Когда труд – радость


Многие стороны жизни требуют от человека умения трудиться. Например, общение с другими людьми – это уже труд. Как приучить ребенка к труду? Об этом корреспондент журнала «Виноград» Ф. Савельева беседует со старшим духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

– Отец Валериан, многие подростки сегодня не хотят учиться, не могут учиться, не могут заставить себя трудиться.

– Когда не хотят и не могут – это как раз паралич воли, поэтому трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно ребенка приучать. С младенчества нужно давать задания, которые воспитывают, например: «Вот уберешь игрушки – тогда получишь, а нет, значит, не получишь!». Приучать к тому, чтобы с трудом, заслуженно он получал то, что ему нравится, то, что ему нужно.

– Как быть, если уже пропустили момент, если ребенок уже ленив?

– Ну, голод не тетка! В основном-то ему всегда чего-то хочется. Принцип тот же: вот сделаешь дело – и получишь. Как мы росли? У нас всегда было какое-то задание: вот прополешь грядку – побегаешь. А так просто – никаких игр. Должна быть последовательность в воспитании.

– Уже давно в родительской практике появилась такая «воспитательная мера» – платить детям за выполнение домашней работы и за оценки в школе…

– Не-е-ет! Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Ни в коем! Деньги до сознательного возраста не должны участвовать в воспитании. В отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба – их обязанность. У нас, к несчастью, и родители-то не всегда понимают свои обязанности. Нужно внушать ребенку понятие долга.

– Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок понял необходимость духовного труда и смог воспроизвести опыт самостоятельного духовного делания?

– Родители должны приложить все усилия, чтобы как-то показать, рассказать, разъяснить, как жить и как трудиться, а все остальное делает Господь. И нужно усердно молиться за своих детей, тогда Господь создает обстоятельства, через которые ребенок начинает понимать, что и как.

Я с детства вырос в Церкви и вроде бы привык к молитве. Но вот я поступаю в институт, а мой брат мне говорит: «Вот к такому-то преподавателю математику не ходи сдавать – не поступишь». Я готовился: математика профилирующая. Прихожу на экзамен, сажусь, готовлюсь по билету. А подготовлен я был неплохо, думаю: сейчас сдам. А тут приходит как раз тот самый человек, к которому лучше не попадать. Он смотрит на меня и говорит: «Ну, идите отвечать».

Поначалу все шло неплохо, а потом просит построить отрезок функции. Сижу и ничего не соображаю! Кто-то рядом тоже «сыплется», я прошу: «Разрешите подумать». Он: «Пожалуйста, пожалуйста!». А что тут думать, когда в голове ничего нет? Вот тут я взмолился! И Господь послал мне решение. Я получил у этого преподавателя пятерку и на ней въехал в институт, потому что у этого преподавателя получить «отлично» было сверх всякого. Я понял, что нужно молиться. Да, на своем опыте я убедился в этом.

– Как научить ребенка молиться?

– Это, по-моему, самое сложное. Во-первых, самому нужно молиться. Я многих людей знал, которые в старости, вспоминая своих родителей, говорили: «Открою глаза – а папа или мама стоят, молятся!». Я тоже всегда вспоминаю, как молилась моя мама.

В семье, я бы так сказал, должна быть молитвенно-трудовая атмосфера, и главное, во всем нужен личный пример, а в молитве особенно, ребенок потом поймет!

– К сожалению, подростки начинают реже ходить в храм. Что можно сделать, чтобы они не избегали посещения храма?

– Общего рецепта нет. Правда, во всех случаях нужно стараться слегка удерживать ребенка рядом с храмом. Сколько ты удержишь, это вопрос… Не надо забывать, что мы живем в духовном мире, он совершенно реально существует и действует на каждого, враг воюет, старается детей с родителями столкнуть, нужно видеть действие другой силы. Иногда ребенок не то чтобы не хочет в храме быть, его просто подзуживают, выталкивают. Иногда надо просто поддержать: устал – посиди. Иногда отвлечь ребенка от сосредоточенности на своем усталом состоянии. Помнится мне, как я был духовником в одной паломнической поездке. Мы плыли на пароходе, была качка, всех укачало, побежали за таблетками. Тут я что-то интересное стал рассказывать и пока рассказывал, уже забыли про качку. Рассказать, быть может, о понятии «второе дыхание», которое есть у спортсменов: вот уже падаешь, уже нет сил – ничего подобного, не упадешь, дотянешь… Так и тут.

Но когда появляется «не хочу» – нужно понуждать.

– Связан ли сегодняшний кризис с отношением современного человека к труду?

– Кризис – это суд системы. Кроме того, экономический кризис – это производная от духовного кризиса. В сущности, получается, что безработица, сокращение учебных заведений – это результат того, что никто не хочет ни трудиться, ни учиться: «да даст тебе Господь по сердцу твоему». Бог попускает это, чтобы люди смогли оценить по-настоящему труд и учение. Не будешь учиться, не будешь трудиться – жизнь станет каторгой. Чем ближе человек к Богу, тем труд для него радостнее, а чем дальше, тем невыносимее.
 

Воронеж Православный №5-6 (126-127) 2009