См. № 7-8 (93-94)

9-10 (95-96) 2006


О страхе Божием

Как часто мы слышим, возлюбленные о Христе чада мои, возглас священнослужителя, который, держа Святую Чашу в руках, говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Что это за страх Божий, без которого мы не должны приступать к Святому Причастию?

Это прежде всего тот страх, о котором в Священном Писании сказано: «Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110, 10). Здесь имеется в виду страх временных и вечных наказаний, которым мы должны удерживаться от всякого зла, и в особенности тогда, когда готовимся к восприятию величайшей святыни — Тела и Крови Христа Спасителя.

Его требует от нас святой апостол Павел, когда говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1 Кор. 11, 27, 29, 30).

Но есть еще страх Божий высший, не рабский, а сыновний, который исходит не из мысли о наказании, а из любви к Богу или сознания, как бы нам своею недостойною жизнью не оскорбить Его. Этот высший страх имел в виду пророк Исаия, когда, предсказывая о Христе, сказал: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; И страхом Господним исполнится…» (Ис. 11, 2, 3). Преподобный Иоанн Кассиан отмечает, что в этих пророческих словах страх Божий упомянут в конце потому, что он является самым высшим дарованием Святого Духа, ибо исходит из любви к Богу и есть по существу сама эта любовь. Такой сыновний страх, по словам того же святого отца, имел апостол Петр. Он каждую ночь при пении петуха пробуждался и, вспоминая свое отречение, обливался горькими слезами. Грех отречения давно был прощен ему Господом. Следовательно, апостол Петр возбуждался к своему слезному покаянию не страхом наказания, а страхом совершенной любви — от сознания измены своему горячо любимому Господу.

Таким образом, Святая Церковь, призывая нас к страху Божию, разумеет здесь не только страх новоначальных — рабский, но и высший страх — сыновний.

Потщимся прежде всего, возлюбленные, иметь страх Божий в начальном его проявлении. Он не допустит нас уклониться от православной веры и от истинной христианской жизни. Движимые им, мы будем достойно вкушать Тело и Кровь Христа Спасителя и избежим страшного наказания от Бога и здесь, и в будущей жизни.

Но будем прилагать свои заботы и к тому, чтобы приобрести страх высший с его любовию ко Христу. Этот сыновний страх будет более и более преисполнять наше сердце любовию к Богу, и до такой степени, что мы не только никогда не отпадем от Христа, в силу апостольского слова: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8), но навеки пребудем в неразрывном блаженном единении с Ним.

Тогда мы будем истинными чадами Божиими и Святое Причащение просветит нас своим Божественным светом, сохранит от всякого зла и соединит нас навсегда со Христом для вечной радости в Его нескончаемом блаженном Царстве. Аминь.

Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ)
 

Воронеж Православный №9-10 (95-96) 2006