Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев):
воронежский период служения


К предстоящей канонизации святителя

Архивных сведений о воронежском периоде (1913 – 1919) жизни и деятельности архимандрита Серафима (Соболева) почти не сохранилось. Как правило, это краткие (из нескольких строк) информационные сообщения в периодической печати.

21 декабря 1912 года инспектор Костромской духовной семинарии игумен Серафим (Соболев) получил указ Святейшего Правительствующего Синода за № 11822 о назначении ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и через месяц прибыл в Воронеж. Одновременно со вступлением в должность ректора принял обязанности главного редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». На протяжении 1913 – 1916 годов им были подписаны все редакционные объявления и информационные сообщения о подписке, а также все номера журнала.

5 (18) мая 1913 года ректор семинарии архимандрит Серафим (Соболев) участвовал в погребении архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (Добрадина), где произнес проникновенное слово – первое на Воронежской земле.

1 (14) мая 1914 года архимандрит Серафим совершает Божественную литургию в Митрофановом монастыре, затем панихиду на могиле архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (Добрадина), литию на могиле архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) и молебен у мощей святителя Митрофана Воронежского.

В течение 1914 – 1918 годов он входил в Попечительский совет по возведению Владимирского собора города Воронежа в честь 900-летия Крещения Руси.

26 августа (8 сентября) 1914 года архимандрит Серафим участвует в обретении и освидетельствовании нетленных мощей архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого), начинается подготовка к канонизации святителя Антония.

В декабре 1914 года Воронеж посетил император Николай II. Архимандрит Серафим (Соболев) приветствовал его на встрече у святынь Митрофанова монастыря, где император высказался за скорейшую канонизацию святителя Антония.

В семинарии состояние казны было катастрофическим, дела требовали пересмотра, имелись серьезные недостатки в дисциплине воспитанников, нарекания на них со стороны духовных и гражданских властей и местного населения.

Архимандрит Серафим был избран членом совета и ревизионной комиссии Братства святителей Митрофана и Тихона, а также создал и возглавил Иоанно-Богословское братство вспомоществования бедным семинаристам.

Начиная с № 25 за 1913 год «Воронежские епархиальные ведомости» печатают объявления о сборе средств в пользу братства почти в каждом номере.

В финансовых отчетах епархиальному съезду ректор семинарии неоднократно докладывал о дефиците бюджета Духовной школы и нехватке материальных средств. По его ходатайству епархиальное управление вводило доплату к стипендиям бедствующим воспитанникам, были увеличены расходы на содержание учащихся и учебный процесс.

Архимандрит Серафим (Соболев) от имени правления Воронежской духовной семинарии призывает отцов благочинных своевременно собирать средства на содержание Духовной школы, а также на именные стипендии архиепископа Анастасия, ректора протоиерея Василия Борисоглебского и протоиерея Иоанна Кронштадтского, а также стипендию в честь 50-летия открытия мощей Тихона Задонского.
Во время ректорства архимандрита Серафима в духовной семинарии было увеличено число параллелей (отделений) в 4-м классе в связи с увеличением числа воспитанников.

В начале ноября 1914 года архимандрит Серафим (Соболев) освящает в Воронеже лазарет для раненых солдат, созданный под покровительством преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

В начале Первой мировой войны многие воспитанники Воронежской духовной семинарии ушли добровольцами на фронт.

В течение всего 1915 года ректор и все преподаватели и учащиеся семинарии производят сбор средств на «Пасхальное красное яичко» для русских солдат.

В 1915 году в Митрофановом монастыре архимандрит Серафим (Соболев) выступает с жестким обличением безбожников, еретиков, сектантов и иных лжеучителей, а также их последователей.

Летом 1915 года он проводит каникулы в Задонском Свято-Троицком Тихоновском мужском монастыре. 28 июня (11 июля) совершает панихиду на могилах Задонских подвижников благочестия и произносит проповедь, которая произвела большое впечатление на присутствующих монашествующих и мирян.

В слове, произнесенном 31 августа (13 сентября) 1915 года, архимандрит Серафим резко обличает грехи общества, не замечающего кровопролития на войне. Это вызвало широкий общественный резонанс.

Педагогическое собрание семинарии под председательством ректора постановило увековечить героев Первой мировой войны – воспитанников семинарии. В семинарском храме должна быть размещена мраморная доска с их именами, написана памятная икона и учреждена стипендия их памяти.

От имени правления семинарии архимандрит Серафим (Соболев) просит сообщать обо всех подвигах, которые совершают в действующей армии воспитанники семинарии. Данное сообщение повторяется почти во всех номерах «Воронежских епархиальных ведомостей» до конца 1916 года.

В течение всего 1916 года семинария принимает участие в сборе средств для нужд русской армии и для воронежского епархиального лазарета.

18 (31) марта 1918 года «Вестник церковного единения» публикует следующее сообщение: «Ректор Воронежской духовной семинарии архимандрит Серафим уехал в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца, поскольку здание семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет». Пребывая в Задонском монастыре, архимандрит Серафим посетил почитаемого старца иеросхимонаха Аарона, который благословил его окормлять паству в эмиграции.

Архимандрит Серафим и часть постоянных богомольцев семинарского храма святого апостола Иоанна Богослова в жалобе облисполкому протестовали против выселения семинарии, так как здесь «имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя, а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства». Естественно, что письмо не возымело действия. В августе 1918 года семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное имущество реквизировали.

После октябрьского переворота в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 8 февраля 1918 года был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря.

28 января 1919 года были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 8 февраля – святителя Митрофана Воронежского. В ответ на насилие большевиков по губернии прокатилась волна протестов, но все выступления были жестоко подавлены.

С 6 по 24 октября шли бои между белой и красной армиями за Воронеж. В эти дни большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря за служение молебна о победе белой армии. Архиепископ Серафим, как очевидец всех этих событий, впоследствии часто говорил, что до сих пор помнит их стоны из-под земли...

В конце октября город окончательно перешел в руки большевиков. С последним поездом, отъезжавшим из Воронежа на юг, в открытом вагоне, нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар (ныне Краснодар). В Екатеринодаре он был назначен ректором семинарии, но вскоре был вынужден переехать в Симферополь, где возглавил Таврическую семинарию.

Н. МАКЕЕВ
 

Воронеж Православный №2 (123) 2009