Занимательная апологетика


Каждый христианин, каждый воцерковленный обязан нести миру Свет Христов, обязан защищать свою веру. Это не секрет. Как это делать?

Наше человеческое рвение обычно подсказывает простой способ – указывать собратьям их грехи, обличать. Если мы грамотные и наш язык подвешен, то окружающие пугаются нашей воцерковленности. Мы уже узнали, как отличить грех от праведности, и ревностно бичуем человеческие пороки. Одному Богу известно, сколько людей своими бичеваниями мы оттолкнули от Церкви Христовой. Здесь, наверное, стоит задуматься о том, надо ли людям настойчиво говорить о грехе? Грех – такая вещь, которая и так каждому из нас хорошо известна и, к сожалению, близка, тогда как праведность и святость всем нам, увы, мало знакомы. А между тем общество ждет от христиан именно праведности и святости.

Наши поступки говорят о нас гораздо красноречивее, чем мы сами говорим о себе. Отсюда следует, что поступки нас, как христиан, говорят о нашем, так сказать, христианстве больше, чем мы сами.

Диакон Андрей Кураев говорит: «Люди пробуют приблизиться к нам (верующим), присматриваются – и вдруг понимают, что чего-то главного в нас нет». «Не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла; не были бы нужны учителя, если бы мы творили дела благая, – писал великий святитель Иоанн Златоуст. – Если бы мы соблюдали заповеди Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и насилия, то никто не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истинной вере. Один был Павел, и столько людей привлек к себе...». Мы не имеем права скрывать это. Люди – не слепые, христианство для них уже давно не новинка и не диковинка. Наши болячки им знакомы, и более того: болячки эти заслоняют от них ту Истину, которую мы храним у себя».

Для действенной апологетики нам нужно бы самим узреть Свет Христов, просветиться Им и воспринять Его, а потом уже Им делиться.
На практике бывает полезнее рассуждений о вреде сквернословия просто купить на свои кровные бутылочку моющего средства и свести матерные надписи в своем подъезде. Чем разглагольствовать об абстрактном очищении, действеннее потратиться на банку краски и выкрасить давно обшарпанные перила на своей лестничной клетке.

История Церкви знает немало способов ненавязчивой, весьма действенной проповеди и апологетики. Достаточно вспомнить немногословного старца Серафима из Сарова. Огородный инвентарь в его руках просветил Светом Истины гораздо больше людей, чем наши трибунные апологетические речи в кругу близких. Сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не станет. А наше личное христианство чаще всего сводится именно к разговорам и далеко-далеко отстоит от дел, без которых, по апостолу Павлу, «вера мертва есть».

Исходя из всего изложенного о защите веры за двадцать последних столетий, можно уже начинать апологетическую и проповедническую практику. Утро. Просыпайся. Господь с тобой! Молитвенное правило, завтрак, пора на работу. В подъезде с соседями здоровайся первым и улыбайся. Безбожники учат: «Улыбайтесь всем назло. Это всех раздражает».

 Призыв всем улыбаться очень полезен, к тому же его можно по-христиански переиначить: «Улыбайтесь всем во благо. Это может вызвать ответную добродушную улыбку». В маршрутке уступи место старшему, оплати проезд за собрата, который кошелек в спешке дома забыл. Кто-то сделал похабную надпись на стекле маркером – достань платочек и сотри ее. В очереди на проходной или к лифту в офисном здании пропусти вперед своего соперника. Господь с тобой! К тому же, оказывается, он и не соперник вовсе, а соратник, соработник. Кризис: работы больше, зарплата меньше… Возложи на Господа печаль твою, и Той тя препитает… Не ропщи, все исправится Божией рукой. В перерыве собираются сплетники – не участвуй. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

На дворе пост, а в столовой ну никак не хотят угостить тебя одним гарниром, котлету навязывают. Не скандаль, угости котлетой своего не постящегося соседа по столику. Не забудь улыбнуться. Впереди еще половина рабочего дня. Трудись с Господом. Не забывай, что ты – христианин. По твоему поведению, по твоим поступкам окружающие судят обо всей Христовой Церкви. Ты споткнешься – скажут: «Церковь споткнулась». Ты достигнешь горних высот – о Церкви скажут, что она Святая и Горняя…
Такая вот занимательная наука – апологетика.

Священник
Алексий ЛИСНЯК
 

Воронеж Православный №4 (125) 2009