главная

О ДУХОВНОМ АРИСТОКРАТИЗМЕ

В.В.

Рецензия на книгу В.П. Фетисова 
«Философия морали. Тоска по русскому аристократизму»
(Воронеж, 1995)

«Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его в конвульсиях, мучит и калечит». Так писал для сборника «Вехи» русский философ С.Н. Булгаков в 1908 г. Книга профессора философии В.П. Фетисова «Философия морали. Тоска по русскому аристократизму», изданная в Воронеже в 1995 г., начинается словами: «Снова кружат бесы по России». Трагическое пророчество Достоевского остается в силе и по сей день.

О чем эта книга? Для кого она?

В предисловии сказано, что предназначена для любого интеллигентного человека, но прежде всего для преподавателей, учителей и воспитателей всех уровней. Следовательно, это не трактат по этике для профессиональных философов. Это книга о России, ее бедах и болях, трагическом прошлом и не менее трагическом настоящем.

В центре внимания автора проблемы фундаментальные, основополагающие, что отражено в названии глав. Автор размышляет о добре и зле, о пользе и долге, экономике и политике, смысле жизни и смерти. И все проблемы, затрагиваемые в книге, рассматриваются через призму современного положения России. Основные темы книги очень близки душе русского человека.

Несомненное достоинство книги в том, что здесь проблемы злободневные, сегодняшние переплетаются с вечными. Очень точно выдержан баланс между пафосом публицистического обличительства и отвлеченным метафизическим трактатом. В этом жанровое своеобразие книги.

Задача книги — критика эпохи с точки зрения нравственности — выполнена успешно. Очень жестко звучит приговор современной политической элите: «Демократы 90-х годов пришли в России к власти, но господами так и не стали, потому что экономические реформы и политическую борьбу поставили выше морального закона, а стремление к обогащению выше духовного богатства. Их вина также в том, что в одну из самых циничных форм экономической целесообразности они попытались насильственно втиснуть душу русского народа, которая, несмотря на свою растерянность и испорченность, только и поддерживалась, может быть, жаждой абсолютного добра и справедливости. Но кто же из демократов знал эту душу или хотя бы думал о ней, берясь за реформы?» (с. 80).

Ясно, что аристократ не может быть демократом по определению, а демократ никогда не станет аристократом. В этом — драматизм нашей эпохи.

И все же эта книга не только обличение моральной порочности современной правящей элиты. Главное в другом: здесь мы имеем своего рода исповедь, крик души по поводу одной из главных проблем России — обоснования феномена духовного аристократизма, в котором, по словам автора, в концентрированном виде выражены природа и судьба России.

В ходе всего повествования мы встречаем многочисленные попытки определить духовный облик подлинного российского аристократа. И оказывается, что нет истинного аристократизма ни у политических деятелей, ни у «новых русских», ни у современных артистов, журналистов, нет его в криминальном мире, нет его нигде. «Русская аристократия не существует теперь ни в виде особой социальной прослойки, ни в виде отдельных личностей. Жив только дух аристократизма, рассыпавшийся отдельными черточками по индивидам и группам» (с. 108). В последнее время произошло страшное опошление России, духовно-нравственная деградация. В этом главная беда России, а не политические и экономические проблемы, которые всецело зависят от главного — нравственного состояния жизни народа.

Каков же нравственный облик аристократа духа?

Аристократ — это прежде всего человек, который живет вопреки всей корыстной, прагматической логике жизни, потому что он старается жить по законам нравственной правды. Это тяжелая ноша - быть порядочным человеком, сохранять высокий моральный облик на фоне всеобщей развращенности и порочности. И не только тяжелая, но и трагическая. Аристократ находится как бы в промежуточном состоянии. Он решительно не приемлет обывательской пошлости, но он не может полностью отдаться и религиозной сверхреальности, ибо «не вера, а неуверенность» (с. 103) характерны для нравственного восприятия жизни. Автор пишет: «Для русского аристократа нравственное благородство - высшая цель, а нравственность — единственная подруга, которой хранит он рыцарскую верность» (с. 12).

