"Что во время весны делается, то будет и в воскресение мертвых"

Воскресение Христово есть торжество над всеми Его врагами.

Востал из мертвых Христос. Отсюду великое утешение и радость нам проистекает. Востал Христос и тем показал нам, что Он над всеми нашими врагами, диаволом, грехами, смертию и адом, яко сильный в крепости, восторжествовал и даровал нам победу над ними. Уже бо грехов, диавола, смерти и ада не боимся.

Подобно семени, умершие тела воскреснут.

Видишь, что семя, падшее на землю, умирает и, прозябши, выходит из земли. Сей пример ясно показует тебе, что тако телеса наша, хотя умирают и погребаются, однакож Божиею силою во свое время паки оживут и облекутся одеждою бессмертия. О чем Апостол тако проповедует: "Сеется в тление, восстает в нетление; сеется не в честь, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 42-44). И тако стой, утверждайся в вере, чая воскресения мертвых и жизни будущаго века.

Солнце есть образ воскресения.

Как бо солнце, зашедши под землю, паки восстает, тако умерших телеса, в земли погребенная, восстанут, и "праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их" (Мф. 13, 43).


Воскресение подобно весне.

Видишь, что во время весны извнутрь земли исходят зелия и издают листвия, цветы и плоды свои; такожде древа издают листвия, цветы и плоды, которые во время зимы не видны были и аки бы бесплодны были, и одно от другаго почти не разнствовало. Весна есть образ воскресения мертвых. Веруем, что тако восстанут и взыдут телеса наша мертвыя из гробов, в которых сокровенны были, как видим ныне исходящая зелия из земли, в которой чрез зиму сокрывалися. Как во время зимы не распознаем, какой цвет и плод в каком зелии и древе имеется, но весна тое все показует, так ныне не можем познать, что у кого внутрь, в сердце и душе крыется - добро или зло, благочестие или нечестие, - и часто добраго за злаго и злаго за добраго вменяем; но в воскресение все открыется ясно.

Все оживет, как весной.

Видишь, что во время весны все аки оживляется и вновь отрождается: земля издает из недр своих плоды, древеса листвием одеваются, травы зеленеют и цветами украшаются, которое все во время зимы как мертвое было; воды, мразом замерзшия, растаивают и протекают, и вся поднебесная тварь в новый облекается вид и аки вновь созидается. От сей чувственной весны да возведет вера ум твой к прекрасной и желаемой весне, юже обеща преблагий Бог в Писании Своем Святом, в которой телеса от начала мира усопших верных из земли, яко семена, силою Божиею прозябнувше, восстанут и облекутся в новый, прекрасный вид, и ризу бессмертия одеются, приимут венец доброты от руки Господни, "процветут, яко финике и яко кедр, иже в Ливане, умножатся, насаждени в дому Господни и во дворех Бога нашего" (Пс. 91, 13, 14), яко невеста, украсятся красотою, и яко земля, растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя, прозябнут; и веселие вечное над главою их, и радостию возрадуются о Господе (Ис. 61). Тако "тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие. Тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?" (1 Кор. 15, 54, 55). Тако восхищаяся духом к желаемой оной весне, сей ныне с верою и надеждою, Божиею помощию благих трудов семена, да тогда пожнеши с радостию.

Весна есть образ воскресения мертвых.

Весна есть образ и знамение воскресения мертвых. Что во время весны делается, то будет и в воскресение мертвых, как видим в Святом Писании и веруем. Во время весны вся поднебесная тварь обновляется, тако во время воскресения все обновится по неложному обещанию Божию. Во время весны вся тварь, как видим, оживляется, тако в воскресение мертвых все человеческое естество оживится. Во время весны всякая трава и зелие исходит из недр земли и является в своем виде, тако в последний день умершие человеки изыдут из гробов своих, и явится всяк в своем образе.

Бог обещал воскресение - непременно будет.

Обещал воскресение мертвых и верных Своих рабов прославить и подать наследие небеснаго царствия, непременно будет тое. И сие так истинно и известно есть, что как бы оно уже в самой вещи было. Бог бо, яко "истинен", солгати не может; яко "всемогущий", все сделает, что хощет, и как удобно Ему было мир из ничего создать, так удобно рассыпанный прах телес наших собрать и в бессмертие облещи и прославить; "яко благ", хощет разумной Своей твари блаженство подать; и яко праведен, верных рабов Своих, в вере подвизавшихся, непременно наградить.

Слово Божие уверяет нас, что все умершие, благочестивые и нечестивые, воскреснут.
 

Воронеж Православный №5 (114) 2008