Он был светильник Церкви, который указывал путь к Царствию Божию"

Вопрос об общецерковном прославлении святителя Антония будет рассмотрен на предстоящем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

Ангелоподобная кротость и твердая вера, жертвенная любовь к Богу и ближним, смиренномудрие и самоуничижение, подвижническое воздержание, пустынное жительство среди общества, мир душевный среди смятений мира - вот истинно христианские добродетели, которые украшали благостного архипастыря. "Он был светильник Церкви, который не словом только, а паче добрыми делами любви и милосердия озарял и указывал путь, ведущий к Царствию Божию", - так говорили о святителе Антонии II (Смирницком), архиепископе Воронежском и Задонском, его современники.

Святитель Антоний родился в селе Повстино Пырятинского уезда Полтавской губернии в многодетной семье протоиерея Гавриила 29 октября 1773 года, в день памяти преподобного Авраамия Ростовского, и в крещении получил его святое имя.

В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогал отцу как псаломщик. Тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Господь являл Авраамию Свое заступничество и чудесное водительство уже с детства. Так, Он сохранил отроку жизнь, когда тот спешил на службу в храм и упал в прорубь.

В 1783 году Авраамий был отдан в духовную школу, где по семинарской традиции за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Окончив школу с отличием, он не только стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской духовной академии, но и явился для всех учащих и учащихся примером истинного благочестия.

В августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, "желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах". Как-то ночью перед изумленным иноком предстал сам преподобный Антоний и благословил его на небесное служение, укрепив Святыми Дарами.

21 февраля 1797 года Авраамий был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского. 12 апреля 1797 года владыка Иерофей рукоположил монаха Антония во иеродиакона.

С ревностью, свойственной юности, предался он иноческим подвигам. Одним из основных его послушаний стало произнесение проповедей. Впоследствии святитель Антоний прославился как блестящий проповедник. Любимым же его послушанием стало заведование библиотекой, что позволило глубже познакомиться со Священным Преданием Православной Церкви.

20 ноября 1799 года иеродиакон Антоний был рукоположен во иеромонаха.

Будущий святитель с самого начала своего монашеского пути отличался милосердием и нестяжательностью. Довольствуясь только самым необходимым, он раздавал нуждающимся все получаемое за работу в типографии, благодетельствовал больным, бедным и богомольцам. Иеромонах Антоний был строгий постник, молитвенник и аскет: он тайно носил власяницу, питался очень скудно, почти не отдыхал, а ночи проводил в молитве.

20 сентября 1814 года иеромонах Антоний был определен начальником Ближних пещер, называемых по имени основателя русского монашества Антониевыми. Это послушание было ему особенно дорого. Здесь, служа у мощей великих угодников Божиих, "он жил в благоухании святыни" и напитывался ее благодатью, здесь он особенно ощущал близость Небес и заступничество Горних Сил. 2 января 1815 года иеромонах Антоний был назначен наместником Киево-Печерской Лавры и в 1817 году возведен в сан архимандрита.

31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (5 апреля 1829 года он получил титул епископа Воронежского и Задонского).

Позже новопоставленный владыка говорил: "Вот, при всем своем недостоинстве, я - архиерей. Господу угодно было показать Свое милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию. Не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых - Митрофан и Тихон. Их молитвы, как благонадежный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут".

Воронежская епархия была в ту пору весьма обширной. Владыка старался глубоко вникать в приходскую жизнь, стремился посетить каждую церковь, встречавшуюся ему на пути. После обычной архиерейской встречи он всегда говорил собравшемуся народу поучение.

В служении владыка был неутомим: в одно из своих путешествий он за 24 дня совершил 22 Литургии.

Двадцатилетнее служение на одной кафедре выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии.

Господь избрал именно этого Своего служителя для прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. Промыслом Божиим также явлено было тогда сокровенное молитвенное общение и духовное соработничество владыки Антония с современными ему подвижниками и духоносными старцами. Сам преподобный Серафим Саровский называл в духе владыку Антония своим старшим братом. "Еще ничего не было известно, - говорил Преосвященный Антоний, - как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия".

Владыка Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана почти сразу по прибытии на Воронежскую кафедру. "Воронежская паства более других обязана благоговеть к памяти первосвятителя своего, великого ходатая и молитвенника у Престола Божия", - писал епископ Антоний в Воронежскую духовную консисторию.