И здесь мы сталкиваемся с огромной сложностью и парадоксальностью феномена русского аристократизма, может быть, самого загадочного явления в русской душе. Здесь все непросто. В.П. Фетисов говорит: «Если бы аристократ поверил, то стал бы святым» (с. 12). Он честно признается, что аристократу недостает веры: «Пока же для него существует лишь одна святость — святость принципов и одно убежище — нравственное благородство» (с. 12).

Такое ощущение, что аристократ сознательно избирает трудный, но нравственный путь и сознательно не столько не может, сколько не хочет встать на путь религиозности.

И можно было бы упрекнуть автора в духовной гордыне, если бы это была только лишь личная позиция автора. Но за ним целое явление, колоссальной мощности феномен русской духовной культуры. И данная книга — внесение своего голоса в обозначенную проблему. Да и вовсе не закрыт путь истинному аристократу к Богу, все дело в нравственности. «Только нравственный человек может поверить в Бога и только нравственному человеку доступны тайны природы». (с. 91). Эти слова обращены прежде всего к разочаровавшимся в науке и сомневающимся в религии.

Книга затрагивает много сложных, мучительных вопросов для русского сознания. И все они выстраданы, чувствуется глубокая боль за нынешнее бедственное положение России. Уже никто не имеет подлинного аристократического духа, а особенно сегодняшние «господа»: «Таковы господа без рода и племени, совершенно не понимающие Россию, ее народ, ее культуру, уверенные, что любая мерка государственного устройства и экономического порядка подойдет ей, если экономически выгодна. Всю жизнь завидовавшие Западу, они разучились любить Родину» (с. 67).

Как ни странно, но к этой книге подошел бы подзаголовок ницшевской работы «Так говорил Заратустра»: «Книга для всех и ни для кого». Для всех — для людей и ни для кого — потому что нет больше аристократов. Отсюда тоска.

При всех достоинствах книги есть один принципиальный момент, с которым нельзя согласиться. Это убежденность автора в том, что главной чертой русского народа является нравственность, а не религиозность. В этом явное желание автора видеть в морали автономную, самодостаточную систему. Но основание нравственности нельзя искать только в человеке, его порядочности, даже аристократизме. Вне веры все этические принципы оказываются без опоры, что открывает дорогу видеть в этих принципах чистую условность. И русские ищут не просто Правду, а Божию Правду прежде всего.

Можно много спорить об этом с автором. Но он имеет полное право на свое видение проблемы.

Здесь нет возможности даже кратко проанализировать интереснейшие философские изыскания в главах о смерти и смысле жизни. К сожалению, в нашей литературе редко встречаются такие простые, ясные и одновременно глубокие мысли.

Картина будет не полной, если не сказать несколько слов о стиле. Многие высказывания автора претендуют на афористичность высокого уровня. Глубина мысли «простого» языка - чрезвычайно редкое явление в наши дни. Сейчас скорее соревнуются в красноязычии в ущерб смыслу. Но известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Здесь вы не встретите путаных мыслей, недосказанностей, терминологической перегруженности, постмодернистских семантических вывертов. Автор хорошо представляет проблему, она пережита и глубоко продумана и изложена в соответствующей форме.
 

 


Современный мир и Россия. Выход из русского кризиса

Воронежское прошлое

Русская школа

Русская идея

Суворинские страницы

Литературный раздел


Рецензии

Т. Дорофеева. Рецензия на книгу С.Е. Шамаевой «Библия и преподавание литературы»

В.В. О духовном аристократизме. Рецензия на книгу В.П. Фетисова «Философия морали. Тоска по русскому аристократизму»

А. Минаков. Апология просвещенного консерватизма. Рецензия на монографию Л.М. Искры «Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве и истории»

C. Иванов. На окраине русского века. О книге стихов Владимира Шуваева «Последняя вера»


Читатели о книгах