главная

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ

ГОРОДСКИЕ

БЛАГОЧИНИЯ АВТОРСКИЕ

Пора духовной весны

Наступил Рождественский пост, и радуется наша душа, как радуется она у земледельца, когда приходит весна и можно выехать в поле и, отрешившись от всех других дел и забот, оставить их там, вдали, за пределами этого свежего простора, этого океана воздуха, этой черной, будто маслянистой земли, вдохнуть полной грудью и, сконцентрировав все свои усилия, внимание, умение, усердие, прокладывать и прокладывать борозду за бороздой и бросать в них полновесные золотистые зерна. А потом, выйдя, как из парной, на край поля, задуматься об урожае, о том, что его надо еще выходить, и как это трудно, но необходимо. И радостно, и тревожно на душе в такие минуты, но перевес берет светлая надежда, и переполняется она чем-то теплым, добрым, и влечет ее в небо, и манят дали … Весна. Дар Божий.

Каждый год совершает Господь великое чудо обновления природы, давая человеку возможность посеять и вырастить хлебные злаки и всякий овощ для пропитания. Но творит Господь и духовную весну – не как время года, а как состояние души, для каждого подвизающегося на покаянной стезе.

Что такое покаяние? В переводе с греческого это слово означает изменение. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17) – именно с этих слов, с этого призыва, с провозглашения этого самого главного условия, необходимого для спасения души, началось общественное служение Иисуса Христа. Покайтесь. Изменитесь. И изменитесь в лучшую сторону. Но для чего? Для того, чтобы уже здесь, на земле, обрести Царство Божие, которое, по словам Спасителя, «внутрь вас есть» (Лк. 17,21). Сделать себя обителью Бога, жилищем Духа Святого – это значит восстановить гармонию отношений с Творцом и достичь выполнения предназначения человека – быть в общении со своим Создателем. «Святое общение с Богом» есть то «конечное (т.е. высшее) благо, которым мы могли бы быть истинно блаженными», - говорит блаженный Августин. Цель эта настолько высокая, что достичь ее своими силами человек не может. «Благодать Святого Духа соделывает нас самих, если мы проводим благочестивую жизнь, храмами Божиими», - пишет святой Иоанн Златоуст. Но это не значит, что нам не надо трудиться.

Мы должны трудиться. И выполнять свой труд с сердечным желанием, и совершать его наилучшим образом, ибо сказано: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10). Подобно земледельцу, отодвинув от себя все другие заботы и дела, мы должны заниматься возделыванием поля своей души. Сокрушаться о грехах своих и стараться искоренить их, переворачивая, перепахивая все пласты в сознании своем и чувствах. Заботиться о том, чтобы не осталось в душе беспечности, непостоянства, обольщения земным, а стала бы она доброй почвой и посеянное в нее дало плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (Мф. 13, 8) и даже малое горчичное зерно выросло в ветвистое дерево, под сенью которого могли бы укрываться птицы небесные (Мк. 4, 31, 32). А выйдя из слезной бани покаяния, размышлять о том, как удержаться от порочных действий и сберечь в душе молодые побеги новой жизни. Но не обольщаться успехами, памятуя о том, что все наши усилия и старания – лишь малые капли в океане того высокого и великого, необходимого и полезного, что творит для нас Господь.

Святитель Григорий Нисский, столп Православия и отец отцов, как называли его современники и VII Вселенский Собор, пишет: «Соделывающий для нас душевную весну и надлежащим возделыванием возращающий человеческое в нас, сперва вместо побегов прекрасно извергает из естества все, что есть в нем земляного и неполезного, очищая исповедью от излишеств, и потом уже правилами более образованной жизни налагая на него некоторые черты чаемого блаженства, как бы цветом каким провозвещает будущую сладость смокв». Этот отрывок приоткрывает нам тайну нашего духовного делания. Богодуховенные строки его говорят о том, как велика для нас помощь Божия. Человеколюбец Бог, Творец и Владыка наш, соделывает для нас весну души, взращивает в нас человеческое – Богоподобные качества и свойства, которые были присущи первым людям, прародителям нашим до их грехопадения. Он очищает наше естество от всего низкого исповедью. И Он правилами более образованной жизни, как говорит святитель, налагает на очищенное естество наше некоторые черты чаемого блаженства, такого блаженства, которое неотделимо от Царства Небесного. Разъяснение находим у святителя Иоанна Златоуста.

«Если нужно получить Царство Небесное, - пишет святитель, - то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться в добродетелях. Ибо от порочных действий нужно удерживаться для того только, чтобы освободиться от геены, но чтобы наследовать Царство Небесное, необходимо стяжать добродетель». Как же стяжать? «Исполнивший все заповеди, - говорит преосвященный епископ Феофан, - благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Творца».

Любовь Божия не оставляет нас без помощи. Божественная благодать в соединении с нашим искренним желанием измениться, отказаться от греха и начать новую жизнь – в Боге и с Богом – творит чудо, тот таинственный и коренной нравственно- свободный переворот, который вызывает к жизни новое состояние души, обновленной, преображенной и – может быть и такое – овеянной, на какие-то мгновения, по милости Божией, неземной радостью, которая возможна только в Царстве Небесном.

Труден подвиг поста. Через сокрушение о грехах своих, через слезную баню покаяния, через медленный и тяжелый, занимающий все время и пространство жизни, оттесняющий другие заботы и устремления нравственный труд пролегает путь. «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию…»

На дворе стужа и ветер, и темные тучи вот-вот прольются холодным дождем. А впереди – снега и морозы и продолжительный сон земли. Но не хмурый небосвод, а высокое небо расстилается перед очами души, и священный трепет вдруг коснется ее, и сквозь покаянное настроение, подобно тоненькой полоске света на предутренней зорьке, обещающей наступление дня, пробивается светлая радость. Господи, Ты совсем близко, Ты совсем рядом, и я иду на встречу с Тобой. «Имже желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 6, 41). И «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38, 39).

Живой союз с Богом и единение в любви – залог спасения нашего. И если мы первыми протянем Ему руку, Он подаст нам десницу Свою, чтобы восставить нас. И дарует нам духовную весну.

Т. Белова

© Издание Покровского кафедрального собора г. Воронеж