Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего

Русская Православная Церковь всегда мыслила себя неотъемлемой частью общества, частью родного народа. Именно поэтому Церковь во все века возвышала свой голос, когда наш народ нуждался в словах духовной поддержки, назидания, утешения и укрепления в вере в дни скорби и тяжелых испытаний. Так было, когда святитель Московский Филипп печаловался о людях, измученных опричниной, или когда священномученик Патриарх Гермоген поднимал русский народ на сопротивление польским оккупантам, или когда святитель-исповедник Патриарх Тихон противостоял междоусобиям Гражданской войны, или когда Патриарх Сергий укреплял наш народ в годы войны Великой Отечественной.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно подчеркивал, что "современный мир сегодня с новой силой взыскует духовной истины, жаждет услышать пророческое, но в то же время внятное, разумное слово Церкви. Мир взыскует Бога часто неосознанно. И потому задача свидетельства сегодня является приоритетной для нас". Вместе с Его Святейшеством свой голос возвышают ныне и архипастыри, и авторитетные чада нашей Русской Церкви. Но вот парадокс: их призывы остаются не услышанными не только секуляризированным обществом, утратившим понятия учительства и отеческого авторитета, но и многими православными христианами - членами Церкви и нередко даже духовенством, оставаясь лишь лозунгами. Связь между церковной иерархией и народом приближается к взаимному критическому состоянию.

Несправедливо все же проигнорировать факт, что Церковь по-прежнему жива Духом Святым, свидетельством людей подвижнической жизни, веры и верности, которые не делают никаких уступок миру, лежащему во зле.

Анализируя то, что происходит в нашем обществе, стоит обстоятельно и серьезно поразмышлять о нашем состоянии. Попытаться установить диагноз болезни и ее причины.

Сегодня, по мысли Патриарха, "очевидно, что наряду с ростом внешнего благополучия и прогрессом технологий в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех - иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами". Действительно, несмотря на то что российская экономика активно развивается, ни благосостояние, ни, как говорят сейчас, качество жизни народа в лучшую сторону практически не изменяются. Думается, что причина такого отсутствия перемен в жизни человека не только и не столько в неэффективном хозяйствовании, а прежде всего в усилении духовно-нравственного кризиса русского человека. Пропаганда идущих с Запада жизненных ценностей, чуждых для российского сознания, культуры и менталитета, приводит к тому, что скоро у нас останутся лишь воспоминания о могущественной державе наших предков-созидателей - Святой Руси. Наша страна, утрачивая духовно-нравственную основу, укорененную в православном миропонимании, изнутри теряет силу, мощь и могущество, влияние на умы и сердца и своих граждан, и внешнего мира. К сожалению, за внешним возрождением страны, блеском куполов множества восстановленных храмов и кажущимся благополучием мы зачастую не замечаем плачевных тенденций, ведущих к внутренней катастрофе.

Сегодня люди практически разучились работать на земле. Происходит не просто свойственная нашей эпохе урбанизация, а вымирание села и провинции как таковой. Люди, устремляясь в города, как правило, в мегаполисы, прежде всего в Москву, не сознают тот комплекс проблем, которые создают для самих себя. Следствие урбанизации - экологическая катастрофа, искусственное (химическое или генномодифицированное), опасное для здоровья и жизни питание, постоянный стресс, перенаселенные города, автомобильные пробки, безработица, неконтролируемая миграция, рост бюрократического аппарата, а вместе с ним и коррупции, массовая преступность.

