Благотворительность начинается с души человека


Тема милосердия, которая почти не поднималась в советское время, вновь зазвучала сегодня в российском обществе, когда появились остро нуждающиеся в помощи люди и те, кто готов им помогать.

В условиях дефицита финансирования и процессов дегуманизации медицины милосердие становится популярным направлением социальной политики государства и предметом социальной озабоченности.

Русскоязычное слово "милосердие" состоит из корней от "милость" и "сердце", - понятий, довольно четко определяемых в догматическом богословии Православной Церкви и ее Предании.

Милосердие - это внутреннее состояние, которое по способности человека обладать милостью уподобляет человеческую личность Богу (Лк. 6, 36).

Большую часть дня мы находимся в общении с людьми. Милосердие - это реализация человека в общении. Нельзя быть милосердным и оставаться абсолютно замкнутой индивидуальностью. Поэтому общение и любовь являются ключевыми понятиями для раскрытия смысла слова "милосердие".

Русская Православная Церковь, конструирующая нравственно-аскетическое устроение человека, всегда ставила милосердие центром образования и воспитания. Основание милосердия Православная церковь видит в заповеди Спасителя о любви к Богу и ближнему. Митрополит Киевский Иларион писал о милосердии крестившего Русь князя Владимира: "И не могу сказать о всей его милости. Не только в дому своем милостыню творил, но и по всему городу, и не в Киеве одном, но по всей земле Русской - и в городах, и в селах - везде милостыню творил, всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя". До конца XVII века благотворительность была прерогативой Церкви.

В XVIII веке благотворительность приобретает особые, новые черты. Ее формы изменяются от монастырской к государственно-общественной, что, как известно, иногда сопровождалось грубым вмешательством государства в экономическую жизнь Церкви, которая вследствие разорения государством иногда просто оказывалась неспособной оказывать благотворительную помощь в широком масштабе. При Екатерине Великой появляется медицинская коллегия, соединявшая административные и финансовые функции управления благотворительными учреждениями.

Особенно значительный рост числа благотворительных учреждений возникает в период с 1861 по 1899 год. За это время создается 95 процентов всех благотворительных обществ и 82 процента всех благотворительных заведений, имевшихся к началу XX века. В конце XIX века возникает настоящий взрыв благотворительности, к которой были причастны все сословия: священнослужители, дворяне, купцы, мещане, ремесленники, крестьяне. А так как попечение о больных, спасение их от смерти было главным в работе благотворительных учреждений, то такая благотворительность требовала профессионально подготовленных медиков, чем способствовала развитию в России здравоохранения, медицинской науки и медицинского образования. Милосердие и медицинская деятельность оказались неразрывны.
 
После 1917 года благотворительные учреждения прекратили свое существование и функцию "медико-социальной защиты населения" взяло на себя государство. Закон о религиозных культах 1929 года прямо запрещал религиозным организациям любую благотворительную деятельность. Однако социальная защита государства вряд ли может быть названа милосердием и благотворительностью. Деятельность органов социальной защиты населения совсем не обязательно нагружена милосердием, доказательство этому - оценка их деятельности населением сегодня. Раздача материальных предметов и денег бедным - не синоним милосердия.

В настоящее время после семидесяти лет насильственного отчуждения Церкви от полноценной социальной деятельности служение милосердия в миру в полной мере возрождено. Монастыри и приходы осуществляют комплекс социальных действий милосердия: лечение, реабилитация, воспитание, обучение, вспомоществование, предоставление приюта, посещение нуждающихся в больницах, тюрьмах. Появился целый ряд диаконических организаций и инициатив: общества православных врачей и сестричества, патронажные службы, церковные больницы и медицинские программы, общества трезвости, благотворительные столовые и кухни, программы по работе с беженцами и престарелыми и другие.

Милосердие - это степень совершенства любви в человеке как в подобии Божием.

Быть милосердным для христианина значит еще и научить Боговедению. Поэтому милосердие и благотворительность, действительно, не сводятся к спонсорству и меценатству. Более того, благотворительность надо начинать именно с души человека. Для этого не нужно иметь много денег, для этого нужно иметь немного любви к другому.

А. САВЧЕНКО,
А. ШЕВЧЕНКО

Подробно на сайте Воронежской епархии www.vob.ru

 

Воронеж Православный №2 (100) 2007