Нередко в полночь он отправлялся в Благовещенский собор с одним келейником. Келейник оставался у дверей, а сам преосвященный Антоний шел на могилу святителя Митрофана или становился пред Смоленской иконой Божией Матери и здесь подолгу молился. В молитве он получал твердую уверенность, что святые мощи будут открыты. "Будет, будет великая благодать в Воронеже", - часто говаривал святитель.

В 1830 году владыка Антоний впервые обратился в Святейший Синод с ходатайством о прославлении угодника Божия.

25 июня 1831 года, после очередного донесения в Синод, Господь услышал молитвы преосвященного Антония и не оставил без ответа его упование. Мощи первого Воронежского архипастыря были обретены. Их признали нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого - истинными. 6 - 7 августа 1832 года святитель Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей. На этих торжествах присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Радости народной и церковному ликованию не было конца.

За свои усердные архипастырские труды, высшим выражением которых стала канонизация святителя Митрофана, владыка Антоний 6 декабря 1832 года был возведен в сан архиепископа.

Глубоко почитал преосвященный Антоний и другого своего предшественника по кафедре - великого угодника Божия и чудотворца святителя Тихона Задонского. Еще в Киево-Печерской Лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную Литургию и панихиду. По прибытии в Воронеж владыка Антоний постоянно ездил в Задонск молитвенно чтить память этого великого подвижника-иерарха. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло лишь через 15 лет после кончины самого святителя Антония - 13 августа 1861 года при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богоявленском), - именно владыка Антоний сподобился обрести мощи святителя Тихона и был зачинателем его скорейшего прославления в лике святых.
Чтобы лично обрести мощи святителя Тихона, архиепископ Антоний отправился в Задонский монастырь уже незадолго до своей блаженной кончины: "Святитель Тихон явился мне во сне и сказал: "Ты не умрешь, пока не вынешь меня из грязи". Мы едем в Задонск, чтобы исполнить его приказание", - сказал святитель Антоний своим спутникам.

В мае 1846 года при сносе старого храма тело святителя Тихона Задонского было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось совершенно целым... Об этом владыка Антоний сообщил Святейшему Синоду. И сам уже стоя на пороге Небесных селений, всемерно ходатайствовал о прославлении чудотворца Тихона.

Так Господу угодно было, чтобы преосвященный Антоний в начале своего епископства открыл мощи Воронежского святителя Митрофана, а в самом конце - святителя Тихона.

Архиепископ Антоний известен также как усердный храмоздатель и устроитель иноческих обителей.

При нем как на средства благотворителей, так и на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. Только за последние двенадцать лет его управления епархией построены 63 новых храма, восстановлен древнейший монастырь Подонья - Дивногорский Успенский, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины - Задонская Богородице-Тихонова Тюнинская и Белогорская Воскресенская, ставшие позже известными монастырями.

В 1836 году был открыт учрежденный по прошению святителя Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель стала одним из важнейших духовных центров России - ежегодно здесь бывали десятки тысяч паломников.

В 1841 году владыка освятил Покровский храм в Воронеже - ныне это кафедральный собор Воронежской епархии, где почивают мощи столь почитаемого архиепископом Антонием первосвятителя Митрофана.

В 1845 году было начато строительство собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Богородицком Задонском мужском монастыре, в котором почивают мощи святителя Тихона Задонского.

Особую заботу о своей пастве владыка Антоний проявил во время эпидемии холеры в 1830 году: наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, а также совершал молебны и крестные ходы об отвращении грядущего гнева. Эпидемия не коснулась Воронежа, хотя в 1831 году холера свирепствовала уже по всей России.

Тогда же владыка Антоний возобновил повсеместное почитание Сицилийского Дивногорского образа Божией Матери, ибо по молитвам пред этой чудотворной иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края.

