«Веруйте в Бога и в Меня веруйте»


Все апостолы далеко не сразу и с большим трудом поверили в то, что их Учитель, Господь Иисус Христос, воскрес из мертвых. Даже им, видевшим не раз, как Он воскрешал мертвых, нелегко было поверить в то, что мертвец, недвижимый и бездыханный, в котором нет ни мысли, ни чувств, может сам себя воскресить.

Это гораздо более непонятно, чем великое чудо воскрешения дочери Иаира (см. Мк. 5, 40-43) или сына наинской вдовы (см. Лк. 7, 11-15). Позже всех поверил в это святой апостол Фома. Ему до такой степени трудно было вместить в свое сознание изумительный факт Воскресения Господа Иисуса, что он категорически заявил: «Не поверю до тех пор, пока не вложу перстов моих в раны от гвоздей и руку мою в рану на груди Его» (Ин. 20, 25).

Почему же святому Фоме так трудно было поверить – труднее, чем другим ученикам? Чтобы это понять, надо вдуматься в то, как вообще люди относятся к слухам, ко всему новому и неожиданному. Люди легковерные без рассуждения и критики воспринимают всякий слух и всему легко верят. Люди серьезные и глубокомысленные все исследуют, обдумывают и принимают за истину только то, что выдерживает критику. Есть и такие, кто не верит совсем, кто не хочет верить, если им что-то не по душе, кто охотно принимает лишь то, что соответствует их собственным желаниям, мыслям, настроениям, и упорно не принимает несозвучное их представлениям, противоречащее их душевным свойствам. Люди злые не хотят верить ничему доброму. Многие не поверили во Христа и Его Воскресение именно по этой причине: им не нужно было это Воскресение, оно мешало им жить своим умом, своим самолюбием. А к третьему разряду недоверчивых людей относятся скептики, сомневающиеся во всем.

К какому же из этих трех типов людей принадлежал святой Фома? Конечно, не к последним двум, не к тем, кто не принимает ничего святого. Он принадлежал к числу глубокомысленных и нелегковерных, желающих во всем вполне и точно удостовериться. Разве это отрицательное качество души? Нисколько. И Господь Иисус Христос не обвинил святого Фому, а только, считаясь с тем, что ему трудно было поверить, что ум его был настроен критически, предоставил ему возможность удостовериться в Своем Воскресении через осязание.

Кто же такие «не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29), которых ублажает Господь? Это то бесчисленное множество христиан, живших и ныне живущих силою Воскресения Христова, всем сердцем поверивших в Господа Иисуса, не видев Его. А нам легко ли, не видев Господа Иисуса Христа, уверовать в Него? Гораздо легче, чем было апостолам, потому что со времени Воскресения Его проповедь святого Евангелия покорила весь мир, угасила злой огонь язычества и просветила языческую тьму. Свет Христов воссиял над миром. И мы верою знаем, что Господь жив и пребывает со Отцом Своим, и обитает в каждом любящем Его чистом сердце, и ныне Он среди нас, в храме, и внимает нашим молитвам.

Но наша вера гораздо слабее веры апостольской, хотя нет для нас никакого сомнения в том, что Христос воскрес; в то же время она требует постоянного укрепления и возгревания. Чем же мы укрепим веру нашу? Чем согреем ее? Тем, что, подобно апостолу Фоме, осяжем язвы Христовы. Ведь, хотя мы и не можем вложить в них персты свои, но можем мысленно припасть к этим язвам и духовным осязанием упрочить веру.

Посмотрим же со страхом на окровавленные руки Господни. Посмотрим на ноги Христовы.

Обратим мысленные взоры свои и к страшной ране на груди Христа...

Будем насыщаться любовью Христовой, которая бесконечным потоком изливалась из Его сердца.

В древние времена евангельские заповеди, проповедь Иисусова жили в сердцах людей и руководили их жизнью. Во всем и всегда, во всех делах: и государственных, и общественных, и личных – люди руководствовались духом христианства. На все свои труды они призывали благословение Христово.

Люди с молоком матери впитывали любовь ко Христу и веру в Него. Все было овеяно духом христианского благочестия.

Обратимся к людям, среди которых мы живем, и спросим: «Чем ты живешь?» Ученый ответит: «Я живу наукой». Политические деятели скажут: «Мы живем, чтобы преобразовать жизнь человеческую, проводить реформы, которые сделают ее счастливее». Простой человек скажет: «Моя жизнь – в заботах о семье, о хлебе насущном, об одежде». А мы напомним ему: «Разве ты никогда не слышал, что ни о хлебе насущном, ни об одежде не стоит печься? Ведь «не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4, 4, Лк. 4, 4), и Бог знает обо всех твоих нуждах, так что если будешь всем сердцем служить Ему, то не надо будет заботиться о завтрашнем дне».

Итак, с течением времени все больше и больше появлялось людей, изо всех сил старавшихся угасить свет Христов, все сильнее и сильнее в народах развивалось неверие. Появилась ожесточенная, лживая критика Евангелия, возникли якобы научные теории, которые, на первый взгляд, совершенно опровергают веру в Бога. Теперь все труднее и труднее становится стяжать веру во Христа. Но стоит ли нам унывать, смущаться? Обратимся всем сердцем к язве сердца Христа, да воспримем из этого вечного источника святую любовь! Он любит всех, кто ищет Его; Он дает Свою благодать всем, кто помнит о Кресте Его и духовно его лобызает. Он явится тому, кто с горячей любовью всегда припадает к язвам Его и в духовном восторге вместе с апостолом Фомой восклицает: «Господь мой и Бог мой!». И те, кто глубоко вникает в святое Евангелие, чьи сердца озарены благодатью Божией, очищены долгими молитвами и постом, до конца мира сохранят свою святую веру, ибо Господь сказал, что Святую Церковь Его не одолеют и врата адовы (см. Мф. 16, 18).

Пойдем же за Христом, будем верить в Него, никогда не допуская сомнения. И тогда вселится в нас Сам Господь Иисус Христос со Отцом Своим и обитель Свою в нас сотворит (см. Ин. 14, 23). Аминь.

Святитель ЛУКА (Войно-Ясенецкий)
 

Воронеж Православный №4 (125) 2009