Почему люди не идут в храмы


Святейший Патриарх Кирилл о проблемах и задачах церковной жизни в России

В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Тулу 11 марта состоялась встреча Его Святейшества с архиепископом Тульским и Белевским Алексием и духовенством епархии.

Святейший Патриарх поделился с участниками собрания размышлениями о различных аспектах жизни Церкви, о пастырской работе в современных условиях.

До настоящего времени сохраняется традиция воспринимать храм как место, куда люди сами находят дорогу. Каждый священник считает, что главная его задача заключается в том, чтобы совершать богослужение и проповедовать. Предполагается, что народ придет и заполнит эти храмы. Но чтобы в храмы пришел народ, требуются действия и с нашей стороны. Неправильно по-прежнему воспринимать приход как место, куда люди приходят сами.

Деятельность Церкви теперь нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общества.

За последние двадцать с лишним лет произошло, может быть, самое главное: люди начали связывать свою жизнь, свое благополучие, нравственное здоровье страны с Русской Православной Церковью. Какая же колоссальная теперь на нас ответственность!

Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему.

Не приклонится милость Божия к священнику, который считает, что он должен ждать, пока к нему народ придет, что его служение должно замыкаться только в пределах храма, что все остальное его не касается.

«Шедше научите вся языки» (Мф. 28, 19).

Спаситель не сказал ученикам: «Сидите там, в Галилее, к вам придут люди, вы крестите их, и все будет в порядке». Он велел: «Идите и научите».

Движение Церкви навстречу народу называется миссией. Миссионерская работа отличается от пастырской тем, что пастырская работа может и не предполагать движения навстречу людям. Пастырским служением занимаются иноки и монашествующие в монастырях, к которым обращаются паломники, и многие священники, к которым приходят люди, но если мы хотим научить, а сегодня это необходимо, – нужно идти к народу.

Для того чтобы идти к людям и говорить с ними, нужно иметь внутреннюю силу, а внутренняя сила связана с реальным религиозным и молитвенным опытом. Сила слова всегда связана с силой молитвы. Если вы говорите от своего опыта, если это ваши мысли, соединенные со святоотеческими творениями, со словом Божиим, – то ваше слово становится убедительным.

Именно поэтому сегодня самым важным приоритетом является внутренняя духовная, молитвенная жизнь. Тогда мы будем сильными, тогда Господь преклонит к нам милость, тогда, выходя за пределы храма, мы будем убедительны для нашего народа.
Одной из основных точек приложения сил в миссионерской работе должна быть школа.

Я знаю, что в очень многих епархиях преподаются «Основы православной культуры», ведутся факультативы в школах, действует система воскресных школ.

Важно нести слово о Христе молодым именно для того, чтобы изменилась жизнь народа, поэтому работа с детьми и молодежью является приоритетной.

Среди задач, которые нужно решать на уровне прихода, идя навстречу людям, – социальное служение, работа с одинокими людьми.
Если ядром приходской жизни будет богослужение и молитва, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы у нас станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни.

При приходе можно создать попечительский совет, в котором принимали бы участие представители местной интеллигенции, учительства, бизнеса, местных властей.

Приходские активы необходимы, поскольку священнику самому не справиться со столь большим объемом работы.

Православный приход должен строиться таким образом: священник, диакон, если нужно – регент, псаломщик, а также катехизатор и социальный работник. Для того чтобы организовать работу, нужен специалист. Вот почему перед нашими учебными заведениями сегодня стоит задача подготовки не только священников и богословов, но и церковных социальных тружеников, образовательных работников – катехизаторов.

Для решения этой задачи понадобится много времени, но мы никогда ничего не решим, если будем ждать указаний из Москвы или из епархиального центра.

Время, в которое мы живем, – особенное. У Церкви никогда не было таких возможностей, она никогда не была такой свободной. Сегодня очень хорошо складываются отношения Церкви и государства: взаимоуважительно, без попыток вмешиваться в дела друг друга, выстраивается диалог. И это очень важно для решения тех задач, которые стоят перед страной.

Церковь должна хранить единство народа, содействовать преодолению разделений. Сегодня очень многое разделяет людей – имущественные, социальные, национальные, религиозные, партийные факторы, но Церковь – это объединяющее начало для народа. Мы ни с правыми, ни с левыми, мы – со своим народом. Мы должны содействовать преодолению различных разделений, снятию конфронтационных настроений, которые могут усиливаться в связи с экономическим кризисом.

Сейчас Россия нуждается в спокойном времени для духовного, экономического и политического развития. И Церковь не может быть в стороне; мы должны помогать нашему народу сохранять спокойствие, помогать людям, которые попадают в трудное экономическое положение, добрым словом, а может быть, и делом.

От того, какой будет Русская Церковь, во многом зависит облик России.

Служба коммуникации ОВЦС
 

Воронеж Православный №4 (125) 2009