на покаяние за тридевять земель


После многолетних гонений на Церковь Христову по милости Божией настало время, благоприятное для духовного возрождения народа. Кресты на куполах многочисленных храмов, колокольный звон все чаще напоминают нам о вечном среди мира временного.
 

Еще совсем недавно как святыню передавали из рук в руки потертые тетрадки с переписанными в них молитвами, акафистами, поучениями святых отцов. В наше время мы можем без труда приобрести духовную литературу, иконы, церковную утварь. Но, к сожалению, человек устроен так, что чем легче ему что-то дается, тем меньше он этим дорожит. Нередко люди, приобретая Священное Писание, не читают его, оправдывая себя тем, что это сложно, непонятно, говорят: «Я еще не доросла до этого». Но потребность души в общении с Творцом остается, и человек нередко пытается заполнить этот духовный вакуум чтением более легкой, доступной и часто сомнительной литературы.

Быть христианином нелегко. Все мы сотворены по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке – это дар Творца Своему творению. К подобию Божию мы должны стремиться сами, прикладывая личный труд, «в поте лица» добывая хлеб небесный, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14).

Однако можно пойти по пути наименьшего сопротивления. Не изменяя своей жизни через покаяние, молитву, дела милосердия, жертвенность, многие считают возможным войти в Царство Небесное через обрядоверие, суеверие, паломничество по святым местам и к новоявленным «святыням». Безусловно проще, легче заказать молебны в 12 храмах, привезти святую воду из 20 источников и купить «свечу от нечистой силы», при этом обвесив себя образками, поясками и прочим, чем постичь умом и сердцем глубину хотя бы одной молитвы, одной заповеди.

Войти в храм женщине в брюках или без платка нельзя – «смертный грех». А годами и десятилетиями стоять в храме на богослужении, ничего при этом не понимая и не желая понять, грехом не считается. Наоборот, нередко можно услышать, как кто-нибудь с гордостью говорит: «Я двадцать лет в храме отстояла!».

В наше время духовное невежество недопустимо. Господь щедро открывает нам пути для спасения, но идем ли мы этими путями?

Сектанты без труда цитируют Священное Писание. Старушка-иеговистка, опираясь на палочку, идет с Библией в руках проповедовать. А многие православные в это время с упоением читают «Откровения Ангелов Хранителей», «Старца Антония», «Отрока Вячеслава»...

В Воронеже находятся мощи великого угодника Божия святителя Митрофана, а многие воронежцы ничего не знают о своем небесном заступнике и покровителе. У них даже не вызывает интереса, не говоря уже о благоговении, рака с мощами святого. Однако, не жалея времени, сил, денег, целые автобусы с паломниками отправляются на всенародное покаяние на могилку 11-летнего мальчика Вячеслава за тридевять земель.

Отрок Вячеслав – новоявленный «святой». Церковью, правда, пока еще не прославлен, но акафист и иконы уже продаются. Почитание отрока в народе велико. Да это и не удивительно. Если мы возьмем в руки одну из книг, наиболее полюбившуюся православным, то не без удивления сможем узнать о новом «пророке» и «чудотворце».

В книге Л. Емельяновой «Бог говорит избранникам своим...» читаем: «А еще он говорил, что знает мысли нашего и американского президентов. Да и вообще мысли всех людей знает, где, какие ядерные ракеты стоят и сколько, секретов для него на земле совершенно нет» (с. 33). «Любого человека он видел сразу. Мог сказать, сколько грехов у него...» (с. 91).

«Тайна сотворения времени для материального мира – непостижимая человеческому уму загадка Промысла Божиего. Мы не сомневаемся, что Славику эта тайна была открыта» (с. 151). Создается впечатление, что речь идет о свойствах Божиих. Бог всеведущий. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4, 13).

Другое свойство Божие – Бог всемогущ. «И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4, 39). Апостолы боялись погибнуть и воззвали к Господу. А теперь давайте сопоставим это чудо с чудом, которое сотворил отрок Вячеслав. «В один из таких дней Славочка играл с ребятишками рядом с домом на полянке, а там жарко, душно, нет ни малейшего ветерка. Ребята ему пожаловались, и вдруг у них на полянке появился ветерок, нигде его не было, только у них, где они играли» (с. 71).
Комментарии излишни.

«Славик часто и много говорил об устройстве ада, а про рай рассказывал только некоторым людям» (с. 137). «Славик сказал, что есть в аду место, где главный большой червь и множество других червей лезут человеку в нос, в рот, в глаза, в уши, и это очень больно. Еще говорил Славочка, чтобы я одна не ходила на кладбище, так как червь очень умный и хорошо слышит и, высовываясь немного наружу, хватает и утаскивает под землю ходящих в одиночку» (с. 139).

Можем ли мы что-то подобное прочитать в Священном Писании или у святых отцов? В Священном Писании об аде говорится символично, прикровенно, а в книге преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» имеется только глава «О сошествии во ад», в которой совершенно отсутствует какое-либо описание ада.

Вероятно, отрок Вячеслав дружил и с той старушкой-иеговисткой. Когда жизни мальчика угрожала опасность, то «Славочка не разрешал вливать ему чужую кровь... Славик говорил, что с чужой кровью в человека входят и чужие грехи...» (с. 113). Для верующего человека великой добродетелью является смирение. Патриарх Авраам говорил о себе: «Я – земля и пепел». Царь Давид сказал: «Я – червь, а не человек». Апостол Павел писал: «Я – наименьший из апостолов, я недостоин и называться апостолом». Отрок Вячеслав говорил: «Когда вы узнаете, кто я, то сильно испугаетесь, потому что вольно обращались со мной, а потом будете радоваться и гордиться мною» (с. 288).

Не менее «скромно» сказал отрок и о своем служении. «Главным предназначением Славика была борьба со злыми духами, он так несколько раз сам говорил» (с. 149). «Этой борьбы, бывало, не выдерживали и великие христианские подвижники, десятками лет подвизающиеся на духовном поприще, а отрок Вячеслав, несмотря на свою божественную предопределенность и духовные дарования, был еще и просто ребенком» (с. 179).

Нужно заметить, что «вышел на служение Славочка в пять с половиной лет» (с. 288). Даже преподобный Сергий Радонежский, который трижды прокричал в утробе матери и был постником от рождения, в этом возрасте был еще просто ребенком и только путем многолетнего подвига стяжал святость. При этом он почитал себя великим грешником и в отличие от отрока Вячеслава не занимался предсказаниями о своей канонизации.

Помимо всего сказанного в данной книге много места отведено предсказаниям о судьбах мира во всех подробностях и деталях. Даже святой апостол и евангелист Иоанн Богослов не удостоился такого откровения! А сколько говорится об НЛО, динозаврах, о смерти Р.М. Горбачевой, о болезни Б.Н. Ельцина, о развале армии и СОБРовцах! «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15). Писать можно бесконечно много, но и приведенных здесь фактов достаточно, чтобы вызвать желание что-то переосмыслить, на что-то взглянуть по-новому. «Все испытывайте, хорошего держитесь», – писал апостол Павел.
 

А. ЗУБКОВА

Воронеж Православный №4 (113) 2008