В 1839 году святитель сильно занемог и попросил совершить над собой таинство елеосвящения. В его душе зародилась мысль об удалении на покой. Будучи постриженником Киево-Печерской Лавры, которую он никогда не мог забыть, святитель Антоний захотел почить вечным сном в ее священных стенах. Он писал об этом обер-прокурору и членам Святейшего Синода, даже самому государю, но от всех получил отказ. Тем не менее мысль об увольнении не оставляла его, пока наконец Господь следующим видением не успокоил владыку и положил конец всем сомнениям. Вот как об этом рассказывал сам преосвященный Антоний: "В одно время эти мысли очень умножились и сделались неотходными от меня, так что я стал думать: видно, это от Промысла Божия. Чтобы свободнее разобраться в этих раздумьях, я поехал в загородный Троицкий архиерейский дом. Помолился здесь в домовой церкви и лег плотно спиной на диван, изголовьем стоявший к стене. Мысль оставить епархию укрепилась в уме, хотелось немедленно приступить к ее исполнению. Стал размышлять о Киеве, о моем будущем там пребывании. В эту минуту слышу у изголовья голос человека, говорящего мне: "Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты".
Зная близость изголовья к стене, я не мог подозревать, чтобы тут мог быть человек. А голос тихий, наполняющий мое сердце миром и смирением, продолжает: "Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, но возносятся и снимаются. Видит Господь труд твой и помогает тебе Своей благодатию: Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев. А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а Помощствующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?". Я вполголоса говорю: "Да я думал Бога ради это сделать; лучше спасать душу свою, нежели по неспособности не удовлетворять нуждам паствы моей". - "Если Бога ради думаешь делать, то и предай дело свое Богу. Когда Он найдет тебя неспособным, то Сам повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия воля исполнилась с тобою". Во все эти минуты ручьями лились у меня слезы, и я ощущал душой, что это не иной кто был, как святитель Митрофан. Встал я, помолился Богу; все мысли, обременяющие меня, отошли, и я как будто свежее сделался. С этой минуты я отложил мысль о покое; ибо истинный покой есть в предании себя воле Божией".

Святитель, сам будучи щедрым благотворителем, побуждал и свою паству к делам милосердия, вменяя клирикам епархии сообщать ему о нуждающихся, которым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм опекаемого им "Попечительства о бедных духовного звания" и "Воронежского попечительного о бедных комитета". Обычно, уезжая из Воронежа по каким-либо делам, владыка сам посещал острог, а иногда через доверенное лицо посылал милостыню заключенным.

Ни в чем так не выражалось доброе сердце святителя, как в попечении о бедных. В 1830 году владыка открыл "Воронежский тюремный комитет", а в 1833-м, когда во многих местах России был неурожай, он организовал подписку в пользу голодающих, жертвуя значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов для десяти и более тысяч человек. Многие пожертвования архиепископ Антоний направлял тайно - от имени святителя Митрофана.

Владыка Антоний посылал пожертвования в Иерусалим, Вифлеем, на Синайскую гору и на Святой Афон. По благословению и при его содействии в Афонском Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре был основан первый за пределами России храм во имя святителя Митрофана.

Архипастырь поощрял паломничества как к местным, так и всероссийским святыням, принимал многочисленных посетителей города Воронежа как личных гостей святителя Митрофана. ":Я, - говорил он, - только последний его служка". Владыка Антоний никого не отпускал без подарков: образков, Псалтири, отпечатанных слов из творений святых отцов, "Алфавита духовного". Всех он внимательно выслушивал, каждому давал духовные советы и наставления.

Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства, но не ценил такого образования, которое не опиралось на истинное православное благочестие. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Им были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло число воспитанников Воронежской духовной семинарии. Наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги.

Воронежская духовная семинария при личном отеческом окормлении архиепископа Антония воспитала много известных ученых, общественных деятелей и архиереев.

Без архипастырского попечения святителя Антония, великого молитвенника, с детства пребывавшего в храме и имевшего искреннюю любовь к богослужению, не оставалась и современная ему богослужебная практика. Он продолжил лучшие традиции Киево-Печерской Лавры и на Воронежской земле.

Смирение святителя Антония было безграничным. "Когда я рассматриваю людей, - говаривал иногда владыка со слезами на глазах, - все они хороши, святы; один я грешен, один я не хорош..." Если он слышал, что кто-либо отзывается о нем нехорошо, обычно говорил: "Он меня не знает хорошо, не все знает мои слабости и недостатки; я еще хуже, нежели он обо мне думает". При встрече с таким человеком не оправдывался, но всегда старался благотворить ему.

Он был удивительно незлобив. Когда ему говорили худо о его подчиненном, он обыкновенно не верил: "Нужно верить не словам, а делам", - и проверял слышанное.

