Пасха крестная

Шел человек по дороге. Шел ночью из одного села в другое с огромным крестом на плечах. И хотя лет ему было уже немало - больше чем полвека прожил он на земле, - все же сила в руках еще была. Вокруг него сгустились сумерки, наступила ночь, а он все шел. В это время в храмах его земли, да и всего мира, первый раз в этом году звучало: "Христос воскресе!". Человек этот не был юродивым, хотя его многие и считали таковым, даже его родные. Не было причиной его трудов и помрачение ума.

В тех краях, где он прожил свою жизнь, люди ходили на кладбища на Пасху, а не на Радоницу. И много лет тому назад, когда он был совсем малышом, в деревне, куда нес он сейчас крест, умерла его старшая и единственная сестренка - умерла от тифа. Тогда была война, и, эвакуированные с матерью, они жили в деревне какое-то время. Однажды переночевали у них в хате отступавшие солдатики наши - переночевали и ушли. А у солдатиков вши были. И заболели дети. А у сестренки такая горячка была, что один раз ночью вышла она на двор и в снегу сидела. И лишь когда мать проснулась, то спохватилась, привела ее в дом, но после этого девочке стало хуже. Жители того села боялись в хату заходить. Только бывшему в то время в деревне военному врачу кто-то сказал: "В той хате болеют". Враг наступал, и люди из села эвакуировались. Когда пришел врач и осмотрел детей, он сказал: "Мать, у вас тиф. Мальчик почти здоров, а девочка помрет, у нее воспаление легких. Но лечить вас я не могу, я военный врач, меня за это под трибунал отдадут. Я оставлю записку, если придут наши военные - покажешь им". И написал что-то быстро. "Да вставай, мать, топи печь, в домах продукты бери - люди
уехали, - а то и сама помрешь, и детей погубишь", - добавил он.

Военные действительно пришли. "Немцам сдаться решили, гады!" - закричал старший из них. Но мать показала записку врача, и, прочитав ее, он сказал: "Ребята, они тифом больны, уходим, пусть сами подыхают". Так и случилось: сестренка умерла, а мальчик с матерью выжили. Вырос мальчик, женился, полвека прожил, но только спустя шестьдесят лет пришла ему в голову мысль, что креста на могилке у сестры нет. И хотя не чаял он найти теперь ее могилку, да и старушка мать говорила, что вряд ли найдет, заказал он на молокозаводе - и отлили ему большой крест. Село то было в тридцати километрах от них, и, поскольку на следующий день выпадала Пасха, на дворе у него стояли две машины - зятя и сына. Попросил он их помочь отвезти крест, да отказали они на Пасху везти. Не то отношение снискал своими причудами. Пришлось ему весь путь самому крест на плечах нести.

Идет он с крестом, долго идет, а вокруг ни души. Вдруг слышит - машина едет. Ближе, ближе мотор. Остановилась возле него "Нива", и мужской голос окликнул: "Куда ты с крестом идешь?". Поставил он крест на землю и начал объяснять все. Вышел из "Нивы" молодой человек и говорит: "Да что ж тебе никто не помог? Откуда несешь-то?". Назвал мужчина село свое, а тот как услыхал, так и присвистнул: "Мать честная! Это ж тридцать три километра. Давай хоть на "Ниву" погрузим". А как его погрузить, огромный крест? Постоял водитель, почесал затылок и говорит: "Слушай, ты мне понравился. Давай на руках донесем". Теперь уже тот ответил: "Что ж ты будешь ночью машину бросать. Сколько до села-то осталось?" - "Да километра три". - "Ладно, донесу, езжай. За добрые слова спасибо".

Входит он с крестом в село, часы три ночи показывают. Но на Пасху народ не спит. Дошел мужчина до первых домов да как закричит: "Христос воскресе!". А голос не тихий. Люди повыскакивали, видят - невидаль: человек с крестом за плечами. Добрался он до кладбища, вкопал там свой крест. Где помнил, там и вкопал. Попел, поплакал и пошел назад.

Домой вернулся - уже светло было. А дома куличами, пасхами стол завален, домашние тоже Пасху празднуют. Зашел в дом и говорит матери: "Мать, поставил я крест". А она: "Так где ты его поставил? Ты же его наверняка не на том месте поставил". "Кресту Христову, - отвечает, - везде, мать, место. Его не на том месте поставить нельзя".
                                                                                                                                                                                              М. РАКОВ
 

Воронеж Православный №5 (114) 2008