Пасха в Воскресенском монастыре


Возрождающаяся Воскресенская Белогорская обитель встречает третью Пасху. Несмотря на все тяготы, невзгоды и искушения, не оскудевает милость Божия над насельниками монастыря. "Буди, Господи, милость Твоя на нас". Господь посылает и устраивает Сам все в свое время.

К сожалению, нам неизвестны подробные описания празднования Светлого Христова Воскресения ни во времена первой устроительницы Белогорских пещер Марии-пещерокопательницы, ни во времена действующего монастыря. Лишь только краткие строки летописи гласят: "Пасху встретили хорошо, радостно, спокойно: Богомольцы нас не забывали: На Пасху народу было порядочно".

О том, как встречали Пасху еще до открытия монастыря, сейчас можно только догадываться. Время, в которое начались копаться Белогорские пещеры, было временем подъема на Руси православного аскетизма и старчества. Как точно выразил суть подвига пещерокопания современник Марии Шерстюковой преподобный старец Паисий Величковский: ":Мы должны не только сидеть с безмолвием в келии, удерживать язык свой, печься о душах своих и плакать на молитве о грехах своих, но и под землю должны скрыться, заживо там рыдать о грехах своих и пожить, умирая Бога ради в подвиге".

Первые пещерокопатели имели такой дух и такой подвижнический настрой. Мария Шерстюкова, Иван Тищенко, монах Антоний (Васильченко), Иаков-безмолвник - всего несколько известных имен подвижников, дошедших до нас. В нижних пещерах сохранилось несколько келий, которые свидетельствуют о суровости их подвига. Какой поразительный контраст. С одной стороны, мир с его удовольствиями, пышностью, красотами, удобствами, с другой - пещера-гроб с грубой лежанкой, маленькой печкой и светом свечи. Почему они поменяли мир на убогие пещеры? Трудно понять это человеку невоцерковленному. Потому что за первым следует порабощение души страстями, ослепление ума, отдаление от Христа и в конечном итоге погибель вечная, а за вторым, наоборот, - освобождение души от рабства страстей, просвещение ума Богом, приближение ко Христу и жизнь вечная.
"Буди, Господи, милость Твоя на нас". В недавнем времени в обители произошли два радостных события. Первое из них - состоялся первый постриг. 21 декабря 2007 года послушник Александр Гордеев пострижен в рясофор с именем Антипа в честь преподобного Антипы Валаамского. Помоги ему, Господь, стать хорошим монахом. Нелегок и труден путь иноческий, но претерпевшему до конца, по обещанию Спасителя, будет спасение в жизни вечной и многое вознаграждение.

Второе радостное и утешительное для нас событие - это то, что вновь написана почитаемая в обители икона Божией Матери "Марие обрете благодать у Бога". В 1830-х годах этот образ был принесен одной странницей из Киева и пожертвован в пещеры. Более сорока лет икона находилась в сыром пещерном воздухе в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского и не истлела, даже краски на ней не потускнели, хотя остальные иконы самое большое 10 лет могли сохраниться в пещерах. Когда все иконы в храме покрывались каплями от влаги, то она была сухая, а когда все иконы высыхали, то этот образ становился влажным и покрыт каплями воды. Потом она была перенесена в наземный Вознесенский храм.

После революции икона пропала и до 2007 года неизвестно было даже, как выглядит этот чтимый образ Богоматери. Долго искали хотя бы описание или репродукцию ее и священники, и насельники монастыря. Даже посылали запрос по интернет-почте в Киево-Печерскую Лавру и семинарию, по знакомым спрашивали и искали ее в Киеве - все безрезультатно. Только после того как, смирившись, решено было ждать, пока Божия Матерь Сама не захочет явить этот Свой образ, произошло долгожданное обретение. У одного жителя села Белогорье репродукция (1903 года) иконы находилась дома. Он даже и не знал, как она называется, но этой иконой он был благословлен на венчание своей мамой более 50 лет назад.

По благословению владыки Сергия она теперь написана в каноническом стиле и под праздник Благовещения была доставлена в село Белогорье. В самый день Благовещения, когда Архангел Гавриил возвестил Богородице: ":Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога" (Лк. 1, 30), совершилось освящение иконы "Марие обрете благодать у Бога". Причем о совпадении названия иконы с вестью Архангела стало известно только по прочтении Евангелия на Литургии. И теперь хотелось бы пожелать, чтобы братия обители и паломники искали бы перед этим образом Богоматери не чудес и явлений, а покаяния, смирения, послушания, терпения и любви - ведь только через эти добродетели можно и нам обрести благодать Божию.
Христос воскресе!

Иеромонах ТИХОН (Жданов)
 

Воронеж Православный №5 (114) 2008