Государство, общество, семья, школа фактически устранились от воспитания детей и молодежи. Подрастающее поколение, увлеченное новомодными субкультурами, становящимися причинами деградации личности молодого человека, все больше и больше выпадает из реальной жизни и превращается в аморфную, легко поддающуюся тлетворным влияниям, развращенную массу. Отсутствие сосредоточенности, организованности, приученности к труду, дисциплине, ответственности, уважению к наставникам и старшему поколению в молодежной среде приводят к тому, что сегодня даже духовные школы сталкиваются с проблемой потребительского отношения к жизни со стороны молодых людей. Если при этом отметить, что уровень образования в нашей стране не только не растет, а скорее катастрофически падает, а также тот факт, что молодежь все больше радикализируется в своих общественных взглядах и проявлениях, то мы получаем картину, близкую к той, что была в России в революционную эпоху 1905 - 1917 годов, с поправкой на особенности наших дней.

К этому стоит добавить, что нередко даже представители православного духовенства не только не имеют "доброго свидетельства от внешних" (1 Тим. 3, 7), но и становятся соблазном, впадая в "нарекания и сеть диавольскую" (1 Тим. 3, 7). Какой пример пастве и обществу может дать священнослужитель, нарушающий святость брака или незыблемость монашеских обетов, рассматривающий прихожан как источник обогащения, ведущий образ жизни, отторгающий людей от Христа и Церкви?

Парадоксом является тот факт, что люди, которые считаются в обществе авторитетными, признанными в молодежной и подростковой среде (деятели культуры, артисты, певцы, современные писатели и шоумены, часто политики, нередко даже ученые), призванные к миссии хранить и преумножать духовное и интеллектуальное богатство нашего Отечества, являть пример для подражания, вместо этого становятся языческими кумирами, несущими разврат, безнравственность, разрушение семейных, общественных, культурных, исторических, нравственных ценностей. Воистину "горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит" (Мф. 18, 7). Поразительно, что все сомнительные с нравственной точки зрения "проекты" принимаются безропотно, а то и с нескрываемым удовольствием, а, например, попытка Русской Православной Церкви в ее стремлении остановить процесс нравственного разложения общества через введение в школах "Основ православной культуры" и призывы к пропаганде традиционных духовных ценностей объявляются нетолерантными и несущими в общество конфликты. Неужели современные "кумиры" не понимают, что уподобляются кровавым гонителям и ниспровергателям истории, которых в изобилии явили советские годы?!

На фоне только зарождающегося в обществе оптимизма и начинающегося возрождения полузабытого патриотизма сегодня заметно активизировалась деятельность многочисленных раскольников, сектантов, маргинальных псевдорелигиозных структур и новых религий. Все они активно стремятся занять респектабельное положение в обществе, непрестанно обвиняя при этом Русскую Православную Церковь и всех православно, национально и патриотично мыслящих людей во всех мыслимых и немыслимых грехах, нередко даже в нарушении закона и всегда в нарушении прав человека. Здесь оказываются приемлемыми любые средства, не говоря уже о двойных стандартах. Сектантство всех мастей явно политизируется. Его лидеры активно проникают во властные структуры, общественные палаты, правозащитные, неправительственные, общественные организации. Причем это происходит как в России, так и в ближнем зарубежье.

Вот лишь несколько примеров. Ни одна из "цветных революций" на постсоветском пространстве не обошлась без активного участия лидеров и адептов радикальных харизматических неопротестантских групп: в 2006 году мэром столицы Украины, матери городов русских - православного Киева, стал некто Леонид Черновецкий, активный член харизматической церкви "Посольство Благословенного Царства Божьего для всех народов мира", основанной выходцем из Нигерии пастором Сандеем Аделаджей; во время президентских выборов в Беларуси главными оппозиционерами стали все те же активисты от радикального неопротестантизма: В апреле 2008 года в Воронежском областном молодежном центре состоялся круглый стол, направленный против преподавания "Основ православной культуры" в школах Воронежской области. Это мероприятие можно было бы не заметить, если бы не одна деталь: с антиправославных и антихристианских позиций совместно выступили не только правозащитники, но и их подопечные из различных (дерзновенно именующих себя христианскими) культов западного происхождения, которые в истории России никогда не только не играли никакой роли, но до 90-х годов XX столетия в нашей стране были совершенно неизвестны.

