главная

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ

ГОРОДСКИЕ

БЛАГОЧИНИЯ АВТОРСКИЕ

КАК НУЖНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ

Не желающие исповедоваться говорят иногда: "Зачем это нужно рассказывать свои грехи священнику? Разве Бог и без того не знает наших грехов? И разве Он не может простить нам их без исповеди?".

Исповедовать свои грехи, то есть пересказывать их перед священником, необходимо не потому, что иначе они останутся неизвестными Богу, а потому, что это полезно и необходимо для самого кающегося.

Наше чистосердечное испо­ведание грехов перед священником показывает, прежде всего, нашу искреннюю готовность осудить себя за эти грехи. Кто имеет решимость высказать свой грех пред духовником, чтобы исцелиться от греха, тому, очевидно, этот грех стал уже неприятным, стал ему чужим. Исповеданный грех как бы становится вне нашей души, выходит из нее, подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Никогда человек не осудит сам в себе своего греха с такой искренностью и ясностью, как он осуждает его, высказывая его духовнику. Это несомненный факт нашей душевной жизни. Объясняется он тем, что открытое исповедание греха пред духовником смиряет нашу гордость, часто не желающую иметь свидетелей недостатков и грехов наших, особенно постыдных.

Эта наша гордость и внушает нам мысль о том, что достаточно одного внутреннего сознания греха пред Богом, ибо ей легче сознаться в своей ошибке пред Невидимым Богом, чем в присутствии видимого и нам подобного человека.

Исповедь пред священником необходима еще и потому, что ему дана власть прощать или не прощать грех. Как же священник простит или не простит грешника, если ему неиз­вестны грехи последнего?

Сам кающийся может ли иметь твердую уверенность в том, что его грехи прощены и что он очистился от них, если не будет видимого знака этого прощения и Очищения в разре­шительной молитве священника? Разрешение духовника совершенно успокаивает грешника, и он уходит от него с радостью и миром в душе!

За исповедью обыкновенно следует причащение Святых Христо­вых Тайн, но допустить к этому причащению священник может только верующего и кающегося, а потому и необходимо исповедание грехов пред священником.

Наконец, исповедь пред священником нужна еще и потому, что священник, ознакомившись с состоянием совести грешника, может дать ему полезный совет, указать ему правильный порядок жизни и, таким образом, предостеречь его от повторения в будущем сделанных раньше грехов.

Как готовиться к исповеди?

Мы обыкновенно живем в такой суете, что нам бывает очень трудно сосредоточиться на своем внутреннем душевном состоянии и сильно почувствовать свою греховность.

Чтобы помочь нам в этом, Церковь установила перед исповедью говение, которое состоит в том, что мы на несколько дней оставляем свой обычный образ жизни, постимся, посещаем богослужение, читаем духовные книги и проводим время в одиночестве или, еще лучше, с человеком, одинаково с нами настроенным.

Благодаря посещению храма, чтению и отрешенности от обычной нашей светскости, мы входим в новый мир, с преобладанием в нем духовных. интересов. Мы больше думаем о Боге и ближе чувствуем Его в себе, в нашем сознании яснее выступает наша внутренняя жизнь и ее нехорошие, греховные стороны...

Бывает иногда, что совесть наша сразу указывает нам все наши духовные язвы. Это бывает тогда, когда наша совесть достаточно чутка, или если мы совершили какой-нибудь особенно тяжкий грех.

Но иногда наша совесть молчит. Люди невнимательные, не придающие исповеди серьезного значения, так и приходят на исповедь, не зная, в чем каяться. И когда духовник обратится к ним с вопросом, в чем они чувствуют себя грешными, они обыкновенно отвечают: "Особенно ничем. Грешен, как и все люди, делом, словом и помышлением".

Ответ . этот совершенно недостаточен. Он показывает, что такие исповедники или не имели времени или поленились поглубже вникнуть в себя, а потому и не заметили в себе ничего особенного. Они не сделали испытания своей совести, которое каждый легко может сделать, проверив себя по заповедям Божиим.

Исповедовать нужно не только особенные грехи, - но всякую вообще нечистоту души, и искренно, сознающий эту нечистоту иногда сильнее скорбит о маленьком проступке, нежели другой легко­мысленный человек - о тяжком преступлении. Тяжесть греха в значительной степени определяется чуткостью нашей совести.

Исповедь должна быть вполне чистосердечной. Радоваться тому, что духовник не спросил грехов, могут только люди, не имеющие никакого понятия о цели исповеди. Ведь если грех утаен, не высказан на исповеди, то это значит, что он в нас остался...

Кроме самоосуждения и чистосердечия мы должны принести на исповедь еще и искреннее желание не повторять более совершенных нами грехов. Сделанные грехи должны казаться нам отвратительными, мы стряхиваем их с себя и отныне хотим начать новую, чистую жизнь!

Протоиерей Сергий Четвериков

© Издание Покровского кафедрального собора г. Воронеж