Приметы и суеверия не могут изменить жизнь

 
Приближается новый, 2008 год. По современному исчислению год високосный. Со страхом и опаской многие ожидают его наступления. Ведь високосный год всегда несчастный: отличается большим количеством катастроф, природных катаклизмов, политических потрясений и других многочисленных несчастий. В этот год нежелательно создавать семью (может развалиться), покупать дом (может сгореть), машину (можно разбить).
 

Каким же образом високосный год оказывает такое негативное влияние на нашу жизнь? Как объясняет это явление Православная Церковь?

У преподобного Амвросия Оптинского как-то спросили: «Батюшка, вот вы говорите в приметы не верить, а ведь они сбываются». Преподобный ответил: «А вы не верьте, и не будут сбываться».

То, что человек – существо духовное, в наше время знает, наверное, каждый. Душа человека тянется к подобному. Человек чувствует, что в мире, кроме того, что он видит, слышит и может попробовать, существует еще что-то невидимое, но так же очень ощутимое. Священное Писание (Библия) раскрывает человеку духовный мир настолько, насколько он может его принять. Но если человек старается познать духовный мир исключительно путем собственных опытов и рассуждений, то неизбежно уклоняется в магию и суеверие.

Многим из христиан кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.

В одной из бесед святителя Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Таким образом, всякий верящий в приметы и знамения грешит перед Богом, потому что свои надежды и упования возлагает не на Него, а на различные жизненные события и обстоятельства.

В слове на Новый год святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят... и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься в первый день, но когда и в первый, и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни несообразно с христианскою мудростию».

Но вернемся к високосному году. Может ли то, что изобрел сам человек и что он в состоянии сам отменить или изменить в любой момент, как-либо влиять на нашу жизнь?

В 45 году до Рождества Христова после римской календарной реформы год стал насчитывать 365 дней. Чтобы избежать отставания календарного года от астрономического, состоящего из 365 суток и 6 часов, образующийся раз в четыре года «лишний» день добавляли к самому короткому месяцу – февралю, помещая его не в конце, а между 23-м и 24-м числами. Новый календарь получил название «юлианский». И один год из четырех стал длиннее на один день. На I Вселенском (Никейском) Соборе в 325 году юлианский календарь был признан обязательным для всего христианского мира.

Откуда произошло само название «високосный год»? Оказывается, реформируя календарь, римский император Юлий Цезарь распорядился вписывать этот день туда, где прежде располагался дополнительный месяц мерцедоний, – между 23 и 24 февраля. Так и получилось, что раз в четыре года в феврале было сразу два 24-х числа. Но в ту пору у римлян был своеобразный счет дней, и 24-е число они обозначали как «шестой день до мартовских календ». 6-е число по-латыни «секстус», а второе 6-е число – «биссекстус». Оттого и год с лишним днем в феврале стал называться биссекстилисом. А в русском языке это слово преобразилось в «високос».

Теперь, зная происхождение понятия «високосный год», спросим себя: действительно ли может это понятие влиять на нашу жизнь или все же слова из молитвы «Отче наш» «…да будет воля Твоя как на небе, так и на земле» являются для нас путеводными в жизни?

Господь Бог сотворил весь мир и как его Творец и Господин полностью управляет им, никогда не оставляя его Своим попечением и заботой. Потому что в этом мире живет человек, сотворенный Богом по образу и подобию Своему. Никакие приметы и суеверия (то есть суетные, пустые верования) не могут изменить жизненный путь человека. Только он сам приносит в мир или доброе, или худое.

В наступающем году возложим свои упования на Господа, и Он, видя нашу веру, даст нам все необходимое в жизни и к спасению.
 

Игумен ИННОКЕНТИЙ (Русских)
 

Воронеж Православный №1-2 (110-111) 2008