Еще более ярким примером разрушения традиционных ценностей и устоев ради мнимого благополучия западного общества является попытка углубить и расширить раскол Православной Церкви на Украине и перенести его в Россию и другие страны. С другой стороны, пропагандируется так называемое "альтернативное православие" в России, представляющее собой гремучую смесь разнообразных расколов и псевдоцерковных групп, выражающее всевозможные крайности и в конечном счете приводящее людей в "пензенские пещеры". Существующая сегодня в нашей стране правовая и юридическая система такова, что защищает она как раз именно это маргинальное "альтернативное православие". При этом практически никто не замечает или не хочет замечать, что весьма сомнительная как в религиозном и нравственном, так и в правовом отношении деятельность этих псевдоправославных так называемых "церквей" компрометирует само русское Православие - культурогосударствообразующую основу нашего Российского Отечества.

Подытоживая все вышеизложенное, вновь вспомним размышления Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия: "Всякому непредвзято мыслящему человеку и тем более людям церковным вполне очевидно, что опыт, приобретенный поколениями россиян на пути становления государственности и защиты родных рубежей и отеческих святынь, имеет огромное значение и призван стать краеугольным камнем мировосприятия, основой культурной и цивилизационной самоидентификации нашего народа. Сегодня как никогда остро перед нашим обществом стоит проблема обретения своих духовных корней: Пристально вглядываясь в исторический образ событий, отстоящих от нашего времени на десятки или даже сотни лет, мы должны стремиться увидеть в них то духовное зерно, из которого Промыслом Божиим возрастали могущество и слава нашего Отечества. В самые суровые периоды испытаний внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира, глубина веры в Бога и надежды на Его благой Промысл, которыми были исполнены сердца многих сынов и дочерей нашего Отечества, помогали им преодолевать все искушения и в горниле огненных испытаний проявлять силу духа, окрыленного этой верой, которая оказалась, по слову Писания, "драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале, и чести, и славе в явление Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 7).

Существует лишь единственный выход из сложившейся ситуации. Необходимо вновь научиться видеть в каждом человеке личность. Неустанная внутренняя работа над собой, над своим духовным и нравственным состоянием должна стать нашим постоянным трудом. Только объединение усилий всех здоровых сил нашего общества, каноническое единство Русской Православной Церкви, единомыслие ее Священноначалия, духовенства и опора на поддержку народа, целостность нашей великой России с ее многовековой историей могут привести к коренному изменению сложившейся ситуации. Остановить падение в бездну греха и порока, духовного рабства и забвения своих корней может лишь активная жизненная позиция и подвижническая жизнь каждого гражданина нашего Отечества и тем более каждого православного человека - иерарха, священника, монаха, мирянина.

Если мы, православные христиане, хотим, чтобы Русь вновь стала Русью созидателей, а не страной разрушителей и ниспровергателей, нам необходимо своим неустанным трудом показать пример созидания, "едиными усты и единым сердцем" обратясь к Богу с искренней молитвой о своем Отечестве: "Услыши и ныне молитву нашу: изведи на жатву делатели Своя, да не оскудеет Церковь пастырьми добрыми, иже имут просвещати столь великое множество людей, вере не наученных или от веры отвратившихся. Насади в начальствующих послушание Тебе, в судех правду и милость, в богатых сострадание, в немощных же долготерпение, да тако в земли нашей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во святых Своих. Ересьми же и расколы соблазняемым, отступившим от Тебе или Тебе не ищущим яко Всемогий явлен буди, во еже ни единому от них погибнути, но всем нам спастися и в разум истины прийти, да вси в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославим Пречестное имя Твое, терпеливодушне, незлобливе Господи, во веки веков. Аминь" (Молитва о благоденствии Русской Православной Церкви, утвержденная Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви 13 мая 2008 года).

От редакции
 

Воронеж Православный №6 (115) 2008