свидетели ненависти


совершенно невозможно представить Россию без православия, а русского человека без креста

Последние несколько лет в праздничные январские дни священнослужители Воронежской и Борисоглебской епархии посещают неходячих детей-инвалидов и молодых инвалидов детства, которые из-за своего недуга не могут посетить праздничные мероприятия. Поздравляют с праздником Рождества, дарят подарки. Иногда со священнослужителями приходят дети из воскресной школы ближайшего храма, чтобы тоже поздравить болящих, спеть им и их родным рождественские песнопения и колядки.
 

Дети-инвалиды уже привыкли к этим посещениям. Ждут их с нетерпением, волнуются. Праздники в их жизни есть, как и у всех, а вот радости – мало…

Списки больных для священников составляет общественная организация родителей детей-инвалидов с ДЦП «Надежда» совместно с отделом милосердия и благотворительности епархии. Конечно, списки далеко не полные. В них входят ребята из «Надежды» и те, кого опекает отдел благотворительности, кто хоть раз обращался туда за помощью. Но это тоже немало – 62 человека. Их рождественские встречи со священниками уже стали традицией.

Своеобразной традицией стало и то, что в городе об этой ежегодной акции почти никто не знает, кроме самих участников. Обычное доброе дело, каких много на счету служителей нашей Церкви. Делается Христа ради, но не ради славы. Никому и в голову не приходит, видно, сообщать об этом куда-то, «внимание привлекать».

И в этом году никто бы не узнал. Если бы не один случай, который заставил меня взяться за перо. Когда отец Николай Попов пришел в одно из общежитий на БАМе к Саше Д., неходячему подростку, живущему там с мамой, мальчик встретил его неприветливо. Заявил, что ему никакие подарки от Церкви не нужны, что они с мамой не признают праздник Рождества. И потребовал, чтобы священник ушел и никогда к ним больше не приходил. Его поддержали и жильцы соседних комнат. Отец Николай положил подарок на стол и ушел, расстроенный и огорченный до глубины души. Мамы Саши в тот момент не было дома. Но и ее реакция не замедлила. Благодарности от нее, конечно, никто не услышал. А вот неприятных слов – сколько угодно. Она позвонила в епархию и стала выяснять, кто это к ним «прислал попа». Смысл ее речи: «Не нужны нам ваши конфеты и ваши песни, и нечего к нам приходить!».

Объяснение такой враждебности оказалось очень простым. Саша и его мама – члены секты «Свидетели Иеговы». Надо сказать, в организации «Надежда», где они состоят, знают об этом факте, но внесли Сашу в список, потому что наивно полагали, что он хоть и «свидетель Иеговы», но Иисуса Христа почитает, как тому учит «свидетельское» вероучение, и Его день рождения считает праздником. Не тут-то было.

– Да, мы почитаем Иисуса Христа а как великого пророка, – объяснила мне мама Саши. – Но день рождения Его не празднуем и ваш праздник Рождества не признаем, потому что в Евангелии не указана дата его рождения. Вы ее придумали.
– А что же вы празднуете? – поинтересовалась я, решив не вступать ни в какие дискуссии.
– День Его смерти, – ответила она.
– Почему же день смерти, а не день воскресения?
– Он в Евангелии тоже не указан.

Понятно, считать до трех, видно, «свидетели» не умеют. Но Новый год-то уж все отмечают, и верующие, и неверующие!
– Да, – сказала мама, – если бы нас пришли поздравить с Новым годом, мы были бы не против. (Это правда, подарки от своей организации к Новому году эта семья принимает уже много лет.) А то приходят, иконки свои приносят, колядки поют… Зачем мне это надо?

– Что-то я не вижу логики, – сказала я. – Рождество не признаете, а Новый год от Рождества Христова отмечаете.
– Как это?! – остолбенела мама. – От какого Рождества?

Оказывается, она не знала или сильно забыла, что наше летоисчисление ведется от Рождества Христова.
Заминка в нашем диалоге, вызванная, вероятно, отсутствием инструкций на этот счет от руководства сектой, была вскоре решительно преодолена:

– Ну, значит, и Новый год не будем отмечать. Обойдемся без ваших конфет!
Сегодня, во времена свободы вероисповедания и острой борьбы «за права человека», как-то «неполиткорректно» стало даже с иронией говорить о взглядах других людей.

В чем-то это даже неплохо – веротерпимость, даже и внешняя, показная, лучше религиозных конфликтов, которые почему-то отличаются особой яростью. К тому же разговоры на богословские темы требуют особой подготовленности, глубоких знаний в области различных вероучений, а не только своего. Мало кто у нас готов к таким дискуссиям. Но, с другой стороны, как можно спокойно смотреть, как некие господа из-за океана – а большинство новых культов, возникших в последние годы на бескрайних просторах нашей Родины, пришли именно оттуда – разрушают нашу культуру, попирают наши традиции, разрушают единство нашего народа?