Слово его было всегда тихое. Никогда он не возвышал голоса даже перед прислугой. И все благоговейно уважали его кротость: при нем никто не смел унизить другого даже насмешкой. Келейник, прослуживший у владыки двадцать лет, не слышал от него ни одного обидного слова.

Святитель Антоний уже при жизни прославился многочисленными чудесами. Так, по его молитвам был исцелен тяжко болящий Н. А. Мотовилов, "служка Серафима", посланный им в Воронеж к "Великому архиерею".

Иногда еще здравствующий архиепископ Антоний являлся страждущим в сонном видении, да не один, а вместе со святителями Митрофаном и Тихоном. Вскоре после открытия святых мощей угодника Божия Митрофана приезжала на поклонение к святителю семья. В ней была семилетняя девочка, исцелившаяся от болезни после того, как увидела во сне трех монахов; двух она узнала по изображениям: одного на иконе святителя Митрофана, другого по портрету святителя Тихона. Когда это семейство пришло к преосвященному Антонию принять его благословение, девочка заявила, что в лице святителя она узнала третьего монаха, являвшегося ей во сне. Об этом мать доложила владыке, но он строго запретил говорить об этом...

Один воронежский помещик был одержим внутренней болезнью. В сонном видении предстали ему три Воронежских святителя - Митрофан, Тихон и Антоний, и все трое положили ему на живот свои руки. Пробудившись, он получил полное выздоровление от своей болезни.

В последний год своей жизни, будучи уже больным, святитель Антоний освятил два храма, находящиеся в двухстах километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре - во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилом Острогожского уезда - в честь Преображения Господня, действующие в настоящее время.

12 декабря 1846 года святитель-подвижник тяжело заболел. Лекарств он не принимал, пил только иногда малину. Но делами продолжал заниматься, диктовал даже поздравительные письма к празднику Рождества Христова.

Вечером 17 декабря святитель исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. Днем позже все дела по управлению епархией святитель передал своему викарию - епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа.

"Благодарение Богу, - говорил Владыка, - я не чувствую никакого страха смерти. В три часа пополудни подписал письмо на имя государя Николая Павловича с новым ходатайством об открытии мощей святителя Тихона. Окончив столь важное дело, он, знаменуя себя крестным знамением, с глубоким чувством сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко:".

Святитель продиктовал духовное завещание. Оно известно как "Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве". По благодатной силе своего воздействия оно напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана: "...Украшающаяся именем Христовым паства моя, не страшись взять на себя Крест Христов; в Кресте бо спасение, в Кресте жизнь, в Кресте убежище от врагов, в Кресте излияние небесной сладости; в Кресте крепость души; в Кресте радость духа; в Кресте полнота добродетели; в Кресте совершенство святости. Нет спасения душе, нет надежды жизни вечной, как только в Кресте. О возлюбленная моя паства, подражай Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу! Ничто для тебя да не будет ни велико, ни высоко, ни приятно, ни любезно, кроме Господа нашего Иисуса Христа".

20 декабря 1846 года владыка Антоний тихо и мирно отошел ко Господу.
23 мая 2003 года состоялось прославление в лике местночтимых святых святителя Антония.


Твоя фамилия - Смирницкий, и был в смирении счастлив. Ты сызмальства к Тому стремился, Кто Сам был кроток, молчалив. Твое рожденье, под Полтавой, ты здесь духовно воспарил, познал величье Божьей славы. А Киев веру укрепил.
Ты был святых пещер блюститель, отсель тебя Небес Отец призвал в Воронеж. Ты - святитель, тебе готовился венец. Как дорог был угодник Тихон, ты о мощах нетленных знал и твердо верил: во святых он, его с любовью поминал.
Тебе он был дороже брата (одна роднила благодать!), и - как забот твоих оплата - святого стали почитать! Владел ты даром исцеленья, грядущее прозреть умел. И шли к тебе из всех селений: кто был прискорбен, кто болел.
Владея пренебесной силой, все более смирялся он. Известен был по всей России, тебя священный знал Афон. Твоя преславная гробница - воистину - живой родник. Тобою Церковь утвердится, и все Придонье просветится, и вся Россия обновится, и Бог ее да сохранит.
 

Игумен АФАНАСИЙ (Медведев)
 

Воронеж Православный №6 (115) 2008