку?
– Наречение имени человеку и усвоение человеческой личностью своего имени есть тайна. Имя является символом, вербальной иконой чего-то в человеке, что присуще только ему. Как икона открывает нам непостижимый духовный мир, так и имя выражает в человеке то, что не видно глазу, но очевидно для духа, потому что человек – существо духовное.

Однако имя ни в коей мере не несет в себе сущности носителя. Имя по своей сути выражает главный, характерный признак отдельно взятой личности. Оно указывает на индивидуальность, оно и есть образ этой индивидуальности. Священник Павел Флоренский в своей работе «Имена» так определяет феномен человеческого имени: «Поверьте, что тема личности дается именем, и все остальное – лишь простая разработка этой темы по правилам контрапункта и гармонии…». Также он писал: «Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность».

Русский философ А.Ф. Лосев кратко выражал свое осмысление понятия имени: «Имя есть жизнь». Главенствующим аспектом в решении родителями вопроса о выборе имени своему ребенку должна быть молитва к Богу, еще даже до рождения, чтобы имя само пришло к новорожденному как Промысл Божий о нем.

Что же касается благозвучности и гармонии с отчеством, то это уже свидетельство наличия культуры и развитости эстетического начала у самих родителей. Приходится иногда сталкиваться с такими, мягко говоря, оксюморонами, как Ева Ивановна, Роберт Петрович, Стелла Семеновна.

– Народное поверье: если ребенок носит имя преподобного, то будет счастлив, а если мученика – его ждут несчастья. Влияет ли выбор имени на судьбу ребенка?
– Мы постоянно смешиваем понятия жизненного мучения и добровольного подвига мученичества, мира духовного и блага житейского. Так случается иногда, что внешне, действительно, жизнь человека чем-то напоминает жизнь небесного покровителя. Но это только внешне, поскольку здесь есть существенная разница: мученики добровольно страдали за Христа, а мы часто расплачиваемся за свое неверие, совершенный грех и просто глупость.

Счастье преподобных не всегда шло в ногу с благом в общечеловеческом понимании. Поэтому и человек внешне удачливый, и при этом носящий имя кого-то из преподобных, в духовном измерении может быть абсолютно противоположен своему небесному покровителю, поскольку у одного природа радости – Христос, а у другого – выгодная сделка и новая дача на островах. Но все же изредка Господь удостаивал праведных людей реального воплощения в их жизни тех духовных подвигов, которыми прославились их небесные покровители. Но это милость Божия и Промысл о человеке, а не сбывшееся суеверие, по принципу которого люди ошибочно строят свою жизнь.

– Самые популярные имена девочек-мальчиков, которые выбирают для своих детей жители Воронежа?
– По сведениям из Управления ЗАГС Воронежской области, самые популярные в 2007 году мужские имена: Дмитрий, Никита, Александр; женские – Анастасия, Дарья и Виктория.

– Отражает ли это стремление называть детей редкими русскими именами?
– Редкими – да, но не русскими. Называют по-всякому. За последнее время в Воронеже появились Доминика, Султан, Мирослав, Сильва. Из более знакомых народных имен – Иннокентий, Влас, Иларион, Ефим, Лика, Любава.

– Наши предки называли детей по святцам. Сейчас эта традиция возвращается?
– Вряд ли, если только на уровне глубоко воцерковленных людей. Однако есть и исключения, но, как правило, среди них доминирует просто обычай, нежели осмысленное следование церковной традиции.

– Как священник, что Вы посоветуете молодым: выбирать любимое имя (но не православное), выбирать имя по святцам, прислушиваться к пожеланиям дедушек и бабушек (свекрови)?
– На Руси было несколько традиций наречения имен. В одних местах было принято давать имя святого, память которого совершается в день рождения младенца. В других местах соотносились со святцами дня крещения младенца. Одобряя первую и вторую практику, святитель Феофан Затворник также благословлял руководствоваться еще и святцами промежуточных дней от рождения до крещения, а также святцами трех последующих дней после крещения. Такой выбор имени младенцу, по словам святителя Феофана, совершается «по-Божиему».

Негодуя на обычай некоторых руководствоваться при выборе имени житейскими соображениями, зачастую суетными, святитель Феофан добавлял: «Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих». Также в семьях верующих людей существует добрая традиция давать имена младенцам в честь чтимых в этой семье святых.

Так или иначе, выбор имени должен осуществляться с молитвой и благоговением перед Промыслом Божиим о новорожденном младенце. Выбор имени – это не прерогатива отдельно взятой традиции, которую можно выбрать, а плод личной культуры и духовного развития родителей.
 

Воронеж Православный №1-2 (110-111) 2008