Я не собираюсь вступать со «свидетелями Иеговы», которых, кстати, в нашем городе, наверное, уже несколько сотен, в богословские споры. Хотя, думаю, для многих увлекшихся новым для России учением и абсолютно незнакомых с традиционной верой собственного народа было бы полезно услышать критику в свой адрес. Меня удивляет другое: почему обычные русские люди, выросшие пусть в атеистической, но тысячелетие жившей в православной вере и в сложившейся на основе православной культуры стране, всегда, во все времена, даже самые «коммунистические», тайно и явно отмечавшей Рождество и Пасху, застроенной пусть обветшавшими, полуразрушенными, но православными храмами, где в каждой семье как реликвию хранили православные иконы и книги своих бабушек и дедушек, с такой легкостью поддались на примитивную пропаганду и скорые обещания американских проповедников?

Я специально подробно изложила свой разговор с мамой-«свидетельницей». Посмотрите, с какой легкостью она отказывается от всего, что является нашим, исконно русским! И дело даже не в вере. Я знаю огромное количество атеистически настроенных людей, которые отмечают Рождество и Пасху из уважения к традиции, слушают прекрасные церковные православные песнопения, потому что они созданы гением их народа, бросают конфеты и деньги в мешок соседских мальчишек и девчонок, неумело колядующих под дверью, потому что так делали их предки. Неужели, если это сделает кто-то из «свидетелей Иеговы», это оскорбит Бога, который всегда учит только одному – любви? Конечно, нет! Но почему-то это оскорбляет американских «учителей» и их российских «учеников».

Я, конечно, догадываюсь почему. Сначала празднование Рождества, потом Пасхи, потом самим захочется колядки спеть, в Русскую Православную Церковь пойти, молитву какую-нибудь православную выучить… А потом окажется, что «свидетели», или мормоны, или адвентисты, или методисты (все весьма богатые), или другие какие чужеземные в России уже не нужны. Такой кусок, шестая часть суши, с которой можно собирать большой урожай, уплыл из рук…

Понятно и то, почему все эти новые конфессии возникли или укрепились в Америке. Молодая амбициозная страна, полное отсутствие религиозных традиций, предпринимательский дух, культ успеха, приносящего желанное благополучие и положение в обществе… Кто, и сейчас стремясь туда, думает о спасении души, об искуплении грехов, о жизни в Боге? Смешно сказать… Для этого, конечно же, больше подходят монастыри России.

Скажите, чему эти новые конфессии могут научить нас, страну с многовековой историей и невероятно глубокой культурой, несмотря на национальную катастрофу 1917 года и многие годы духовной смерти сохранившую вселенское Православие и сейчас на наших глазах возрождающую его вновь в еще большей красоте и силе, взрастившую и прославившую тысячи святых, до сих пор живущую молитвами и любовью своих удивительных старцев: преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Тихона Задонского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и многих, многих других?!

Вот этому и могут: не любить свою культуру и историю, не уважать свой народ и свою веру, преклоняться перед чужими пророками, петь вместо православных русских песнопений и молитв переводные гимны с английским акцентом, не почитать свои обычаи и праздники, заменить храмы на молельные дома и отказаться от Божественной литургии и причастия Святых Христовых Таин.

Поначалу, когда в нашу страну хлынули потоки проповедников всех мастей, я тоже подумала, что они едут сюда «Христа ради», помочь нам выбраться из духовного вакуума. Нам, бывшим советским людям, жившим за железным занавесом, тогда еще трудно было представить, до какой степени дух коммерции и прагматизма пронизал все западное общество. Но очень скоро я поняла, что каждый из них преследует свою цель и имеет свой интерес. А «Cвидетели Иеговы» просто превзошли всех в своей ненависти к исконной русской вере. Секта открыто объявила Православную Церковь «сатанинской» и проповедует ее скорое «божественное» истребление. Впрочем, как и всех нас, кто в ряды «свидетелей» не влился.

Но не является ли ненависть к Православию в нашей стране, которую явно или тайно питают многие иноверцы, проявлением ненависти к самой стране и к нам с вами? Или к самим себе? Ибо совершенно невозможно представить Россию без Православия, а русского человека – без креста. Самому лучшему в себе мы, без сомнения, обязаны православной вере. Но чтобы выгнать из своего дома православного священника, принесшего подарок больному мальчику, надо очень сильно не любить и свой народ, и свою страну. Где нет любви – все возможно. Но одного там нет и не может быть – Истины. Такая вот рождественская история…

Т. БЫБА
 

Воронеж Православный №4 (113) 2008